Разработка урока русского языка. Обобщающее повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». 11 класс.(На материале текстов о «казахском батыре» Маншук Маметовой)


Разработка урока русского языка. Обобщающее повторение по теме «Синтаксис ипунктуация».(На материале текстов о «казахском батыре» Маншук Маметовой) в 11 классе
Абенова Кульжиган Абдильдиновна, город Атбасар средняя школа №3
учитель русского языка и литературы.
Тема: Обобщающее повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».(На материале текстов о «казахском батыре» Маншук Маметовой)
Цели урока: Обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»
Задачи урока:1. Повторить и систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация» (словосочетание, простое осложненное предложение, сложное предложение).
2.Развивать способности к самостоятельной аналитической деятельности через работу с текстом, развивать логические способности.
3.Прививать чувство патриотизма и гражданственности.
Ожидаемый результат: Знать правила и уметь их применять на практике, различать словосочетания и предложения, определять типы сложных предложений, объяснять пунктуацию, развивать речь, мышление, познавательный интерес, формировать навык самоконтроля.
Уметь находить в тексте словосочетания и предложения, определять границы предложений, находить грамматические основы предложений, формулировать тему, определять цель, анализировать и прогнозировать результаты своей работы на уроке; оценивать свою работу
Оборудование: доска, слайдовая презентация, карточки с заданиями
Ключевые слова: Так много хрупких девушек ушло… (Динара Оразбекова)
И в кровавом бою, не склонила свой стан,
Ты погибла - за нас, за родной Казахстан! (Владимир Павлов)
Утром осенним шли за Невель бои.
На озеро легкий спустился туман.
Улетели давно зимовать журавли.
Не встречает с тех пор Мансия караван. (Надежда Василенко)
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Лингвистическая разминка. Работа по выявлению орфографической зоркости.
Слайд№1
В своем последнем бою огнем своего "максима" Маншук уничтожила более 70-ти вражеских солдат и офицеров, обеспечив продвижение наших основных сил. (На слайде знаки препинания не расставлены)
Учитель:
-О ком идет речь?
-Что вам известно о великой дочери казахского народа? (15 октября 1943 г. в тяжелых боях за освобождение г. Невеля при обороне господствующей высоты, оставшись одна из пулеметного расчёта, будучи тяжело раненой осколком в голову, Маншук Маметова уничтожила 70 солдат противника и погибла смертью храбрых. 2 октября 2017 года исполнится 95 лет со дня рождения славной дочери казахского народа, Героя Советского Союза, пулемётчицы Маншук Маметовой.)
Задание: найти грамматическую основу предложения, расставить недостающие знаки препинания и объяснить. Чем осложнено предложение? Охарактеризуйте данное предложение по формуле ЦИОВ (цель, интонация, грамматическая основа, второстепенные члены предложения)
Учитель:
-Из данного задания сформулируйте тему урока. Каковы цели урока? (Учащиеся формулируют тему и цели урока, записывают тему в тетрадь) (Слайд №2)
Ознакомьтесь с текстами. ( Карточки с текстами на партах).
Выполните лексическую работу:
Найти текстовые синонимы к словосочетанию «казахский батыр» (Маншук Маметова, девушка, пулеметчица, опытный воин, дочь казахского народа, Герой Советского Союза)
(слайд №3)
Актуализация знаний.
Класс работает в группах по стратегии «Ответ по очереди».
Каждая группа отвечает на вопросы по блоку тем. Записывают ответы, меняются карточками. Каждая группа имеет свой цвет. Если согласны с предыдущим ответом, подчеркивают и ставят+, если не согласны, ставят – и дописывают свой ответ.
В конце зачитывают все ответы.
Если картина неполная, работают над теоретическим материалом.
«Ответ по очереди» (4 группы-по 3 вопроса)
1. Что изучает синтаксис?
2. Дайте определение словосочетанию? Какие виды словосочетаний вам известны?
3. Назовите отличие словосочетания от предложения?
4. Назовите виды простых предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по составу главных членов, наличию или отсутствию второстепенных членов, наличию или отсутствию необходимых членов предложения.
5. Назовите ГЧП, способы их выражения.
6. Назовите основные виды сказуемых.
7. Назовите ВЧП, способы их выражения.
8. Чем могут быть осложнены простые предложения?
9. Назовите типы сложных предложений и способы связи между частями сложного предложения.
10. В каких случаях в ССП перед союзом И запятая НЕ ставится?
11. Расскажите и пунктуации в БСП.
12. Расскажите о СП с разными видами связи?
Шкала оценивания: за каждый правильный ответ-1б; 11-12 баллов - «5»; 9-10 баллов- «4»; 7-8 баллов - «3», 0 -6 баллов-«2». (слайд№4)
Подсчитывают +,-, оценивают работу своей группы.
Практическая работа в группах.(Лидер распределяет задания между членами группы)
Для каждой группы карточка с текстом.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Задание – разминка для всех групп.
