План-конспект открытого занятия Брат Мажор и брат Минор

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Республики Крым
«Дворец детского и юношеского творчества»

План-конспект занятия № 9

Дата: «01» ноября 2016 года.
Группа №.18
Объединение: Клуб «Веселые нотки».
Педагог дополнительного образования Бекташева Ирина Эдуардовна.
Тема занятия: «Брат Мажор и брат Минор». Лады в музыке.
Цель: Развитие ладового слуха: эмоционально–сенсорное знакомство с понятиями «мажор» и «минор». Комплексное развитие музыкальности детей в практике творческого музицирования.
Задачи:
– познакомить детей с главными ладами музыки «мажор» и «минор»;
– совершенствовать певческие навыки.
– развивать целостно музыкальность детей через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, двигательных в процессе музицирования;
– развивать эмоциональный отклик на контрастную выразительность мажора и минора.
– воспитывать интерес к занятиям музыкальной деятельностью;
– воспитывать интерес к классической музыки.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: занятие – сказка.
Форма организации: групповая
Оборудование, дидактический материал:
– магнитофон, флеш–карта, диски, планшет;
– ширма, доска;
– ватман с изображением нотного стана и нот;
– иллюстрации клоунов: грустного и веселого;
– иллюстрации с изображением тюльпанов;
– иллюстрации с изображением разных цветовых оттенков;
– иллюстрация с изображением масок–эмоций;
– иллюстрации с изображением грустного и веселого утят;
– иллюстрации с изображением фруктов и овощей;
– двусторонние карточки с изображением веселого и грустного выражения лица для каждого ребенка;
– детские музыкальные инструменты (деревянные ложки).
Музыкальный материал:
– «Автобус» Е. Железнова;
– «Песенка про двух утят» муз. Е.Попляновой, сл. Н.Пикулевой;
– русская народная мелодия «Кадриль»;
– блок классической музыки:

