Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме: «Правописание суффиксов причастий настоящего времени и гласных перед суффиксами в причастиях прошедшего времени»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме:
«Правописание суффиксов причастий настоящего времени и гласных перед суффиксами в причастиях прошедшего времени»
Злоедова Ю.А.
Тип урока: урок закрепления знаний
Цель урока:
закрепить умение грамотного правописания суффиксов причастий, овладение приёмами различения действительных и страдательных причастий и прилагательных, научить применять полученные знания на практике.
развивать речевые навыки учащихся, орфографическую зоркость
способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, , воспитанию культуры учебного труда, коммуникативных навыков, культуры общения.
Ключевая идея урока: В основе обучения диалогический подход, предполагающий диалог и беседу, между учениками, между учеником и учителем. Данный подход позволяет учащимся построить и развить свое собственное критическое мышление, в процессе совместного исследования. Каждый ребенок является активным обучающимся, который строит свое собственное понимание, исходя из личных исследований и социального взаимодействия. В процессе урока учащиеся сами оценивают уровень своих знаний, определяют следующие шаги на пути решения проблемы.
План урока:
Орг.момент - 1 мин.
Формулировка темы и цели урока - 3 мин.
Работа по теме урока (групповая форма) - 11 мин.
Закрепление - 10мин
Итог урока – 5 мин
Домашнее задание – 2 мин
Рефлексия – 3 мин

Ход урока:
Орг.момент
Психологический настрой:
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.
Формулировка темы и цели урока
Запись в тетради (слайд 1)
Слайд 2
Язык народа – лучший, никогда не увядащий и вечно распускащийся цвет его духовной жизни, начинащейся далеко за границами истории.
К. Ушинский.
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпамое орудие своей мысли, своих чувств, своих надежд Дивной вязью плел народ невидмую сеть русского языка: яркого, как радуга, меткого, как стрелы, задушевного, как песня. Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузднный конь.
А.Н. Толстой
- прочитайте высказывания великих людей о языке
- обратите внимание на слова, с пропущенными орфограммами;
- сформулируйте тему и цель урока
- какие знания нам необходимы для усвоения данной темы?
Работа по теме урока (групповая форма)
1.
1 группа – правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени
Выполнить задание, сделать вывод, оформить в виде схемы
Мигать( ___спр.) – мига-ют – мига+ющ+ий
Тонуть (____спр.) – тон-ут – тон+ущ+ий
Говорить (_____спр.) – говор-ят – говор+ящ+ий
Держать (______спр.) – держ-ат – держ+ащ+ий
2 группа - правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени
Выполнить задание, сделать вывод, оформить в виде схемы
Объявлять (____спр.) – объявляя-ют – объявляя+ем+ый
Вести (_____спр.) – вед-ёт – вед+ом+ый
Производить (____спр.) производ-ит – поизвод+им+ый
3 группа – правописание гласных перед суффиксом действительных причастий прошедшего времени.
Выполнить задание, сделать вывод, оформить в виде схемы
Надеяться – надеялся - надеявшийся
Припомнить – припомнил – припомнивший
Видеть – видел – видевший
4 группа – правописание гласных в страдательных причастиях перед -нн-
Провести наблюдение, сделать вывод, оформить в виде схемы
Выслушать – выслушанный
Расстрелять – расстрелянный
Другие глаголы:
Измучить – измученный
Увидеть – увиденный
Унести унесённый
2. Методом делегирования ознакомить участников других групп с полученными результатами.
Оценивание спикеров групп:
Критерии оценивания:
- понятно ли объяснение выступающего?
- четкая ли и логичная ли речь спикера?
- соответствует ли информация составленной схеме?
Оценивание кластеров стикерами

Закрепление
Слайд 2 (фронтальная работа)
Язык народа – лучший, никогда не увядащий и вечно распускащийся цвет его духовной жизни, начинащейся далеко за границами истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединящая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое.
К. Ушинский.


Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпамое орудие своей мысли, своих чувств, своих надежд Дивной вязью плел народ невидмую сеть русского языка: яркого, как радуга, меткого, как стрелы, задушевного, как песня. Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузднный конь.
А.Н. Толстой
2)Групповая работа
Задание: заменить выделенное словосочетание причастием, объяснить правописание причастия
 1 гр. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, который передали нам наши предшественники.

2 гр. Русский язык - язык, который создали для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.

3 гр. Человек обладает способностью строить языки, которые позволяют выразить любой смысл, понятия не имея о том, как и что обозначает каждое слово.

4 гр. Не наука, которая исследует, а язык, который творит, породил вместе и слово и понятие.
Фронтальная проверка (Слайды 6-9)

3) Индивидуальная работа (при наличии времени)
Списать, вставить пропущенные орфограммы
Верщий людям, знащий правду, добывамый уголь, слышмый вдали, развенные сомнения, намасл..нный блин, возвыш..нные чувства, вид...вший издалека, стро..вшееся здание, почувший опасность,
Взаимопроверка по ключу
Верящий людям, знающий правду, добываемый уголь, слышимый вдали, развеянные сомнения, намасленный блин, возвышенные чувства, видевший издалека, строившееся здание, почуявший опасность.
Оценка по критериям:
Нет ошибок: 5
1-2 ошибки: 4
3-4 ошибки: 3
5 и более ошибок: 2

V. Итог урока
Домашнее задание
Рефлексия
1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок мне показался коротким / длинным 4. За урок я устал / не устал 5. Моё настроение стало лучше / хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен 7. Домашнее задание мне кажется лёгким / трудным