1) Найти лишнее (на слайде№5)
а) оставаться в стороне, началась жизнь, во вражеском огне;
б) получила отказ, Маншук Маметова пошла, окончила курсы
в) настойчиво добивалась; над головой; медицинской сестрой.
Работают по карточкам в группах.
2) Выписать разные виды словосочетаний из текста:
Примеры:
а) согласования (могучим батыром, рабочий факультет, медицинский институт);
б) управления (посетить мавзолей, увидеть часы, пройтись по площади);
в) примыкания (звали нежно, одновременно работала, уверенно пошла).
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Найти в тексте простые осложненные предложения. Указать, чем осложнены.
Примеры:
1.Окончив школу, Маншук пошла учиться на медицинский рабочий факультет, а потом поступила в алма-атинский медицинский институт и одновременно работала в секретариате совнаркома республики.
2.Маншук Маметова собиралась поехать в Москву на физкультурный парад, мечтала пройтись по красной площади, посетить мавзолей, увидеть часы на Спасской башне Кремля.
3.Гитлеровцы бомбили Севастополь, Одессу, Киев, грозили Москве.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Найти в тексте сложносочиненные предложения, объяснить пунктуацию.
Примеры:
1.Каждый раз оружие Маншук Маметовой косило ряды гитлеровцев и они откатывались назад.
2.Враги отхлынули, а Маншук Маметова все била по ним, очищая путь для наших бойцов.
3.Жестокая смертельная битва шла за тысячи километров от Алма-Аты, но ее отголоски доносились и туда.
2) Найти в тексте сложноподчиненные предложения, объяснить пунктуацию.
Примеры:
1.Маншук Маметова не хотела оставаться в стороне, когда ее родина была во вражеском огне, и тоже уверенно пошла в военкомат записаться в ряды бойцов, но получила отказ.
2.Маметова ждала, когда гитлеровцы подползут ближе, затем схватив пулемет, вытащила его на удобную позицию и открыла огонь.
3.Она молча подчинилась, но твердо решила добиться своего и долго размышляла, на каком участке фронтовой жизни она могла бы принести больше пользы родине.
3) Найти в тексте бессоюзные сложные предложения, объяснить пунктуацию. Составить схемы предложений.
Примеры:
1.Шли дни, недели, месяцы, заканчивалось лето 1942 года.
2.Было холодное осеннее утро, шел бой.
3.Она первой пошла в атаку, повела бойцов в решительный бой, гитлеровцы открыли бешеный огонь минометов, взрывной волной опрокинуло пулемет…
4) Найти сложные предложения с разными видами связи, определить типы связи в тексте, объяснить пунктуацию.
Примеры:
1.Она уже слышала разрывы снарядов, не раз над ее головой разыгрывался воздушный бой, но своей судьбой она была недовольна.
2. Маметова смотрела на мишень и видела фашиста, а если перед тобой враг, ты не можешь и не должна промахнуться.
3. Маншук Маметова приподнялась, но острая боль пронзила голову, ее взор прояснился и она увидела: немцы ползли к ней, кричали и стреляли.

(Для 1и 2 групп)
Найти в тексте примеры односоставных предложений. Определить типы односоставных предложений и виды сказуемых
Примеры:
Ее звали ласково и нежно Маншук.
Черный день войны.
Ей отказали.

(Для 3 и 4 групп)
Найти предложения с прямой речью, расставить знаки препинания, составить схемы.
1.Маншук призналась подруге: «Я люблю Нуркена. Но разве же можно любить сейчас!».
2.Ее однополчанин Ахметжанов вспоминал: «Отходя, мы увидели, что Маншук одна вела бой, несмотря на ранение в голову.»
Учащиеся выполняют работу и сдают.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Составить тесты по теме или выбрать из сборника и объяснить выбор ответов. (10-15)
Рефлексия. Слово дня. (Что дал мне этот урок?)

Приложение
Карточка1.(первая группа)
Когда произносят «казахский батыр», в голове возникает образ сильного и могучего мужчины с крепкой, как скала, грудью и с зоркостью беркута. Но лицо войны не всегда было мужским.
Ее звали ласково и нежно Маншук. Ей ли, кроткой и нежной, быть могучим батыром?
Она родилась 2 октября 1922 года в ауле Жаскус Уральской области. Свое детство она провела в Алма-Ате. Окончив школу, Маншук пошла учиться на медицинский рабочий факультет, а потом поступила в алма-атинский медицинский институт и одновременно работала в секретариате совнаркома республики. Маншук Маметова собиралась поехать в Москву на физкультурный парад, мечтала пройтись по красной площади, посетить мавзолей, увидеть часы на Спасской башне Кремля.
День отъезда в столицу приближался. Но вместо него пришел другой… Черный день войны. Гитлеровцы бомбили Севастополь, Одессу, Киев, грозили Москве. Началась напряженная жизнь военного времени. Жестокая смертельная битва шла за тысячи километров от Алма-Аты, но ее отголоски доносились и туда. Люди толпами собирались возле репродукторов, слушая последние известия. Тревогой за родину был наполнен каждый день. Лучшие сыны казахского народа ушли на фронт сражаться за родину. Другие в тылу изготавливали оружие и боеприпасы, работали на полях.
