Положение об индивидуальном проекте в КГБПОУ «Славгородский аграрный техникум»


Главное управление образования и науки Алтайского края
КГБПОУ «Славгородский аграрный техникум»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № 1
от 10.10.2016
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_______________А.Н. Авраменко 10.10.2016
ПОЛОЖЕНИЕ
об индивидуальном проекте в
КГБПОУ «Славгородский аграрный техникум»
Славгород 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… 3
2.ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ………………………………………………………………….. 4
3.ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА……… 5
4.ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ……………………………………… 5
5.ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И НАПРАВЛЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ………………………………………... 6
6.ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА……………………………………………………………………. 8
7.СРОКИ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИТОГОВОГО ПРОЕКТ……………………………………………………. 10
8.ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА…….. 11
9.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА…………………………………………………………………… 12
10. РУКОВОДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА………………. 15
11. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТУДЕНТА………………………. 16
12. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16
13.ХРАНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ…………………… 17
14.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………… 17
15.ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….. 18
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Положение об индивидуальном проекте в краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Славгородский аграрный техникум» (Далее – Положение) определяет порядок организации деятельности обучающихся по выполнению индивидуального проекта.
Настоящее Положение разработано в соответствии нормативными документами:
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утверждённым Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1578;
-Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по специальностям: 21.02.04 Землеустройство, 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 36.02.01 Ветеринария;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утверждённым Приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013г. № 464;
- действующим Уставом краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Славгородский аграрный техникум».
Проект - это форма организации совместной деятельности обучающегося и руководителя (преподавателя), направленная на достижение поставленной цели и решение проблемы, значимой для обучающегося, оформленная в виде конечного продукта.
Под проектной деятельностью понимается целенаправленно организованная деятельность, объединяющая педагогов и обучающихся.
Проектная работа представляет собой деятельность, выполняемую обучающимися в рамках одной или нескольких учебных дисциплин, способствует повышению качества образования, позволяет использовать полученные знания, освоить различные формы и методы практической работы.
Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), помогает развитию творческих способностей и логического мышления.
Включение обучающихся в проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на всех уровнях образования, который обеспечивает достижение обучающимися метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Проектная деятельность для преподавателей является одной из форм организации учебной деятельности, развития компетентности, повышения качества образования.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимися 1-х курсов в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом на самостоятельную работу.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одной общеобразовательной дисциплины в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной.
Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, иного.
Индивидуальные проекты могут выполняться как по базовым, так и по профильным учебным дисциплинам.
Основные направления разработки индивидуального образовательного проекта реализуются в соответствии с выбранным профилем обучения.
На весь период изучения дисциплин общеобразовательного цикла предусматривается выполнение не более одного индивидуального проекта.
Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося; его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки.
2.ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ
Для студента: демонстрация достижений в самостоятельном освоении избранной области.
Для преподавателей:
-развитие творческого потенциала студента, активизация его личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента);
-развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий студента.
3.ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Формирование умения осуществлять поэтапное планирование деятельности (студент должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбирать подходящую информацию, правильно её использовать).
Развитие умения обобщать, анализировать, систематизировать, оформлять, презентовать информацию; развитие навыков публичного выступления.
Формирование позитивного отношения у студента к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
4.ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ
Проектная деятельность является обязательной формой деятельности для студентов первого курса, обучающихся на базе основного общего образования и осваивающих общеобразовательные дисциплины в рамках ППССЗ по специальностям: 21.02.04 Землеустройство, 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 36.02.01 Ветеринария.
Для организации проектной деятельности каждый преподаватель определяет тематику проектов по своей дисциплине и прописывает их в рабочей программе.
Темы индивидуальных проектов должны соответствовать рекомендуемой примерной тематике индивидуальных проектов в рабочих программах учебных дисциплин.
Обучающиеся выбирают тему проекта из предложенных преподавателями или предлагают свою, выбирают руководителя и пишут заявление на утверждение выбранной ими темы индивидуального проекта (см. Приложение 1)
Темы индивидуальных проектов, требования к ним и рекомендации по их выполнению доводятся до сведения первокурсников в течение первых двух месяцев учебы.
Тематика индивидуальных проектов рассматривается на заседании МЦК, согласовываются с заместителем директора по УР, утверждается приказом директора.
Руководителем проекта является преподаватель, координирующий проект и контролирующий соблюдение сроков его выполнения.
Проектные задания должны быть чётко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с обучающимися составлена индивидуальная программа выполнения проекта (см. Приложение 2).
В процессе работы над проектом могут вноситься уточнения и корректировки в отдельные направления исследования.
