Урок 1 Нестандартное обобщающее повторение по теме «Причастие как форма глагола»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
МО Староминский район, Краснодарский край
УРОК №1
Тема: Нестандартное обобщающее повторение по теме «Причастие как форма
глагола» (10 класс)
Материал подготовила:
учитель русского языка и литературы
Рубан Татьяна Ивановна
« Они служат к сокращению человеческого слова,
заключая в себе имени и глагола силу»
М.В. Ломоносов
Цель урока:
систематизация и обобщение знаний о причастии;
совершенствование умения находить причастие, определять грамматические
признаки;
находить и правильно писать орфограммы в причастии;
определять синтаксическую роль причастия и выделять знаками препинания причастный оборот;
отрабатывать навыки работы с экзаменационными тестами.
Развивающая:
формирование логических и мыслительных навыков-умение анализировать, рассуждать устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная:
совершенствование работы в группах, воспитание собранности, чёткости процесса работы.
Оборудование урока: таблицы ,презентации, интерактивная доска
ХОД УРОКА
Часть речи, причастная к глаголу,
-632460126365 в образе прилагательного.
В. Даль.
I.Организационный момент.1) Одни из самых интересных и необычных персонажей древнегреческой мифологии — это кентавры (сказочные существа с головой и руками человека и нижней частью туловища, как у коня). Это, разумеется, фантастика, но в реальной жизни люди давным-давно научились соединять несоединимые, на первый взгляд, предметы и вещества в единое целое — и в результате получать совершенно новый предмет или вещество, с такими свойствами, каких ещё не было.
Многие новые существа и растения возникли в результате скрещивания различных пород и называются гибридами. Именно так появились очень вкусная рыба бестер (гибрид белуги и стерляди — видите, и название у нее тоже гибридное) и субтропическое растение грейпфрут, которое совмещает в себе свойства апельсина и лимона.
Есть свои кентавры и грейпфруты и в языке. Один из самых ярких примеров — причастие. Правда, образовался этот лингвистический гибрид без вмешательства человека — в результате постепенного развития языка. Но от этого причастие не становится менее интересным. Наоборот! Такое разнообразие и богатство признаков (а значит, и выражаемых значений) найдёшь далеко не у каждой самостоятельной части речи.
2)Слово учителя.
Я готовлюсь к единому государственному экзамену, меня ждёт успех…
Внимание моё растёт, голова мыслит ясно…
Я хочу много знать, я буду много знать и уметь…
Я готов в путь…
И вот в моей тетради появляется запись…«Шестое марта. Классная работа. Тема урока «Причастие как форма глагола».
II. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня мы подведём итоги тому, что узнали ещё в 7 классе, что повторили в 10 классе.
Все мы родом из детства, и всем нравятся сказки. И сегодня мы начнем свой урок несколько с необычной мифологической сказки, которая называется «Чудесные гибриды».
(Тихо звучит музыка, и начинает читать сказку ученица).
Ученица: Чудесные гибриды.
Старый учёный языковед служил в морфологическом саду, он выращивал не фрукты, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения, и вывел уже несколько новых сортов.
Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного – размышлял как-то учёный… Но сказано - сделано. Через несколько лет выросли плоды: не глаголы, не прилагательные, а назвали их причастием. Почему назвали их причастием? Давайте ответим, почему назвали «диковинные плоды» причастиями?
3)Подберите однокоренные слова к слову причастие и запишите их.
(Причастие, причастность, причастный»)
4)Работа со словарём:
Выясните по словарю Ожегова значение слова «причастный» и огласите его.
«ПРИЧАСТНЫЙ» - имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь.) Учитель: Причастие непосредственно причастно к каким частям речи?
Ответить на вопрос поможет эпиграф нашего урока, записанный на доске «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» (т. е. причастная к глаголу и прилагательному)
III. Признаки глагола и прилагательного у причастия
(составление алгоритма)
Причастие

