Технологическая карта урока литературы Антипиной Татьяны Александровны творчеству П.П.Бажова Медной горы Хозяйка


Технологическая карта урока
Ф.и.о. учителя: Антипина Татьяна Александровна МБОУ СОШ №6 г. СургутаПредмет: литератураКласс: 5
Тема урока: П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе.
Дидактическая структура урока русского языка Формируемые способы деятельности учащихся Деятельность учителя Деятельность учащихся
Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные 1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент 1.Готовность и способность к саморазвитию.
1.Определять практическую деятельность с учетом конечного результата. 1. Умение вступать в диалог с учителем.
2. Вступать в сотрудничество с одноклассниками. 1.Выстраивать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.
1. Приветствует учеников, просит их поприветствовать друг друга кивком головы.
2.Просит продолжить фразу «Чтобы получить от урока пользу, нужно…» 1. Приветствуют учителя и друг друга.
2.Формулируют правила поведения на уроке (закон поднятой руки, правила работы в группе, соблюдение норм речевого этикета).
1.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. 1.Осознавать трудности и стремиться к их преодолению.
1.Осуществлять целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную,
планировать пути достижения целей.
1. Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
2. Определять способы взаимодействия с участниками учебного процесса
1.Осуществлять
актуализацию имеющихся знаний.
2.Устанавливать
причинно-следственные
связи.
3.Выдвигать гипотезу
о связях и закономерностях
событий. 1.Озвучивает отрывки из сказов П.П. Бажова, которые дети читали ранее.
2. Выявляет уровень знаний. Просит учащихся назвать автора.
3. Нацеливает на формулировку темы и проблемы урока. Просит учащихся высказать предположение, чем отличаются сказы Бажова от литературных сказок.
4. Подводит итог беседы. 1.Называют автора.
2. Формулируют тему и проблему урока, аргументируя свои высказывания.
3. Высказывают предположения относительно отличий сказа от литературной сказки на основе своего читательского опыта. Оценивают правильность суждений одноклассников и вносят необходимые коррективы.
1.Сообщение нового материала 1.Нравствено-эстетическое оценивание усваиваемого содержания
1.Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания.
1. Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера
1..Использовать компьютерные средства для отображения информации, проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами. Создавать собственный текст и передавать содержание учебно-научного текста.
2.Преобразовывать и интерпретировать аудио –визуальную информацию. 1. Организует работу по осмыслению информации о жизни и творчестве П.П. Бажова 1. Заранее подготовленный ученик представляет доклад о жизни и творчестве П.П. Бажова, используя презентацию (показ галереи портретов писателя, изображений уральских мест, где он жил).
2. Читают статью учебника о Бажове, задают друг другу вопросы по содержанию статьи (работа в парах)
1.Работа над содержанием текста (смысловое чтение) 1.Нравствено-эстетическое оценивание усваиваемого содержания
1.Принимать и сохранять учебную задачу.
1. Формулируют собственное мнение и позицию относительно результатов чтения, аргументируя ее.
1.Анализировать лексику произведения.
2.Определять основную и второстепенную информацию; свободно ориентироваться в тексте и воспринимать текст художественного стиля.
1. Организует работу по смысловому чтению текста.
2. Организует работу с лексикой сказа.
3. Проводит обобщающую беседу по содержанию сказа. Комментированное чтение сказа. 1.Читают фрагмент сказа с начала до слов «…любит над человеком мудровать».
2. Читают по ролям разговор Степана с Хозяйкой Медной горы до слов «Только подумал так-то…» до слов «Может, и надумаешь?»
3. Пересказ эпизодов «Разговор Степана с приказчиком» и «Наказание Степана».
4. Чтение по ролям эпизода «Приданое Хозяйки медной горы».
5. Пересказ эпизода «Степан находит малахитовую глыбу и малахитовые столбы».
6. Выразительное чтение финала сказа.
7. По ходу чтения эпизодов и работы с текстом дети заполняют таблицу по лексике сказа из задания 75 рабочей тетради.
8. Отвечают на вопросы 1-5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (вопросы 1-4 нацелены на эмоциональное осмысление прочитанного а также на выявление уровня осмысления сюжета; вопрос 5 (вопрос на выявление реального и волшебного в сказе переводит детей на следующий этап урока).
1.Подведение итогов 1.Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. 1.Осуществлять взаимоконтроль
за процессом
выполнения заданий.
2.Принимать и сохранять учебную задачу. 1. Кооперировать усилия по решению поставленных задач.
2. Озвучивать и представлять результаты совместного труда. 1. Выявлять необходимую информацию и преобразовывать
полученный материал в таблицу.
1. Дает групповые задания: выявить волшебное и реальное в сказе, оформить материал в виде таблицы или кластера; дать определение сказу (сначала попробовать сделать его самостоятельно).
2. Организует подведение итога работы групп: представление результатов работы групп, сравнение определения сказа, данного учениками, с определением из словаря литературоведческих терминов. 1. Работая в группах, выявляют волшебное и реальное в сказе, дают своё определение сказу. Оформляют работу на листах формата А2, по завершении работы группы прикрепляют листы к доске, защищают свою работу.
2.Сравнивают результаты работы обеих групп, обмениваются информацией по теме. Сравнивают свое определение сказа с определением из литературоведческого словаря. Записывают определение термина сказ в тетрадь. Делают общий вывод.
Домашнее задание 1.Нравствено-эстетическое оценивание усваиваемого содержания
1.Анализируют условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. 1. Кооперировать усилия по решению поставленных задач. 1.Сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства.
2.Определять основную и второстепенную информацию; свободно ориентироваться в тексте и воспринимать текст художественного стиля.
Даёт задания:
- подготовить сообщения о главных героях сказа;
- групповое задание: найти в справочной литературе и Интернете иллюстрации Палеха и других художников к сказам Бажова и подготовить электронный альбом, сопроводив его цитатами из сказов;
- индивидуальные задания: прочитать сказы Бажова (по выбору учащихся), нарисовать свои иллюстрации к сказам и подготовиться к их защите. 1. Делают записи в дневник. Записывают рекомендации учителя по выполнению домашнего задания (примерный план сообщений о главных героях; памятка правил эффективной презентации).
2.Рефлексия (техника «Рефлексивная мишень») 1.Соотносят цель учебной деятельности результат учения.
1. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
1.Участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
1. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Предлагает учащимся поставить метки в сектора нарисованной заранее на доске мишени.
Просит учеников кратко проанализировать результаты.
2.Ставят метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем выше показатель, на краях мишени оценка ближе к нулю. 2.Проводят краткий анализ результатов.