Тема урока: «Обобщающее повторение по теме «Причастие».

Тема урока: «Обобщающее повторение по теме «Причастие».
Цели: обобщение и систематизация знаний о причастии, совершенствование умения «видеть» причастия и определять их роль в тексте, закрепить навыки орфографического и пунктуационного разбора, связанного с причастием; повторить морфемный, синтаксический разборы. Воспитывать чувство любви к родному краю, языку.
Знать: роль причастий в тексте, морфологические признаки и синтаксическую функцию причастий в предложении.
Уметь: употреблять причастия в речи, определять морфологические признаки причастий, синтаксическую роль в предложении; производить морфемный разбор.
План урока. 1. Оргмомент. 2. Сообщение темы урока.
- Попробуйте отгадать, о чем идет речь в данной загадке.
Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. (П. Чесноков)
З. Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске.
Причастие это часть речи,
причастная к глаголу в образе прилагательного.
В. Даль
- Как понять смысл этого высказывания? - Что значит «причастный»? (имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь).
4. Тема урока и цель. Повторение изученного о причастии.
Текст для анализа.
В одном из самых красивых и поэтических мест средней полосы России прошло детство Ивана Сергеевича Тургенева, и в этих местах протекает действие «Записок охотника». Русские люди любят охоту, любил её и Тургенев, исходивший с ружьём всю среднюю полосу России. Ничто в природе не ускользает от его восхищённого и пытливого взгляда, ничто в жизни не проходит незамеченным. Вспомните описание наступающего июльского утра в рассказе « Бежин луг «. «По сверкающим кустам, по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света»,- пишет Иван Сергеевич. Ни с чем нельзя сравнить эти картины. И сегодня люди, любящие природу, с наслаждением читают неповторимые строки, созданные великим мастером (106 сл.)
Комплексный анализ текста.
1. Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.
2. Определите стиль текста. (Публицистический; цель привлечь внимание, воздействие на читателя; в газете, журнале, статье. Высокие слова и нейтральные лексика и т.д.)
3. Прочитайте III абзац теста без причастий. Какую роль играют причастия в речи? (Они вносят дополнительное сообщение, т.к. обозначают признак предмета по действию).
4. Выпишите из текста причастия. Определите действительные они или страдательные. Обозначьте суффикс. Объясните орфограммы в данных причастиях.
5. Найдите в тексте собственные имена существительные. Объясните их правописание.
6. Найдите отрицательные местоимения с предлогом и без. Объясните в них орфограммы.
7. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
8. 1 вар. Ружьём б букв, б звуков. 9. II вар. Найдите предложение с прямой речью, постройте схему.
Одна из самых трудных орфограмм в русском языке - это правописание н и нн.
11. Игра «Четвёртое лишнее» 1. Печеный, жженый, решенный, груженый. 2. Вязаный, карманный, тканый, званый. З. Купленный, общественный, государственный, клюквенный. 4. Стреляный, земляной, серебряный, полотняный. 5. Лекарственный, искусственный, мужественный, незамеченный.
12. Орфографический разбор слов. Исходивший, незамеченным, редеющего (тумана), любящие, созданные.
13. Назовите фразеологизм по его толкованию. Запишите и объясните правописание причастий.
1. Умеет хорошо говорить (язык хорошо подвешен). 2. Лишен свободы действий, поступков (связан по рукам и ногам).
З. Объединены чем-либо общим, неразрывным (одной верёвочкой связаны).
4. Суждено, предопределено (на роду написано). 5. Вовсе не похож на других по взглядам, характеру, образу жизни (из другого теста сделан). 6. Человек, утративший от усталости физические силы или творческие способности (как выжатый лимон).
Развитие речи.
Найдите ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Упр. 737 стр. 189
Домашнее задание:
Выписать из рассказа Тургенева «Бежин луг» небольшой текст. Сделать все возможные разборы причастий и синтаксический разбор предложения с причастным оборотом.

15