Ход занятия:
1.Организационная часть
Дети заходят в музыкальный класс и садятся на скамеечки.
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поздороваемся нашей песенкой.
2.Актуализация опорных знаний
Упражнение для развития звуковысотного слуха «Здравствуйте».
Муз. рук.: Ребята, у нас с вами сегодня необычное путешествие, мы поедем в сказку. Хотите?
Дети: Да!
Муз. рук.: Тогда предлагаю вам сесть в автобус и отправляться в путь.
Логоритмическая песня «Автобус».
Муз. рук.: Молодцы, так хорошо пели и быстро доехали.
3. Основная часть
Давным-давно одной сказочной страной под названием «Звукляндия» правил король Дин–Дон Седьмой. (Показ скрипичного ключа, нотного стана и нот на доске). Вы его знаете, это скрипичный ключ. Он был ленив и больше всего на свете любил спать и скучать.
Бывало, сядет он на свой трон и скучает,
От скуки свесит ноги, ими поболтает,
От скуки прикажет печенье подать,
А солдатам песню запевать.
Солдаты – это его ноты, звуки. Давайте вспомним, как они называются.
Повтор пройденного материала.
Дети повторяют названия нот.
Муз. рук.: А однажды от скуки, король залез на высокую стену сторожевой башни, там и заснул и свалился во сне, а как это было, мы сейчас покажем.
Ритмизирование стихотворения «Шалтай– Балтай».
Муз. рук.: Но его спасли королевские врачи, король выздоровел и снова заскучал.
Так и жили, скука, печенье, солдатское пение.
От такой жизни звуки – ноты до того обленились,
Что петь как следует совсем, разучились.
Король был ужасно огорчен,
Даже скучать перестал он,
Заставлял их петь и так, и сяк,
А они не хотят никак (изобразить какофонию на ф-но).
Однажды прибыли в «Звукляндию», из далекой страны, «Ладии» два брата, два лада. Давайте с ними познакомимся. (Из-за ширмы появляются братья Мажор и Минор).
Картинка «Мажор»:
Друзья, признаться вам спешу
Знакомству очень рад.
Меня зовут синьор Мажор,
Я лучший друг ребят.
С собой всегда я приношу–
Улыбку, шутку, смех.
И если дружишь ты со мной
То ждет тебя успех
Картинка «Минор»:
А я зовусь Минор,
И вот что вам скажу:
Со смехом мне не по пути–
Я грустью дорожу.
Люблю, вздыхая слезы лить,
И предлагаю вам,
Давайте вместе погрустим
О чем, не знаю сам.
Муз. рук.: Вот явились Мажор и Минор к королю и говорят.
Мажор и Минор: Мы знаем о твоей беде, король, твои солдаты – ноты обленились, и петь разучились. Без песен и без музыки твое королевство стало скучным и бесцветным. Мы тебе поможем. У нас есть краски, мы раскрасим твоих солдат, и они сразу запоют наши песни.
Муз. рук.: Король очень удивился, как же можно запеть из-за красок. А Мажор и Минор взяли свои краски (показать на картинке). У Мажора краски были яркие: желтые, голубые, зеленые, оранжевые и т.д. он раскрасил ими ноты и они запели веселую песенку.
Песня для развития ладового слуха: «Эту песенку свою, я тебе сейчас спою» (С-dur).
Муз. рук.: Когда Минор взял свои краски, они оказались не такими яркими (показать на картинке) черные, коричневые, серые. Он раскрасил ими ноты, и они запели его грустную песенку.
Песня для развития ладового слуха
·: «Эту песенку свою, я тебе сейчас спою» (с-moll).
Муз. рук.: Так и стали петь ноты, то веселую песню, то грустную. В «Звукляндии» наступил порядок. Король был доволен. Ведь Мажор и Минор очень нужны музыке, они помогли сделать музыку понятной и разной. Король Дин–Дон Седьмой стал жить совсем по-другому. Если загрустит, то к нему Минор явится. Захочет веселиться – Мажор появится. А солдаты – ноты стали дружить между собой, ладить, потому что им помогают Мажор и Минор. А знаете, что Мажор и Минор живут с нами рядом? Вот, например, если вам купили новую игрушку, вам радостно?
Дети: Да.
Муз. рук.: Значит к вам пришел Мажор. А если мама долго не приходит с работы? Вам весело или грустно?
Дети: Грустно.
Муз. рук.: Значит вас посетил Минор. А кто может еще привести примеры?
Дети отвечают.
Муз рук.: Молодцы, слушайте дальше сказку. В королевстве наступил полный порядок, Мажор и Минор стали ухаживать за королевским садом и каждый из них посадил свой цветок, вот только в разное время года. Какое время года подойдет для мажора? А какое для минора? (Показать иллюстрации с изображением времени года). Можно ли сажать цветы поздней осенью?
Дети: Нет.
Муз. рук.: Вот Мажор посадил свой цветок весной, он вырос и раскрылся, а минор посадил свой цветок поздней осенью, когда было пасмурно и земля была холодная. Его цветок завял. (Показать картинку). Давайте споем песенку про цветки.
Песня для развития ладового слуха: «Наши красные цветки».
Муз. рук.: Однажды в «Звукляндии» король Дин–Дон Седьмой устроил карнавал. Какой же карнавал без костюма и без маски. Мажор и Минор растерялись, не знают, что им выбрать. Поможем им выбрать маску?
Игра для творческого развития «Найди маску».
Муз. рук.: А теперь, давайте сами примерим маски. Представьте, что вы перед зеркалом и видите то, что я вам скажу.
Коррекционно– развивающая игра «Эмоции»:
нахмуриться как король;
ребенок, которого наказали;
ученик, которому поставили плохую оценку;
улыбнуться как мама своему ребенку;
кот щуриться на солнышке;
вы получили подарок, который долго ждали;
обиженный щенок.
Муз. рук.: Молодцы. Ну, что ж маски выбрали, теперь надо костюм карнавальный подобрать. Мажор и Минор решили переодеться в утят. Вот какие утята получились (показать картинку). И мы с вами покажем этих утят. Вставайте в круг.
Музыкально–игровое творчество. Играем, поем, танцуем «Песенка про двух утят».
Муз. рук.: Конечно на карнавале играет музыка, она разная. Когда Мажор слышит свою музыку, он танцует, смеется, веселиться, а Минор в это время молчит. Когда Минор слышит свою музыку, он словно оживает, начинает лить слезы, грустить и печалиться. Поиграем и мы. ( Раздать двусторонние карточки с изображением грустного и веселого лица).
Музыкально-дидактическая игра для развития эмоционального и двигательного опыта с музыкальными понятиями «мажор» и «минор».
Муз. рук.: Отлично справились, молодцы. А вот и угощенье подали, но только Мажор и Минор не все едят, давайте им поможем найти свой фрукт или овощ. Для Минора будем искать такой овощ, от которого лицо становится грустным или сильно морщиться, значит все горькое, кислое или соленое, а для Мажора подойдет все сладкое. (На доску вывесить картинки с изображением фруктов, овощей и ягод).
Игра для развития зрительных и вкусовых ассоциаций.
Муз. рук.: Молодцы, вы справились. Мажор и Минор не останутся голодными. Карнавал подходит к концу, ну какой же праздник без оркестра. Давайте мы с вами превратимся в королевский оркестр и сыграем на деревянных ложках.
« Оркестр» деревянных ложек.
4. Подведение итогов
Муз. рук.: Замечательно у вас получилось. А теперь нам пора прощаться. Давайте вспомним, как зовут двух братьев? Кто веселый, а кто грустный? А скажите, они живут с нами рядом? А без них можно было бы слушать музыку? А влияет ли музыка на наше настроение?
Молодцы. Теперь споем нашу прощальную песенку.
« До свидания».

Список источников и литературы
1. Ветлугина И. Музыкальные занятия в детском саду /Ветлугина И. Дзержинская И., Комисарова Л. – Москва: Просвещение, 1984. – 208 с.
2. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С.– Москва мозаика–синтез, 2005.
3. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая, и подготовительная группа [Текст] / М.А. Давыдова. – Москва: ВАКО, 2006. – 240 с.
4. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников». – Изд.доп. Вып.77.–М.: Школьная Пресса, 2008. – 96 c.
5. Лунева Т.А. Музыкальные занятия. Разработки и тематическое планирование. – Волгоград: Учитель, 2008. – 191 с.
6. Музыкальный руководитель. – Москва: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
7. Тютюнникова Т. Уроки музыки система обучения К.Орфа. – Москва: ООО АСТ, 2001. – 94 с.
15