Конспект урока русского языка в 7 классе по теме Страдательные причастия прошедшего времени

Урок русского языка в 7 классе.
Учитель русского языка и литературы
Китаева О.П.
Тема: « Страдательные причастия прошедшего времени».
Цели:
Повторить сведения о причастии как о части речи. Повторить понятие «причастный оборот» и правила выделения причастного оборота запятыми.
Учить образовывать страдательные причастия прошедшего времени. Учить графически выделять орфограмму и условия её выбора.
Развивать память, мышление, речь. Воспитывать внимание к слову. Воспитывать в детях гордость за свой народ, любовь к родине
План урока Сетка времени
1.Оргмомент 2 мин.
2.Словарная работа 7 мин.
3.Повторение пройденного материала
по тестам 10 мин.
4.Объяснение нового материала 6 мин.
5, 6, 7 Упражнения 18 мин.
8.Итог 2 мин.


1. Оргмомент.
У. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Надеюсь, у вас хорошее настроение и вы настроены на серьёзную работу. Откройте тетради, запишите число, классная работа
2. Словарная работа.
Ученик у доски раскрывает значения слова бассейн, подбирает однокоренные слова, читает составленное предложение со словарным словом.
Запись в тетрадь только первого значения: Бассейн- 1) открытый или в закрытом помещении искусственный водоем, специально сооруженный для плавания, прыжков в воду. Зимний бассейн для плавания
2) совокупность притоков реки, озера, а также площадь стока поверхностных и подземных вод в водоем. Бассейн Волги
3) область залегания горных пород. Каменноугольный бассейн
Запись в тетрадь:
Кузбас, Данбас, бассейновый. Бассейн «Олимпия», построенный в городе Чебаркуле, ждет своих посетителей. Ученик подчеркивает волнистой линией причастный оборот, находит определяемое слово, расставляет знаки препинания. Работаем над орфографией: в слове бассейн подчеркиваем буквы, которые нужно запомнить; вспоминаем, почему название бассейна и название города пишется с большой буквы и в кавычках (имена существительные собственные пишутся с большой буквы, название бассейна пишется в кавычках); НН в суффиксе причастия -ЕНН- пишется потому, что в слове есть приставка; наличие безударной проверяемой гласной в корне слов городе, своих заставляет найти проверочное слово (иногородний, свой), существительное 1 склонения в городе стоит в предложном падеже, поэтому в окончании этого слова пишем букву Е, в слове ПОСЕТИТЕЛЕЙ наблюдаем непроверяемую безударную гласную в корне слова (её нужно запомнить) Учитель ставит оценку ученику, работавшему у доски..
Повторение пройденного материала по тестам
Что такое причастие? (Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на врпросы какой? какая? какие?)
Найдите верные суждения
А) Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного
Б) В предложении причастие подчеркивается как определение
В) Времена причастия такие же, как и времена глагола
В каком причастии в окончании пишется И?
А) на дрейфующ..й станции б) под палящ..м солнцем
Укажите предложение с причастным оборотом
А) Внезапно раздался топот скачущей лошади
Б) Чуть шелестят листья берез едва колеблемые ветром
Какое причастие употреблено в предложении? Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени
А) действительное б)страдательное
Перед следующим тестом ученик отвечает на вопросы:
- от каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени? (действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида)
- с помощью каких суффиксов они образуются? (они образуются с помощью суффиксов –ущ- (-ющ-), -ащ- (ящ-)
- от чего зависит написание суффиксов –ущ- (-ющ-), -ащ- (ящ-)? (написание суффиксов зависит от спряжения) Учитель ставит ученику оценку
6. В каком причастии пишется суффикс –ущ- (-ющ-)? А) дыш..щий б)колыш..щийся в) крут..щий
Ученик отвечает на вопросы:
-от каких глаголов образуются действительные причастия прошедшего времени? (действительные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного и несовершенного вида)
- с помощью каких суффиксов они образуются? (они образуются с помощью суффиксов –вш- , -ш-)
-когда пишется суффикс –вш-, а когда –Ш-? (суффикс –ВШ- пишется, если основа глагола заканчивается на гласный, суффикс –Ш-, если основа заканчивается на согласный)
Учитель ставит ученику оценку
7.От какого глагола образуется действительное причастие прошедшего времени? А)читать б)пропеть в)дойти
Ученик отвечает на вопросы:
-от каких глаголов образуются страдательные причастия настоящего времени? (страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида)
- с помощью каких суффиксов они образуются? (они образуются с помощью суффиксов –ЕМ- (-ОМ-), -ИМ-
- От чего зависит написание этих суффиксов? (от спряжения)
Учитель ставит ученику оценку
8.В каком причастии пишется суффикс –ЕМ-? А)слыш..мый б)ожида..мый в)движ..мый
4. Объяснение нового материала
Учащиеся в тетради записывают тему урока:
Страдательные причастия прошедшего времени (слайд в презентации)
Учитель с помощью бумажных трансформеров объясняет новый материал
На лоске появляется наглядность:
Переписа-ть – переписанный
Посея-ть – посеянный
Рассмотре-ть – рассмотренный
Окле-ить – оклеенный
Размоло-ть – размолотый
5. Работа с таблицей в учебнике по вопросам
1. От каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени? (страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида)
2. С помощью каких суффиксов они образуются? (они образуются с помощью суффиксов –ЕНН-, -НН-, -Т-)
Учитель: Перед суффиксом –ЕНН- (ЁНН-) часто происходит чередование согласных. ( слайд в презентации)
Заметил - замеченный т//ч
Вырастил - выращенный ст//щ
Испек - испеченный к//ч
Наладил - налаженный д//ж
Запряг - запряженный г//ж
Разграфил - разграфленный ф//фл
Победил - побежденный д//жд
6. Закрепление изученного материала на примерах упражнения 108
Запись в тетрадь:
Обещать – обещанный
Увешать – увешанный
Заклеить – заклеенный
Взвесить – взвешенный с//ш
Привлечь – привлеченный
Привести – приведенный ст//д
Выступление ученика «Значение фразеологизма «стоит как вкопанный» (слайд в презентации)

