Разработка урока по русскому языку. 7 класс. Причастие как часть речи.


Разработка урока. Русский язык. 7 класс.
Тема: Причастие как часть речи. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Признаки прилагательного и глагола у причастия.
Цели: Восстановить в памяти обучающихся сведения о прилагательном и глаголе как частях речи; познакомить с грамматическими признаками причастия; показать отличительные и общие черты причастия с другими частями речи; формировать умение различать причаcтие и прилагательное.
Развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, умение классифицировать, делать выводы.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Причастие- это часть речи, причастная глаголу в образе
прилагательного.
В.И.Даль
Ход урока.
I.Оргмомент. Объявление темы и целей урока, знакомство с его эпиграфом.II.Актуализация опорных знаний.
Обучающиеся восстанавливают в памяти сведения, известные о прилагательном и глаголе как о
самостоятельных частях речи. Игра « Сеанс одновременной игры» (Участник, ведущий сеанс одновременной игры, отвечает на любые вопросы об имени прилагательном и глаголе как
частях речи. Все остальные участники должны правильно сформулировать вопрос, сами должны
дать на него ответ в случае, если ведущий сеанс испытывает затруднения).
III.Изложение нового материала.
1.Работа с текстом (Раздаточный материал)
Проголодавшегося медведя запрут , бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противуположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались , и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный , скоро отыскивал безопасный угол…
Таковы были благородные увеселения русского барина!
( А.С.Пушкин)
- Каков стиль текста? Тип? Тема?
2.Обучающимся предлагается составить словосочетания, подобрав к существительным зависимые слова. Медведя (какого?) проголодавшегося.
За кольцо ( какое ?) ввинченное в стену.
Зверя (какого?) страшного.
Жертву (какую?) несчастную.
Гость ( какой?) бедный, до крови оцарапанный.
- Что обозначают все зависимые слова? Признак.
- Какой частью речи выражены зависимые слова. Какие из них не вызывают сомнений? Прилагательные.
- Какие из этих слов обозначают постоянные признаки, а какие –временные, т.е. происходящие в определенном времени?
- Чертами каких частей речи обладают слова обозначающие временные признаки?
(Вид, время, возвратность; изменяются по падежам, числам, родам; имеют полную и краткую форму). Это и есть причастия.
3. Обучающиеся заполняют таблицу, указывая в ней признаки прилагательного и глагола у причастия (Приложение).
4. Знакомства с теоретическим материалом учебника . Обучающиеся озвучивают запись в таблице, сравнивают, дополняют материалом учебника.
5. Как можно отличить причастие от прилагательного? Путем наблюдения обучающиеся приходят к выводу: к прилагательному можно подобрать синоним (антоним), к причастию- глагол.
Проголодавшегося медведя- который проголодался.
За ввинченное кольцо- которое ввинтили.
Страшного зверя- ужасного ,свирепого.
Несчастную жертву- беззащитную.
Гость бедный – жалкий.
Гость, до крови оцарапанный- которого оцарапали.
6. Выяснение синтаксической роли причастия в предложении путем наблюдения.
Прочитанная книга лежала на столе. Книга прочитана. Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.
Вывод: Краткие причастия, как и краткие прилагательные, чаще всего являются сказуемым, полные – определением.
IV. Закрепление изученного материала.
Распределителный диктант.
Летящая птица , летучая мышь, зеленый дуб, зеленеющая рожь, пожелтевшие листья, высохшая трава, сухая трава, растаявший снег, низкие облака, читающий мальчик, созревающие зерна, читальный зал, каменный дом, поющие птицы, спеющие ягоды, орудийные залпы.
- Какие приемы вы применяли при определении части речи? ( 1. Прилагательные обозначают постоянный признак, причастия временный; 2. качественные прилагательные можно заменить синонимами (антонимами) , причастия –глаголами.)
V.Рефлексия. - Что же такое причастие? Что вы о нем узнали?
- Возвращаемся к эпиграфу урока.- Почему В.И. Даль дал такое определение причастию?
Обучающиеся сдают заполненные приложения.
VII. Домашнее задание. Выучить теоретический материал учебника, выполнить упражнение № 54.
Список использованной литературы:
А.С. Пушкин Сочинения Государственное издательство художественной литературы М.1954.
Действующая программа по русскому языку.
Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова Современный русский язык М. Высшая школа 1991.
Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классов. М. Просвещение 2009.
Приложение.
Проголодавшегося медведя запрут , бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противуположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обычно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванною полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол…Таковы были благородные увеселения русского барина!
(А.С. Пушкин)


Составить словосочетания.
Медведя (какого?) За кольцо( какое?) Зверя (какого?) Жертву (какую?) Гость (какой?) Причастие имеет признаки.
Прилагательного Глагола