Защита проектов по учебным дисциплинам проводится на уровне группы в любой форме в рамках учебного времени, отведенного на изучение дисциплины согласно утвержденному графику.
По итогам защиты лучшие проекты могут быть рекомендованы для представления на научно-практической конференции, проходящей в рамках Дня науки в техникуме, а также представляться на конкурсы научно-исследовательских работ внешнего уровня.
В ходе работы над индивидуальным проектом обучающийся получает оценку, которая вносится в учебный журнал.
Оценка индивидуальных проектов студентов производится руководителем проекта в соответствии с критериями.
На защите проектов могут присутствовать заместитель директора по учебной работе, методист, заведующий отделением, председатель МЦК.
5.ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И НАПРАВЛЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
5.1. Индивидуальные проекты могут быть следующих типов:
по содержанию:
метапредметные - относящиеся к определённой области деятельности;
монопредметные - проводятся, как правило, в рамках одной дисциплины или одной области знания:
- историко-социокультурное направление, предполагающее историко-краеведческие, социологические, обществоведческие исследования (включает в себя выполнение проектов по одной или нескольким дисциплинам учебного плана предметной области «общественные науки»);
- филологическое направление, ориентированное на этическое и эстетическое развитие обучающихся (включает в себя выполнение проектов по одной или нескольким дисциплинам учебного плана предметных областей «филологии», «иностранный язык»);
- естественно-научное направление, ориентированное на формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (включает в себя выполнение проектов по одной или нескольким дисциплинам учебного плана предметных областей «математика и информатика», «естественные науки», «физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности»);
- направление в соответствии с выбранной профессией или специальностью, предполагающее научное исследование в различных предметных областях.
по доминирующей деятельности (см. Приложение 3):
информационный (поисковый) направлен на сбор информации об объекте, явлении, на ознакомление с ней участников проекта, её анализ и обобщение фактов;
исследовательский – подчинённый логике небольшого исследования, имеет структуру, совпадающую с исследованием;
творческий – предлагает максимально свободный подход к представлению результата (спектакль, сценарий, концерт, шоу, акция и т.д.);
практико-ориентированный (прикладной) – нацелен на социальные интересы участников проекта или заказчика;
игровой (ролевой) - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
5.2. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
5.3. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
эссе, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчет о проведенных исследованиях;
научно-исследовательская работа;
художественная творческая работа (в области литературы), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения,
компьютерная анимация;
материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
презентация PowerPoint;
стендовый доклад;
видеоролик или видеофильм;
виртуальная экскурсия;
Web-сайт;
газета, журнал (статья);
социальный плакат;
научно-исследовательская работа;
папка с информационными материалами;
анализ данных социологического опроса;
коллекция;
сценарий мероприятия;
буклет;
другое.
5.4. Представление (презентация) индивидуальных проектов может быть проведено в форме:
компьютерной презентации с описанием продукта,
демонстрации прибора, макета, конструкции, web-сайта или страницы,
сценария, экскурсии, стендовых отчётов, фотоальбома, модели, сочинения, сборника творческих работ, видеофильма, карты, музыкального произведения, игры, деловой игры, бизнес-плана и т.д.;
схемы, алгоритма, таблицы, пособия (в том числе на электронном носителе), сборника упражнений, практикума,
реферата, включающего результаты эксперимента, опытов, решений и т.д.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Объём письменной исследовательской работы - от 10 до 15 печатных страниц формата А4 (без приложений).
При выполнении индивидуального проекта обучающимся следует использовать Методическое пособие для студентов и преподавателей КГБПОУ «Славгородский аграрный техникум» «Правила оформления и общие требования к текстовым документам, 2016 г.
Индивидуальный проект должен иметь следующую структуру:
Структура Требования к содержанию
Титульный лист
Содержит:
наименование образовательной организации;
вид индивидуального проекта (исследовательская работа или проектная работа);
тему работы;
фамилию, имя, отчество, курс, группа, специальность автора;
фамилию, имя, отчество руководителя;
город и год
Содержание
Следует за титульным листом.
Включает в себя все структурные элементы работы (заголовки):
введение;
главы, параграфы;
заключение;
список использованных источников;
приложения.
Введение
(1-2 страницы) Содержит основные положения, обоснованию и проверке которых посвящена работа.
Включает в себя:
актуальность;
проблему исследования;
формулировку темы, объект и предмет;
цель и задачи, гипотезу, методы исследования;
структуру работы;
практическую значимость и научную новизну исследования;
краткий анализ использованных источников.
