Урок по русскому языку в 7 классе на тему Причастие. Обобщающее повторение


Открытый урок по русскому языку в форме театрализованной викторины на тему: «Причастие. Итоговое повторение».
Автор: Гиацинтова Т.В.
Посетили: Леденёва Л.С., Топоркова И.А., Осипова Е.И., Афанасьев Е.С.
Дата: 9.12.2014г. 6 урок.
Классы: 7-А, 7(835).
Сценарий.
Сцена 1.
Ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были разные части речи. И правил там важный король Глагол и нежная королева Имя прилагательное. Но вот однажды во дворце появился наследник престола.(Звучит музыка, выходят король и королева с куклой на руках).
Королева: Посмотри, папа Глагол, какой чудесный у нас малыш.
Король: Да, мама Прилагательное, а как же мы его назавём?
Королева: А давай его назовём его…
Учитель: Ребята, как назовут своего малыша Глагол и Прилагательное!
(Ответ: Причастие).Учитель: Проверим.
Королева: А давай назовём его Причастие.
Король: Прекрасное имя, как он похож на меня!
Королева: Как на тебя? На меня!
(Спорят и ссорятся)
Учитель: Ребята, чем причастие похоже на глагол и прилагательное?
(Дети отвечают)
(Король с Королевой уходят под музыку)
Сцена 2.
Учитель: Так как же отличить причастие от глагола и прилагательного?
(Ответ: По суффиксам)Учитель: Назовите их.
(Дети называют)
Учитель: Суффиксы, стройся! На сцену шагом марш.
(На сцену выходят ученики с табличками суффиксов, строятся в две колонны)
Учитель: Скажите, почему две колонны?
(Ответ: Действительные и страдательные)Учитель: Почему часть суффиксов красного цвета, а часть- синего?
(Ответ: Настоящее и прошедшее время)Учитель: Как правильно написать гласную в суфф. Настоящего времени?
(Ответ: Надо определить спряжение.) На экране появляется карточка №1, ученики вставляют буквы, объясняя свой выбор.
Учитель: А как правильно написать гласную перед суфф. Прошедшего времени?
(Ответ: По неопределённой форме.)Карточка №2 на экране.
Под музыку «суффиксы» уходят в зал.
Сцена 3.
Ведущий: Время бежало быстро, вот уже и Малыш Причастие подрос. Надо сказать, характер у него был сложный, уж очень любил он командовать, что и неудивительно, ведь он-наследник, принц.
Сценка с причастным оборотом.
Учитель:1. Что ребята изображали на сцене?
2. Что такое причастный оборот?
3. А кому подчиняется и причастие и причастный оборот?
(на сцену приходит важное определяемое слово.)
4. Как ставить запятые при причастном обороте?
(На сцену выбегают запятые.)
На экране карточка №3.
Сцена 4.
На сцену выходит девочка озорница.
Учитель: Здравствуйте девочка.
Девочка: НЕ здравствуйте.
Учитель: Проходите, присаживайтесь.
Девочка: НЕ пройду, НЕ присяду.
Учитель: Давайте познакомимся.
Девочка: НЕ хочу, НЕ буду.
Учитель: Кто же это?
(Ответ: НЕ)Ведущий: Действительно. В этом же царстве жила самая гордая, самая упрямая и самовлюблённая частица НЕ. С краткими причастиями она не дружила и терпеть не могла полные причастия, которые сильно командовали прислугой (то есть имели зависимые слова).Зато НЕ очень уважала причастия, которые без неё жить не могли.
Девочка: Пусть ребята расскажут, когда я с причастиями пишусь слитно, а когда-раздельно.
На экране карточка №4.
Сцена 5.
Учитель: Из волшебной страны к нам пришёл вопрос в чёрном ящике. Внесите его. Внимание, вопрос.
Ведущий: А ещё в этой стране жили два брата, они были близнецами, т.е. похожи друг на друга как две капли воды. Они много работали, тысяча слов не могли без них обойтись. Только работали они иногда вместе, а иногда-врозь. Что в чёрном ящике? ( Н, НН)
Учитель: Давайте вспомним, когда пишем Н, а когда НН в причастиях?
На экране карточка №5.
Ведущий: Вот такие загадки приготовила для вас волшебная страна. На этом наша история заканчивается. Сказка- ложь, да в ней намёк, семиклассникам урок!

КАРТОЧКА № 1.
Кле…щий, бор…щийся, вид…щий, та…щий, рокуч…щий, завис…мый, подразумева…мый, мысл…мый.
КАРТОЧКА №2
Завис…вший, та…вший, кле…вший, увид…вший, стро…вший, закле…нный, постро…нный, сдерж…нный, услыш…нный, зате…нный.

КАРТОЧКА № 3
Санная дорога заворачивающая к плотине блестела на солнце.
Ярко пылающие искры были похожи на большие звезды.
Озаренный солнцем остров пышно и ярко сиял над холодной неприветливой водой.
Очень красивы клены одетые в багряную листву.

КАРТОЧКА № 4
(не)сделанная работа; (не)прочитанная, а пролистанная книга; работа (не)выполнена;
(не)накрытый скатертью стол; (не)исследованное до сих пор явление; ваза (не)разбита; (не)изучаемый в школе предмет. (не)зажженная лампа.
КАРТОЧКА № 5
Вяза…ая кофта, связа…ая шапка, сея…ая рожь, неноше…ая вещь, ветка слома…а, краше…ые краской скамейки, маринова….ые огурцы, вскипяче…ое молоко.