Карточка2.(вторая группа)
Маншук Маметова не хотела оставаться в стороне, когда ее родина была во вражеском огне, и тоже уверенно пошла в военкомат записаться в ряды бойцов. Ей отказали. Шли дни, недели, месяцы, заканчивалось лето 1942 года. Она настойчиво добивалась, чтобы ее отправили добровольцем на фронт, научилась стрелять и окончила медицинские курсы.
Прошло еще несколько дней и Маметова оказалась в действующих военных частях. Она уже слышала разрывы снарядов, не раз над ее головой разыгрывался воздушный бой, но своей судьбой она была недовольна. Несмотря на настойчивые просьбы отправить ее в стрелковое подразделение, Маншук оставили писарем при штабе сотой отдельной стрелковой бригады. Она молча подчинилась, но твердо решила добиться своего и долго размышляла, на каком участке фронтовой жизни она могла бы принести больше пользы родине.
Она смогла бы стать медицинской сестрой, телефонисткой, радисткой, но мечтала быть пулеметчицей. Все свое свободное время Маметова проводила в полевом госпитале, когда она видела раненых, привезенных с поля боя, сердце ее разрывалось от жалости к ним. Вот тогда ей пригодились знания, приобретенные в институте и на курсах медсестер. Но что бы она ни делала и чем бы ни занималась, она всегда возвращалась к своей мечте. Когда командир назначил проверку, она в ряду других бойцов заняла исходную позицию от нее исходили спокойствие и уверенность. Маметова смотрела на мишень и видела фашиста, а если перед тобой враг, ты не можешь и не должна промахнуться. Ни одна пуля не прошла мимо.
Карточка3.(третья группа)
Она стала отличной пулеметчицей и была зачислена в 21-ю гвардейскую стрелковую дивизию 3-й ударной армии Калининского фронта. Начались военные будни. Разведка, перестрелка, небольшие стычки. Маметова не расставалась с пулеметом. В первой же битве она сумела отразить атаку гитлеровцев, подпустив их на близкое расстояние. Это принесло ей большое уважение среди бойцов стрелковой дивизии. Но война — это не только боевые действия, люди жили и влюблялись. Произошло это и с Маншук. Пулеметчик Нуркен Хусаинов был красивым добрым парнем. Маншук призналась подруге: «Я люблю Нуркена. Но разве же можно любить сейчас!». Нуркен тоже считал невозможным говорить о своих чувствах, когда идет война. Случилось так, что влюбленные погибли в один день — 15 октября 1943 года в ожесточенном бою за станцию Изочи под Невелем.
15 октября 1943 года войска калининского фронта вели сражение за освобождение города Невеля Псковской области. К тому времени Маншук Маметова стала уже опытным проверенным воином закаленным волей и мужественным сердцем.
Карточка4.(четвертая группа)
Было холодное осеннее утро, шел бой. Фашисты цеплялись за каждый куст, за каждую высоту. Они то и дело бросались в контратаки, стремясь задержать наступление наших подразделений.
Каждый раз оружие Маншук Маметовой косило ряды гитлеровцев и они откатывались назад. У нее была единственная мысль — помочь подразделению продвинуться вперед. Надо было во что бы то ни стало захватить высоту, господствующую над местностью, это решало исход боя. Но фашисты создали перед высотой огневую завесу. Маншук Маметова вела огонь из пулемета. Ее однополчанин Ахметжанов вспоминал: «Отходя, мы увидели, что Маншук одна вела бой, несмотря на ранение в голову. Товарищам ответила: «Идите сами, если я уйду, кто будет вас прикрывать?..».
Своей жизнью солдаты были обязаны Маншук. Она первой пошла в атаку, повела бойцов в решительный бой, гитлеровцы открыли бешеный огонь минометов, взрывной волной опрокинуло пулемет… Славная дочь казахского народа была смертельно ранена. Маншук Маметова приподнялась, но острая боль пронзила голову, ее взор прояснился и она увидела: немцы ползли к ней, кричали и стреляли. Она собрала последние силы. Маметова ждала, когда гитлеровцы подползут ближе, затем схватив пулемет, вытащила его на удобную позицию и открыла огонь. Враги отхлынули, а Маншук Маметова все била по ним, очищая путь для наших бойцов. Она до последнего дыхания продолжала истреблять фашистов. Оставшись одна, из пулеметного расчета уничтожила около 70-ти солдат противника и погибла смертью храбрых.
После сражения ее похоронили в городе Невеле. 1 марта 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР Маншук Маметовой было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Литература:
Казахский батыр Маншук Маметова. Интересные факты из истории Казахстана. Портал «История Казахстана» — e-history.kz.
Владимир Павлов. Маншук МаметоваНадежда Василенко. Сердечка нежного тревожно -громкий стук
Уроки сотрудничества. В.Тихомирова.Алматы. 2014.