Основная часть
Может содержать две главы:
Глава 1 (теоретическая) содержит теоретическое обоснование темы исследования, итоги анализа специальной литературы).
Глава 2 (практическая) описывает практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей и изучаемых явлений. Каждая глава завершается выводами .
Заключение
(1страница) В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Необходимо отметить степень достижения цели, результаты проверки условий гипотезы, обозначить перспективы дальнейших исследований.
Список использованных
источников Должен содержать перечень источников, использованных в процессе выполнения проекта.
Приложения Размещаются после списка использованных
источников.
В оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики. Каждое приложение оформляется на отдельном листе, имеет название, нумеруется арабскими цифрами в верхнем правом углу.
Приложения носят вспомогательный, справочный характер. В них могут быть представлены краткие описания используемых методик, образцы документации, различного рода таблицы и графические материалы, фотографии, копии архивных документов и т.п.
Мультимедийная
презентация
проекта Мультимедийная презентация проекта содержит
основные положения и результаты проекта
(исследовательской работы), может включать авторские
фото-, видео- и аудио-материалы. При использовании
заимствованных фото-, видео- и аудио- материалов
обязательно указание автора.
Электронный
носитель Содержит в себе всё содержание проектной папки
Необходимо соблюдение разработчиком проекта норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.
В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Для оформления документации индивидуального проекта утверждаются следующие формы: Титульный лист, Содержание, Список использованных источников (см приложения 4, 5, 6).
7.СРОКИ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИТОГОВОГО ПРОЕКТА
7.1. Индивидуальный проект выполняется студентом в течение одного года (1-й курс обучения) в зависимости от времени изучения общеобразовательной учебной дисциплины и ее места в учебном плане. Сроки подготовки и защиты индивидуального итогового проекта определяются регламентом.
7.2. Регламент работы над проектом:
№ Этап/ срок Содержание работы Представление результата
1. Подготовительный
(Сентябрь) Определение темы, цели и задач индивидуального итогового проекта.
Утверждение списков обучающихся и руководителей Список тем проектов, утверждение тем на заседании МЦК.
Приказ о закреплении тем за студентами.
Списки групп, назначение руководителей
2. Планирование
(Октябрь-ноябрь) Формулировка проблемы.
Определение метапредметных планируемых результатов.
Определение источников информации, способов сбора и анализа.
Определение способа представления результата.
Установление процедур и критериев оценки результатов.
Оформление установочных процедур проектирования. План (программа) работы над проектом.
Приказ директора
Заявление обучающихся об утверждение темы проекта
3. Работа над проектом
(Ноябрь-март) Выдвижение гипотез, сбор информации, решение промежуточных задач.
Подбор инструментария и его применение: проведение экспериментов и опытов
Консультирование.
Подготовка конечного продукта.
Формулировка выводов.
Самоанализ полученного результата.
Планирование формата оформления работы к публичной защите.
Подготовка мультимедийной презентации – отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов и других материалов Выступление руководителей индивидуальных итоговых проектов обучающихся на методическом совете, на заседании МЦК
4. Рефлексия. Защита индивидуального итогового проекта
(Апрель-май) Экспертиза проекта.
Выводы и предложения.
Выявление находок, проблем и поиск направлений развития. Защита проектов. Определение уровня сформированности метапредметных планируемых результатов
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
текст выступления на защите (доклад) (см. Приложение 7) (объемом не более 3 страниц) с указанием: исходного замысла, цели и назначения проекта;
краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов ;
отзыв руководителя (см. Приложение 8), содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: инициативности и самостоятельности; ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); исполнительской дисциплины.
Защита проекта осуществляется на занятии. У обучающегося имеется возможность публично представить результаты работы над проектом и продемонстрировать уровень овладения отдельными элементами проектной деятельности.
Публичная защита индивидуального итогового проекта проводится в устной форме с обязательной демонстрацией фрагментов проекта или презентации и не должна превышать 5-7 минут, количество слайдов в презентации – не более 15.
После завершения выступления обучающийся должен ответить на вопросы преподавателя и присутствующих (если таковые возникли).
Публичное представление индивидуального итогового проекта обучающегося должно содержать:
обоснование выбранной темы, доказательства её актуальности,
цели и задачи проекта и степень их выполнения,
обязательное указание на степень самостоятельности проделанной работы,
описание возможностей применения продукта на практике в разных сферах деятельности:
а также учитывается:
эмоциональное воздействие на слушателей,
правильность речи, артистичность,
умение реагировать на вопросы, аргументируя свой ответ,
дизайн проекта.
Все демонстрационные материалы для защиты индивидуального итогового проекта должны быть заранее записаны на компьютер, использующийся во время защиты.
Результаты защиты проекта оцениваются преподавателем. По итогам защиты представленного индивидуального проекта руководитель проекта составляет отзыв и выставляет оценку.
Оценка за выполнение и защиту индивидуального проекта вносится в протокол (см. Приложение 9).
Доклад студента может сопровождаться презентацией, которая выполняется в программе Microsoft Power Point. Требования к оформлению электронной презентации автора индивидуального проекта (примерные) приведены в Приложении 10, требования к оформлению титульного листа - в Приложении 11.
Продолжительность презентации не более 5-7 минут.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
9.1. При описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта по каждому из четырех критериев:
способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;
сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
9.2. Критерии оценки проектных работ
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем (балл)
1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 1
Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных источников 2
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников 3
1.2. Постановка проблемы Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный 1
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), но план действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный 2
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы 3
1.3. Актуальность и значимость темы проекта Актуальность темы проекта и ее значимость для студента обозначены фрагментарно на уровне утверждений 1
Актуальность темы проекта и ее значимость для студента обозначены на уровне утверждений, приведены основания 2
Актуальность темы проекта и ее значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для студента, но и для техникума, города 3
1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы 1
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте 2
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы 3
1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода 1
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества 2
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 3
1.6. Полезность и востребованность продукта Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан неявно 1
Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта 2
Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению 3
2. Сформированность предметных знаний и способов действий (балл)
2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели могут быть до конца не достигнуты 1
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными 2
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты 3
2.2. Глубина раскрытия темы проекта Тема проекта раскрыта фрагментарно 1
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках программы 2
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки программы 3
2.3. Качество проектного продукта Проектный продукт не соответствует большинству требований качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1
Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3
2.4. Использование средств наглядности, технических средств Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну презентации 1
Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада 2
Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы 3
3. Сформированность регулятивных действий (балл)
3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 1
Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении 2
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3
3.2.  Постановка цели, планирование путей ее достижения Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения 1
Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно 2
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения, самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности 3
3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и полученного результатов 1
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте 2
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы 3
3.4. Соблюдение регламента защиты (не более 5–7 мин.) и степень воздействия на аудиторию Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию 1
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента 2
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент 3
4. Сформированность коммуникативных действий (балл)
4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; присутствует культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления 1
Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; присутствует культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют 2
Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; наблюдается правильность речи; точность устной и письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют 3
4.2. Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения 1
Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения 2
Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения 3
9.3. Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей.
Отметка «отлично» 44-48 баллов
Отметка «хорошо» 39-43 балл
Отметка «удовлетворительно» 35-38 баллов
9.4. Отметка за выполнение проекта выставляется в журнал.
10. РУКОВОДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ
Руководитель индивидуального проекта должен:
совместно со студентом определить тему и план работы по индивидуальному проекту;
мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту;
совместно со студентом определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации;
оказывать помощь студенту по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов проектирования;
контролировать выполнение студентами плана работы по выполнению индивидуального проекта.
Руководитель индивидуального проекта имеет право:
требовать от студента своевременного и качественного выполнения работы в соответствии с разработанным графиком выполнения проекта;
использовать в своей работе имеющиеся в образовательной организации информационные ресурсы, программное обеспечение оборудование, материалы, инструменты, приспособления;
обращаться к администрации образовательной организации в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального проекта.
11. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТУДЕНТА
Студент должен:
выбрать тему индивидуального образовательного проекта в установленные сроки;
посещать консультации и занятия по индивидуальному проекту;
ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального проекта, соблюдать график выполнения индивидуального проекта;
предоставить готовый индивидуальный проект руководителю в установленные сроки;
публично защитить индивидуальный проект..
Студент имеет право:
выбрать тему и руководителя индивидуального проекта или предложить собственную тему проекта;
пользоваться консультациями и информационной поддержкой руководителя на любом этапе выполнения индивидуального проекта;
использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы техникума;
обращаться к администрации по вопросам некачественного руководства проектом.
12. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общее руководство проектной деятельностью осуществляет заместитель директора по учебной работе.
Заместитель директора по учебной работе готовит приказ, в котором отражается закрепление тем индивидуальных проектов за студентами, назначение ответственных преподавателей за выполнение индивидуального проекта студентами, распределение по учебным дисциплинам часов консультаций по выполнению студентами индивидуального проекта.
В рамках проектной деятельности на методиста возлагаются следующие функциональные обязанности:
- оказание методической и консультационной помощи педагогам- руководителям по проектной деятельности;
- ведение мониторинга качества выполнения индивидуальных проектов;
- обеспечение организационно-педагогических условий для творческого роста студентов.
Ответственность за выполнение индивидуальных проектов возлагается на руководителей проектов, которые в конце учебного года отчитываются на заседании совета отделения о выполнении индивидуальных проектов обучающихся.
Контроль и организация работы по индивидуальным проектам возлагается на заведующих отделениями.
ХРАНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Выполненные обучающимися индивидуальные проекты хранятся 1 год у руководителя проекта.
По истечении указанного срока все индивидуальные проекты, не представляющие для техникума образовательной ценности, уничтожаются.
Списание индивидуальных проектов оформляется соответствующим актом.
Лучшие индивидуальные проекты (изделия и продукты творческой деятельности) по решению МЦК могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах и лабораториях техникума.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до замены новым.
Изменения и дополнения настоящего Положения оформляются приказом директора техникума.
С настоящим Положением должны быть ознакомлены студенты техникума.
Настоящее Положение публикуется на официальном сайте техникума.
Приложение 1
Образец оформления заявления
Директору КГБПОУ
«Славгородский аграрный техникум»
А.Н. Авраменко
от _______________________________
_________________________________,
(ФИО)
студента ____ курса _________группы,
обучающегося по специальности
_________________________________
(код, наименование)
заявление.
Прошу утвердить выбранную мною тему индивидуального проекта
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дисциплина___________________________________________________________
Тип проекта___________________________________________________________
Руководитель проекта___________________________________________________
(ФИО, должность)
Сроки выполнения проекта_______________________________________________
С Положением об индивидуальном проекте обучающихся КГБПОУ «Славгородский аграрный техникум» ознакомлен (а).
Индивидуальную программу выполнения проекта обязуюсь выполнять в установленные сроки.
«____»__________________20____г. __________/________________________/
(подпись) (ФИО)
СОГЛАСОВАНО:
Руководитель проекта
_______________/__________________________/
(подпись) (ФИО)
«____»_____________20____г. Приложение 2
Образец оформления задания
Главное управление образования и науки Алтайского края
КГБПОУ «Славгородский аграрный техникум»
УТВЕРЖДАЮЗаместитель директора по учебной работе
________________Л.И.Пасько«___»_________________201__ г
ЗАДАНИЕ
на выполнение индивидуального проекта по дисциплине
_________________________________________________________________
Обучающемуся_________________________________________________________ (Ф.И.О студента полностью)Специальности________ __________________ ______ курса группы _________
код и наименование
Руководитель___________________________________________________________(Ф. И. О.) ______________________________________________________________________ (должность)1. Тема _______________________________________________________________
______________________________________________________________________
утверждена приказом № _____ от «____» ________________ 201___ г.
1. Содержание работы (примерный перечень вопросов, подлежащих разработке в индивидуальном проекте)______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Примерный перечень графического материала (таблицы, графики, диаграммы, слайды и т.д.)_________________________________________________________ _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3. Перечень основной литературы
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Срок сдачи студентом работы «______» __________________ 201_ г.
Руководитель___________________________________________________________
(Ф.И.О., подпись)Задание получил «____» ________________ 201_ г. __________________________ (подпись студента)
Образец оформления индивидуальной программы выполнения проекта
Оборотная сторона приложения
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
_________________________________________________________________
(название проекта)
___________________________________________________________________
(ФИО обучающегося)
__________________________________________________________________
(группа, курс, специальность)
__________________________________________________________________
(ФИО руководителя)
Этапы Виды деятельности Дата выполнения Отметка
о выполнении
Подпись руково-дителя
Планиру-емая Факти-ческая Подготовительный период Выбор темы проекта и выдача заданий. Формулирование цели и задач проекта. Планирование структуры проекта Выдвижение основной гипотезы Определение источников информации Определение способов сбора и анализа информации Согласование процедур и критериев оценки результатов Работа над проектом Сбор необходимой информации, работа с источниками Работа с полученной информацией (анализ, обработка и обобщение) Проведение экспериментов и опытов (формулирование выводов) Самоанализ полученного результата Подготовка проекта к публикации Оформление результатов Планирование формата оформления работы к публичной защите Подготовка мультимедийной презентации – отчета о ходе выполнения проекта с
объяснением полученных результатов Подготовка других материалов, необходимых
при защите проекта Пуб. защита Самоанализ и внешний анализ уровня защиты Утвержден к разработке «____» ___________ 201___г. Сроки выполнения____________
СОГЛАСОВАНО
Обучающийся________________________________________________________________
«____»_____________201___ г.
Руководитель проекта_________________________________________________________
«____»_____________201___ г.
Приложение 3
Типы и характеристика учебных проектов
Тип проекта Краткая характеристика
1. Информационный Цель проекта - сбор информации о каком-либо объекте или явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение, а также представление в виде рефератов, статей, докладов, фото- и видеоматериалов, таблиц, схем и т. п. В ходе выполнения таких проектов у студентов формируются умения и навыки поиска, обработки и представления информации. Информационные проекты могут интегрироваться в исследовательские.
2. Исследовательский Моделирует ситуацию реального научного поиска. Такой проект предполагает доказательство актуальности темы исследования, формулирование проблемы, предмета, задач и методов исследования, определение источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку путей ее решения, проведение эксперимента, обсуждение и оформление результатов исследования (научная публикация, научный отчет, участие в конкурсе проектов и т. п.)
3. Творческий Отличается от других типов проектов четко продуманной структурой оформления результатов проекта в виде сценария спектакля, видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, альбома, выпуска газеты, радиопередачи и др. В то же время структура совместной деятельности участников проекта детально не прорабатывается, она только намечается и развивается далее, подчиняясь жанру конечного результата.
4. Практико- ориентированный (прикладной) Отличается четко обозначенным с самого начала социально значимым результатом деятельности его участников. Этим результатом, например, может быть какое-либо наглядное, дидактическое пособие (схема, таблица, справочный материал, раздаточный материал в виде карточек и т п.), проект оформления столовой, учебных кабинетов и др. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Приложение 4
Образец оформления титульного листа индивидуального проекта
Главное управление образования и науки Алтайского края
КГБПОУ «Славгородский аграрный техникум»
КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРОВ
Индивидуальный проект
по информатике
Выполнил:
обучающийся 1 курса 440 группы
по специальности
38.02.04 «Ветеринария»
Иванов Иван Иванович
Руководитель проекта:
преподаватель информатики
Коноваленко Татьяна Николаевна
Оценка за проект_________________
________________________________
Подпись
«____»__________________201____г.
Славгород 2016
Приложение 5
Образец содержания
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ КЛИЕНТОВ………………………………………………………………………… 4
1.1. Понятие и виды услуг по кредитованию клиентов коммерческого банка............................................................................................................................ 4
1.2. Организация системы кредитования клиентов коммерческого банка............................................................................................................................ 5
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ КЛИЕНТОВ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ «ТРАСТ».................................................................... 6
2.1. Экономическая характеристика коммерческого банка «Траст».................... 6
2.2. Оценка эффективности системы кредитования коммерческого банка «Траст»........................................................................................................................ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................... 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… 13
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….. 14
Приложение 6
Пример оформления листа «Список использованных источников»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Один автор
Бовин А. А. Управление инновациями в организациях: учеб. пособие для вузов / А. А. Бовин. – 2-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2008. – 415 с.
Не более трёх авторов
Коноплев С. П. Менеджмент продаж: учеб. пособие для вузов / С. П. Коноплев, В. С. Коноплева. – М.: Инфра-М, 2009. – 303 с.
Более трёх авторов
История России : учеб. пособие для студентов всех специальностей / В. Н. Быков [и др.]; отв. ред. В. Н. Сухов / при участии Т. А. Суховой; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : СПбЛТА, 2001. – 231 с.
Книга под редакцией
Основы менеджмента: учебник для вузов / под ред. А. И. Афоничкина. Изд. прогр. «300 лучших учеб. для высш. шк. в честь 300-летия С.-Петербурга». – СПб.: Питер, 2007. – 522 с.
Описание учебного пособия
Основы менеджмента : учеб. пособие / сост. А. В. Герасимов ; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2007. – 66 с.
Описание статьи из журнала
6. Борисевич В. В. Государственная тайна под прицелом СМИ / В. В. Борисевич // Юриспруденция. – 2011. – № 3. – С. 54–61.
Описание статьи из газеты
7. Вислогузов В.  Регионы просят налогов / Вадим Вислогузов // Коммерсант. – 2011. – 19 сент. – С. 14.
Описание ресурсов удаленного доступа
Для электронных ресурсов удаленного доступа вместо слов «Режим доступа» используется аббревиатура «URL» - унифицированный указатель ресурса. После электронного адреса в круглых скобках приводят слова (дата обращения), указывают число, месяц, год.
Дирина А. И. Право военнослужащих Российской Федерации на свободу ассоциаций //Военное право: сетевой журнал. 2007. URL: http: //www. voennoepravo.ru/node/2149 (дата обращения: 19.09.2014).
Приложение 7
Требования к докладу автора индивидуального проекта
Доклад к индивидуальному проекту – это речь для ее защиты объемом 1-1,5 листа компьютерного текста.
В докладе (на 5-7 минут) кратко и четко излагаются основные положения индивидуального проекта. Для большей наглядности целесообразно подготовить презентацию в программе Microsoft PowerPoint на 10-15 слайдов.
Речь необходимо не зачитывать, а рассказывать, держаться уверенно.
Примерная структура доклада на защите индивидуального проекта
(согласовывается с руководителем проекта):
Обращение.
«Добрый день, уважаемые студенты и преподаватели, вашему вниманию предлагается исследовательская (проектная) работа на тему «________________».
Цель работы.
«Целью нашего исследование является: …»
Основные задачи по достижению цели.
При формулировке задач используются названия глав, при этом должны присутствовать глаголы – изучить, рассмотреть, раскрыть, сформулировать, проанализировать, определить и т.п …)
3.Актуальность темы.
«Актуальность темы объясняется тем, что …».
«Актуальность темы обусловлена тем, что…»
«Актуальность темы определяется следующими факторами: во-первых, …; во-вторых,…».
«Работа на избранную тему является актуальной в связи…»
Объект и предмет исследования.
«Объектом исследования является: … Предмет исследования: …»
Краткий обзор используемой литературы.
Приводится краткий обзор используемой литературы по избранной проблеме (степень разработанности проблемы).
Основное содержание работы.
Дается краткое содержание глав. Из каждой главы используются выводы или формулировки, характеризующие результаты. После краткого изложения содержания глав отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой работы. Не забудьте по окончании повествования поблагодарить присутствующих за внимание. Далее следуют ответы на замечания руководителя и вопросы членов комиссии.
Приложение 8
Форма отзыва индивидуальный проект студента
Главное управление образования и науки Алтайского края КГБПОУ «Славгородский аграрный техникум»
ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯна индивидуальный проект
Обучающегося__________________________________________________________(Фамилия Имя Отчество)
Специальности ______________группы_______________Наименование темы _____________________________________________________
Руководитель __________________________________________________________(Фамилия И.О.)
______________________________________________________________________ (место работы, должность)
Отмеченные достоинства:______________________________________________
______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________Отмеченные недостатки:_________________________________________________
______________________________________________________________________Заключение:____________________________________________________________
(актуальность темы, соответствие требованиям к индивидуальному проекту, оценка)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________Руководитель ___________________________________«____» __________ 201__ г. (подпись, расшифровка подписи)С отзывом ознакомлен _____________________________«____» _________ 201__ г. (подпись студента)
Содержание отзыва
Отзыв должен включать оценку:
-актуальности темы проектной работы;
-теоретического и практического уровня подготовки студента,
-самостоятельности при выполнении исследования;
-практической ценности проектной работы;
-умения студента работать с источниками информации и способности
-ясно и чётко излагать материал;
-соблюдения правил и качества оформления материалов;
-достоинств и недостатков проектной работы;
-общую оценку выполнения проектной работы.
Отзыв руководителя должен быть строго индивидуальным. Он составляется в произвольной форме с обязательным освещением следующих основных вопросов, касающихся качества работы студента над индивидуальным проектом:
- сроки получения студентом задания на выполнение индивидуального проекта, время начала выполнения работы;
- посещение студентом консультаций руководителя;
- личный вклад студента в разработку темы, степень его самостоятельности, инициативность при поиске информации, умение обобщать данные научной литературы и делать правильные выводы;
- использование в работе средств современной вычислительной техники;
- реагирование студента на замечания руководителя, своевременность исправления замечаний;
- полнота выполнения задания.
Приложение 9
Протокол защиты индивидуального проекта студентов
Специальность___________________________________________________
Курс_______
Группа________
№ п/п ФИО обучающегося Тема индивидуального проекта Набранный балл Оценка
Руководитель проекта____________________
«_____» ________________ 201____ г.
Приложение 10
Требования к оформлению электронной презентации автора индивидуального проекта
Электронная презентация создается в редакторе Power Point и является иллюстративным материалом к докладу при защите исследовательского проекта. Презентация представляет собой совокупность слайдов, раскрывающих основное содержание избранной темы.
