Урок русского языка с использованием ЭОР на тему Правописание разделительного твердого знака (3 класс)


1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
развитие умения работать с информацией;
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
развитие умения использовать различные способы поиска информации;
развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);
формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;
формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
развитиеречи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Таблица 1.
Этап
урока Время, мин Содержание взаимодействия с учащимися Методыи приемы работы,
ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2) ФОУД*  Деятельность учителя   Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организационный момент  1  Приветствует учащихся; настраивает на работу
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы грамотно писать.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
    Ф   Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку  Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку  Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование  умения слушать и слышать.
2.Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Минутка чистописания
 7  – Сегодня на чистописании мы вспомним написание букв, элементы которых очень похожи. Вы сможете их узнать, если найдете одинаковые звуки в словах каждой строки.
Мир, нитка, лицо.
Шар, шалаш, чашка.
– Верно, это буквы «и» и «ш».
– Запишите буквосочетания.
– Прочитайте и запишите пословицу. Объясните ее смысл. Подчеркните орфограммы
Наблюдение  Ф, И   Организует работу с учащимися
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
Проводит минутку чистописания
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. (упр.104)
Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания и пословицу.
И шиш Ш ишиПоспешишь – людей насмешишь. Регулятивные:
 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Работа над словами с непроверяемым написанием  5   Просмотр презентации
Работа по плану урока ЭОР№1  Ф, И   Контролирует обучающихся Записывают словарные слова в тетрадь, ставят ударение, устно составляют предложения с этими словами Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
 3.Работа над темой. Формулирование проблемы, планирование.  11  На доске написаны слова
В.ьга, с.ел, п.ет, под.езд,об.явление, в.юн, с.емка– Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы.)– Какие буквы нужно вставить в эти слова?– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.– Можно ли проверить написание этих слов? (Должны знать правило)
– Что мы знаем о правописании разделительного твердого знака?-О чем  будем говорить сегодня на уроке?  Наблюдение, работа с текстом (сравнение) 
 Ф  Организует диалог с учащимися, в ходе которого, конкретизирует понятие «орфограмма», формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урокаДелят слова на две группы, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием, объясняют орфограмму.
С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель. Регулятивные:
 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4.Первичное закрепление нового материала
ФизминуткаПоведение детей к самостоятельному выводу
Работа по учебнику
(упр. 107)
– Прочитайте. Выпишите из предложений слова
с разделительным твердым знаком, выделите в них
приставки.
– Выпишите из предложений слово с разделительным ь знаком, выделите корень.
-Обсудите: какие еще объявления могли бы быть в доме отдыха?
Гимнастика для глаз  Доказательство 
ЭОР№2  Ф   Дает образец короткого доказательства Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
 Воспринимают полученную информацию и принимают участие в коллективном решении задач.
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Работают в парах. Выписывают из предложений слова с разделительным твердым знаком, выделяют в них приставки:
Выписывают из предложений слово с разделительным мягким знаком, выделяют в нем корень. Познавательные:
- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
Регулятивные:
- составление плана и последовательности действий.
 5. Структурирование полученных знаний  7  Работа по учебнику
( упр. 108)
- Почему в словах с одинаковыми приставками в одном случае пишется Ъ,
в другом нет?
Разъяснить-разлить.
Съехать-сузить
Предъюбилейный-предложить-Прочитайте стихотворный отрывок.
Найдите слово, в котором есть разделительный Ъ и Ь знак.
Почему в этом слове количество букв и звуков одинаковое?
В каких словах нужно употреблять ъ? ь?. Волк ужасно разъярен,
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья не удобен:
Съежась, выставил иголки-
Объегорил злого волка.
-Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
Горе в чужой земле безъязыкому.
Самостоятельная работа, рефлексия, контроль, работа на нетбуке   Г, П, И   Проводит инструктаж обучающихся.
Организует дискуссию
  Составляют словосочетания, выбирая подходящие по смыслу слова из первой и второй групп.
Серьезный разговор, железнодорожный разъезд, съедобный гриб, птичьи следы, необъятные просторы, взъерошенный воробей, забавная обезьянка, дружная семья, подъемный кран, съемка фильма, вкусное варенье, съежился от холода, объявление об экскурсии.Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмическое представление инструкции. Объясняют написание разделительного ъ знака
Выполняют звуко-буквенный разбор слова «съеденья »
Съеденья-( сйэд эн йа)- 3 слога;
С-[c]-согласный, глухой парный, твердый парный
Ъ-[ ]е-[й ]-согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
-[э]-гласный ,безударный.
д-[д ]-согласный, звонкий парный, мягкий парный.
е-[э ]-гласный, ударный.
н-[н ]-согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
ь-[ ]я-[й]-согласный, , звонкий непарный.
мягкий непарный.
-[а]-гласный, безударный.
8 букв, 8 звуков
Регулятивные:
 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи,
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
6. Закрепление  Г, П  Организует работу
 Выполняют задание Регулятивные:
 - умение адекватно воспринимать оценки;
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные:
- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;
Коммуникативные:
- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);
- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.
Физминутка1 Гимнастика для глаз ЭОР№6
ЭОР№2 Ф Организация психофизической тренировки Выполняют упражнение для релаксации 7.Контролирующее задание 1 Работа в группе, проходят тестирование с использованием ЭОР
Просмотр презентации
ЭОР№3 Ф Организует выполнение задания Самостоятельная работа, самопроверка.  8. Информация о домашнем задании  3  Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Мотивирует деятельность учащихся по выполнению домашнего задания.
Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания.
Проверяет понимание и способы выполнения домашнего задания.  Самопроверка
самооценка   И, Г  Разъясняет задание  Записывают задание, сверяют с записями на доске, ставят констатирующую оценку Регулятивные:
 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;
Познавательные:
- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
- самостоятельное формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные:
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение слушать и вступать в диалог;
 9. Подведение итогов Рефлексия  2    Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Оценивает результаты.
- Какая на уроке была проблема?
- По какому плану мы работал
 
-Что особенно заинтересовало вас во время урока?
-Что нового узнали?
- В каких случаях пишется Ъ?
- Как оцениваете свою работу? Покажите смайликом свое настроение.
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
Работа с листом самооценки,
и «Волшебными линеечками»
Г. Цукермана, «лесенками продвижений»
 Рефлексия, контроль
ЭОР№4
   Ф,П, Г   Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки Организация подведения итого урока уч-ся. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке .Проводит беседу по
вопрОбеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка Рассказывают правила друг другу. Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояне комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе. По желанию озвучивают оценку своей деятельности на уроке.
Получают позитивный настрой от урока Регулятивные:
 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.
Таблица 2. Перечень используемых ЭОР
№ Название курса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Словарная работа Информационный Презентация http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/02/09/slovarnaya-rabota-s-grammaticheskim-zadaniem-shttp://festival.1september.ru/articles/615723/
2 Гимнастика для глаз Информационный Презентация http://school-box.ru/raznoe/vse-dlya-prezentazii/965-prezentaziya-gimnastika-dlya-glaz.html
3 Контролирующее задание Контрольный Тест, интерактивное задание http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/razdelitelnyjj-tvjordyjj-znak.html4 Рефлексия Практический Видеофрагменты, смайлики http://smayliki.ru/smilies-98.html5 Волшебные линеечки Информационный Видеофрагменты https://docviewer.yandex.ru/Это документ с сайта imcluga.ru6 Физкультминутка Информационный Презентация http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutki_dlja_1_4_klassov/319-1-0-27420
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая