Конспект урока по русскому языку на тему В гостях у твердого и мягкого знака

Приложение 7
Обобщающий урок русского языка на тему
«В гостях у твердого и мягкого знака»
Цели:
Закрепить полученные детьми знания о разделительных ь и ъ знаках.
Повторить ранее изученные орфограммы, состав слова, звуко– буквенный анализ слова и разбор предложения по членам.
Учить строить грамотные и полные предложения, слушать и слышать.
Развивать память, речь, воображение, творческие способности учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: на этом этапе формируется положительную мотивацию детей к обучению; создается интерес к деятельности.
II. Определение темы урока.
Применяю проблемный метод, совместный поиск решения проблемных ситуаций.
Учитель.
У нас необычный сегодня урок,
Выяснить надо, кто в классе знаток.
На доске написан девиз урока: “Друзья, ученье нас объединяет!”
– Ребята, прочитайте девиз урока и определите тему сегодняшнего урока.
Ученики. Темой урока будет разделительный твердый и мягкий знак.
Учитель. Молодцы, ребята. Сегодня на уроке мы совершим увлекательную экскурсию в страну ъ и ь знака. Но чтобы туда попасть необходимо, чтобы вы вспомнили правила написания ъ и ь.
Ученики. Воспроизводят правила.
III . Минутка чистописания.
Цель: развитие каллиграфического почерка.
Ь ееюия лисьи, варенье, воронье
Ъ ееюя объедки, подъехал, съел
IV . Актуализация знаний.
“В гостях у мягкого знака”
Учитель. Итак, сначала мы заглянем в гости к мягкому знаку.
1) Посмотрите на слова вьюга, горько, льет. Скажите, какое слово лишнее?
Ученики. Лишнее слово горько, т.к. здесь мягкий знак – показатель мягкости.
Учитель. Значит мягкий знак может выполнять две функции. Какие?
Ученики. Мягкий знак может быть разделительным и показателем мягкости.
Применение коммуникативных технологий (форма – обучение в содружестве)
2) Работа в парах.
Измените слова по образцу:
Школа – мебель (какая?) школьная
Сигнал – флажок (какой?)
Село – местность (какая?)
Журнал – столик (какой?)
Сила – ветер (какой?)
Учитель. Какую роль в данных словах выполнял мягкий знак?
Ученики. Мягкий знак был показателем мягкости.
3) По улицам мягкого знака ходит очень интересный обитатель – жук.
Я сейчас вам про него прочитаю рассказ. Вы должны будете выписать из него слова с разделительным мягким знаком.
Живет на свете жук. Его костяной хвост – настоящее ружье. Только стреляет оно не дробью. Ядовитыми брызгами бьет жук своего обидчика.
Ученики повторяют правило написания разделительного мягкого знака.
Учитель. Ребята, сделайте звуко - буквенный анализ слова бьет.
Бьет – [б й о т] – 1 слог, 4 буквы, 4 звука.
4) Форма обучения – работа в группах.
На доске написаны слова: брат, соловей, ручей, звено, воробей, друг, муравей, колос. Ребятам предлагается изменить их так, чтобы они обозначали несколько предметов.
Брат – братья, соловей – соловьи, ручей – ручьи, звено – звенья, воробей – воробьи, друг – друзья, муравей – муравьи, колос – колосья.
Составьте предложение со словом друзья. Найдите грамматическую основу этого предложения.
Ученики. Друзья пошли в лес.
Кто? Друзья. Это подлежащее, выраженное существительным.
Что сделали? Пошли. Это сказуемое, выраженное глаголом.
Физминутка. ( Выполнение здоровье сберегающей технологии.)
“В гостях у твердого знака”
Учитель. А сейчас мы побудем в гостях у твердого знака.
Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о разделительном ъ.
Ученики. Разделительный твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся согласной, перед гласными е, е, ю, я.
5)Применение поискового метода:
Учитель. Первыми нам встретились волк и еж. Прочитайте про них стихотворение и выпишите слова с разделительным твердым знаком.
Волк ужасно разъярен–
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.
Ученики. Выписали слова разъярен, съесть, съедобен, съеденья, съежась, объегорил.
Учитель. Найдите однокоренные слова и выделите в них корень.
Еще раз делаем вывод в каком случае нам надо писать разделительный твердый знак.
Ученики. Разделительный твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся согласной, перед гласными е,е,ю,я.
6) Учитель. Ребята, посмотрите на доску. Почему в первом столбике слов нет разделительного твердого знака?
Поехал
Приехал
Заехал
Переехал
Съехал
Отъехал
Въехал
Подъехал

Ученики. В первом столбике слова с приставками, оканчивающимися на гласные, поэтому твердый знак в этих случаях не пишется.
Ученик:
Было сели
Стало съели
Догадаться вы сумели
Почему случилось так.
Кто виновник?
Твердый знак!
Твердый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
Развитие речи, воображения.
Учитель. Составьте слова с различными приставками:
1 вариант составляет слова с корнем – езд,
2 вариант составляет слова с корнем – ел.

В–


Об -
- езд - ел
С -

Под -
- От


Ученики: въезд, съезд, объезд, подъезд, отъезд, объел, подъел, съел, въелся и другие.
Учитель: Ребята как можно назвать одним словом эти слова?
Ученики: Эти слова однокоренные.
Учитель: Составьте с ними несколько предложений так, чтобы получился интересный текст.
V. Индивидуальная работа. Разноуровневые задания на карточках.
1 -й уровень.
I вариант
Запиши слова в 2 столбика.
С..язвил, солов..и, с..ежился, ненаст..е, ател..е, из..ян, печен..е, раз..единить, в..юн, пред..явить.
II вариант
Запиши слова в 2 столбика.
Грозд..я, чут..е, бур..ян, вз..ерошить, раз..яснил, свин..я, об..ем, с..ехал, в..езд, с..ем.

2 -й уровень.
I вариант
Исправь ошибки.
Шъет, платье, журчяние ручъя, сьедают листъя, съемка обезъяны, падехал к падьезду.
II вариант
Исправь ошибки.
Обедаться воронъем, разяренная обезъяна, въется въюн, платье с изяном, птичъи семьи.

3 -й уровень.
Придумай по 5 слов с разделительными Ъ и Ь знакамиСпиши.
Не учи бездел..ю, учи рукодел..ю. Чтобы рыбку с..есть, надо в воду лезть. Весел..е – от всех бед спасен..е. Труд людей об..единяет. Не гони коня плет..ю на под..еме в гору. С..ел кусочек с птичий носочек.
Придумай по 5 слов с разделительными Ъ и Ь знакамиСпиши.
Не учи бездел..ю, учи рукодел..ю. Чтобы рыбку с..есть, надо в воду лезть. Весел..е – от всех бед спасен..е. Труд людей об..единяет. Не гони коня плет..ю на под..еме в гору. С..ел кусочек с птичий носочек.

Учащиеся объясняют написание разделительного твердого и мягкого знаков.
Учитель: Наш урок на этом закончен, но мы не прощаемся с твердым и мягким знаками, у нас с ними будут еще встречи.


Заголовок 115