Признаки глагола Признаки прилагательного
Признак по действию.
Вид (сов.и несов.)
Время (наст.ипрош.) Вопрос (Какой? Какая? Какое?)Род.
Число.
Падеж.
Синтаксическая роль.
5) Обучающая игра «Суть».
Какие признаки глагола и прилагательного не указаны нами в алгоритме?
6)Работа с учебником. Открой § 50.стр.182 Назови эти признаки и допиши.
Правила игры «Суть»: в течение 5 мин. учащимся необходимо просмотреть § 50 и выделить суть ответа на поставленный вопрос.
4. Возвратность
5. Переходность. 6. Краткая или полная форма.
7). Использование причастий в речи.
Сравнить предложения, определить роль причастий в речи ( компьютер.)
Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.
За столом сидят ученики и читают книгу. Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса
За столом сидят ученики, читающие книгу.
Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной.
IV. Презентация «Образование причастий»
Время Действительные Страдательные
Настоящее -ущ-(-ющ-) от гл.1 спр.
-ащ-(-ящ-) от гл.2 спр. -ем-(-ом-) от гл.1 спр.
-им- от гл.2 спр.
Прошедшее -вш-,-ш- -енн-,-ённ-,-нн-,-н-,-т-.
V.Практическая работа у доски и в тетрадях Упр. №286
Услыш...нный- Услышать - сов.вид.прош.врУвид...нный- Увидеть - сов.вид,прош.вр.
Битый- Бить - несов.вид,прош.вр.
Расколотый-
Леле...вший-
Вид...мый-
Завис...щий-
Стел...щийся-
Организу...мый-
выращ...нный-
увлеч...нный-
влекомый- расколоть
лелеять
видеть
зависеть
стелиться
организовать
вырастить
увлечь
влечь
VI. Подготовка к ЕГЭ
А 11. Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени.
5
2
6
4
(1)Ещё в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех, что происходили за сто лет до этого.
(2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек.
(3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог закончиться и абордажем.
(4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном.
(5)Однако промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины.
(6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.
В2. Из предложений 7-8 выпишите страдательное причастие.
(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты.
(8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.
VII.Презентация «НЕ с причастиями»

8).Работа по вариантам у доски (2 учащихся)
Ненавидящий взгляд ,незамеченная оплошность, план не продуман, не скошенная на лугу трава, незакрытое окно, негодующий отец, пример не приведён, не уважающий никого ученик, не обдуманный, а опрометчивый поступок.
VIII. Причастный оборот. Обособление на письме причастного оборота
Причастие с зависимым словом (или с зависимыми словами) называется причастным оборотом.
Например: Тронутые заморозком листья пожелтели (тронутые заморозком – причастный оборот).
Обособление на письме причастного оборота
Причастный оборот обособляется на письме запятыми:
если стоит после определяемого слова
Тополи (какие?),| покрытые росой |, наполняли воздух свежим ароматом.
в любом случае, если определяемое слово выражено личным местоимением
Вечером, | окончательно расстроенная |, ОНА всё же принялась за уборку квартиры.
ЕМУ, | пришедшему вечером в гости |, были оказаны все знаки внимания.
если причастный оборот имеет значение причины (или любое другое обстоятельственное значение), т.е. вопрос к причастному обороту можно задать не только от определяемого слова (какой?), но и от сказуемого (почему?)
| Оглушённый тяжким взрывом |, Тёркин никнет головой (почему?)
(Тёркин (какой?) оглушённый тяжким взрывом)
(никнет головой (почему?), оглушённый тяжким взрывом)
Причастный оборот не обособляется, если не выполняется ни одно из трёх этих условий.
|Привязанные к дубкам| кони нетерпеливо ожидали седоков.
IX. Подготовка к ЕГЭ. Задание А6.
Замена придаточного предложения причастным оборотом
Замена возможна
1. Союзное слово который в именительном падеже:
Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов. –
Три тополя, росшие на краю поля, превратились в огромных великанов.
2. Союзное слово в винительном падеже без предлога:
Многие животные, которых истребляет человек, постепенно вымирают.
Многие животные, истребляемые человеком.человек, постепенно вымирают.
3. Союзное слово который в родительном падеже падеже при глаголе с отрицанием:
Солнце, которого еще не скрыли тучи, казалось ярким. – Солнце, еще не скрытое тучами, казалось большим и ярким.
Замена невозможна
1.Союзное слово который в косвенном падеже (кроме винительного падежа без предлога и родительного падежа при глаголе с отрицанием):
Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.
2. Союзное слово который + глагол в будущем времени:
Эта война, которая продлится десятилетия, станет одной из печальных страниц в истории США.
3. Союзное слово который + глагол в условном наклонении:
Доверься врачу, который приготовил бы тебе это лекарство.
4. Союзное слово который соотносится с сочетанием ТОТ (ТА, ТЕ, ТО) + существительное:
Дорога привела нас в тот глубокий овраг, который пугал и манил окрестных ребятишек своей мрачной глубиной.
X. Тренировочные упражнения
1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.
2) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.
3) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.
4) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.
2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню.
2) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.
3) Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.
4) Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стояла луна, которая освещала поля бледным синим светом.
А21.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
1, 2, 3
1, 2
3, 4
1, 2, 3, 4
Итог урока:
1.Комментарий оценок за работу на уроке
2.Рефлексия (запись в тетради выбранного крылатого выражения и самооценка)

Д/з П.52. Правописание –н- и-нн- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий. Упр.№289(устно) Упр .№297 (письменно)