Электронная презентация состоит не более чем из 15 слайдов и имеет следующее содержание:
Первый слайд: титульный лист с указанием наименования образовательной организации, темы исследовательского проекта, Ф.И.О. студента, учебной группы, специальности, Ф.И.О. руководителя (см. Приложение 11).
Второй слайд: цель и задачи исследовательской работы.
Третий слайд: актуальность темы, объект и предмет исследования.
Четвертый – двенадцатый слайды: содержание работы, основные результаты проведенного анализа исследуемой области, выводы. Результаты могут быть представлены в виде таблиц, графиков, диаграмм и схем, которые размещаются на отдельных слайдах и озаглавливаются.
Тринадцатый слайд: характеристика используемых источников.
Четырнадцатый – титульный лист.
Пятнадцатый – спасибо за внимание.
Требования к мультимедийным презентациям
Требования Примечания
Основные слайды
презентации Титульный слайд.
Паспорт проекта.
Основные слайды презентации.
Выводы или заключение.
5. Список использованных источников.
6. Завершающий слайд с благодарностью за внимание. На титульном слайде указывается информация, что и на титульном листе проекта
Размещение изображений (фотографий), их
оптимизация В презентации размещать только оптимизированные (например, уменьшенные с помощью Microsoft Office Picture Manager) изображения. Материалы располагаются на слайдах так, чтобы слева, справа, сверху, снизу от края слайда оставалось свободные поля. Плохой считается презентация, которая долго загружается из-за изображений, имеющих большой размер.
Сохранение презентаций Сохранять презентацию лучше как «Демонстрация PowerPoint». С расширением .pps Тогда в одном файле окажутся все приложения (музыка, ссылки и.т.д.)
Воздействие цвета На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). Помните – презентация нужна для демонстрации, для дополнения вашего выступления (а не дублирования его)
Цвет фона
Единство
стиля
Для фона выбирайте более холодные и светлые тона. Пёстрый фон не применять. Для лучшего восприятия старайтесь придерживаться единого формата слайдов (одинаковый тип шрифта, сходная цветовая гамма). Текст должен быть хорошо виден.
Анимационные эффекты
Анимация не должна быть навязчивой.
Желательно не использовать побуквенную или аналогичную анимацию текста, а также сопровождение появления текста звуковыми эффектами (из стандартного набора звуков PowerPoint).
Не рекомендуется применять эффекты анимации к заголовкам, особенно такие, как «Вращение», «Спираль» и т.п.
В информационных слайдах анимация объектов допускается только в случае, если это необходимо для отражения изменений и если очередность появления анимированных объектов соответствует структуре проекта. Исключения составляют динамические презентации.
Использование списков Списки использовать только там, где они нужны.
Возможно, использовать 3 – 5 пунктов.
Большие списки и таблицы разбивать на 2 слайда.
Чем проще, тем лучше. Каждый пункт лаконичен - в одно предложение.
Содержание информации
При подготовке слайдов в обязательном порядке должны соблюдаться принятые правила орфографии, пунктуации, сокращений и правила оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.). Расположение информации на странице
Проще считывать информацию расположенную горизонтально, а не вертикально.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Желательно форматировать текст по ширине. Не допускать «рваных» краёв текста.
Уровень запоминания информации зависит от её расположения на экране.
33% 28%
16% 23%
В левом верхнем углу слайда располагается самая важная информация.
Шрифт Текст должен быть хорошо виден.
Размер шрифта не должен быть мелким.
Самый «мелкий» для презентации - шрифт 22 пт.
Отказаться от курсива.
Больше «воздуха» между строк
(межстрочный интервал полуторный). Использовать шрифты без засечек (их легче читать): Arial, Verdana. Желательно устанавливать единый стиль шрифта для всей презентации.
Способы
выделения
информации
Следует использовать: рамки, границы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки.
Если хотите привлечь внимание к информации, используйте: рисунки, диаграммы, схемы. Это достигается использованием разных видов слайдов.
Объем
информации
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Размещать много мелкого текста на слайде недопустимо.
Разветвлённая навигация Используйте навигацию для обеспечения интерактивности и нелинейной структуры презентации. Это расширит ее область применения. (Навигация это - переход на нужный раздел из оглавления). Навигация по презентации должна осуществляться за 3 щелчка.
Звук Музыка должна быть ненавязчивая. И
её выбор оправдан. Не использовать стандартные для Power Point звуки.
Требования к завершающим слайдам
презентации Последний слайд копирует первый. Приложение 11