Оборот стоит как вкопанный обозначает «стоять неподвижно, замерев на месте от ужаса или удивления». По происхождению это выражение является сокращением более полной формы фразеологизма как вкопанный в землю. В этом выражении сохранился отголосок жестокого обычая на Руси – закапывать живых людей за какое-либо серьезное преступление. Запись фразеологизма и его значения в тетрадь
7.Работа с текстом по плану (Слайд в презентации)

-тема текста (статуя «Воин-освободитель»)
-основная мысль текста (памятник увековечивает подвиг воинов, павших в борьбе с фашизмом)
-средства связи предложений в тексте (лексический повтор, местоимения, синонимы)
-тип речи (описание)
- стиль речи (публицистический) Мы должны гордиться тем, что русский народ победил фашизм. Не забывать тех, кто отдал свои жизни за мир на земле
«Воин-освободитель»

Подвиг советских воинов, павших в борьбе с фашизмом, увековечивает грандиозный памятник, сооруженный в Берлине в 1949 году по проекту скульптора Е.В.Вучетича.
Главный монумент ансамбля – величественная статуя «Воин-освободитель», олицетворяющая Советскую Армию, спасшую Европу от фашистского варварства.
Перед нами – овеянный боевой славой молодой советский солдат. Поворот головы, спокойный, устремленный вперед взгляд, широко развернутые могучие плечи, натруженные руки – все в нем создает впечатление несокрушимой воли. Правая рука воина уверенно лежит на рукоятке меча, разрубившего свастику, попранную его ногами. Другой рукой боец поддерживает маленькую девочку, доверчиво прильнувшую к его груди. Ребенок олицетворяет будущее человечества, спасенного Советской Армией от ужаса и позора фашистского рабства.
Такой памятник могли воздвигнуть только самые гуманные и миролюбивые люди.
Учитель: Каких людей называют гуманными? (тех, кто проявляет заботу о ближнем, по-человечески относится к природе, животным, гуманный значит человеколюбивый)
Учитель: Выпишем из текста основную мысль (Статуя «Воин-освободитель, воздвигнутая гуманными и миролюбивыми людьми, увековечивает подвиг советских воинов, павших в борьбе с фашизмом) Подчеркиваем причастные обороты, выделяем определяемое слово, находим страдательное причастие прошедшего времени, выписываем его, показываем, как оно образовалось
Воздвигнутаявоздвигну-ть
Находим в тексте причастные обороты со страдательными причастиями прошедшего времени, выделяем суффиксы
Памятник, сооруженный в Берлине
Овеянный боевой славой солдат
Устремленный вперед взгляд
Широко развернутые плечи
Натруженные руки
Свастика, попранная ногами солдата
Человечества, спасенного Советской армией
Выступление ученика
Занятый или занятой? В качестве прилагательного употребляется слово занятой: «Он человек занятой», «Она женщина занятая».
Так говорят о том, кто не имеет свободного времени, кто обременен делами, работой. «Учителя – люди занятые».
Как причастие от глагола занять употребляется слово занятый, например: «Рабочий, занятый на сборке механизмов», «Ученые, занятые исследованием космоса»
Запись в тетрадь Учителя – люди занятые
Ученые, занятые исследованием космоса, продолжают совершать открытия.
Работа с орфоэпическим словарем: беленный или белённый?
8. Итог урока:
От каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени? (страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида)
С помощью каких суффиксов? (они образуются с помощью суффиксов –ЕНН-, -НН-, -Т-
9. Домашнее задание: § 19, доделать упр. 108 (образовать от глаголов страдательные причастия прошедшего времени)

Литература:
Алгазина Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V – VII классов. – М.: Просвещение, 1965 г.
Богданов Л.А.Уроки русского языка. - М.: Просвещение, 1987 г.
Блинов. Г.И., Б.Г. Панов. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка. – М.: Просвещение, 1986 г
Граник. Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение,1991 г. Блинов. Г.И., Б.Г. Панов. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка. – М.: Просвещение, 1986 г
Иванова. В.А.,. Панов Г.А., Потиха З.А.Тайны родного языка. – Волгоград, 1969 г.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Русский язык, 1998 г.
Жердева. Л.А. Русский язык в средней школе.– НГУ, 1998г.
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии.– М.: Просвещение,2001г.

Ожегов С.И.,. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение,1997 г.
Сборник заданий и упражнений по русскому языку/ под ред. Пименовой С.Н., Фоминых Б.И.- М.: Просвещение,2005г