Конспект урока: Реформы Избранной рады.


МБОУ «Ардатовская средняя школа №1»
Конспект урока:
Реформы Избранной рады
Учитель истории: Баранова С.В.
2016
Тема, цели, задачи, оборудование урока
Тема урока: Реформы Избранной рады. По учебнику Данилов А. А. История России, с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2007, стр.192-202.
Цели: Рассмотреть основные направления внутренней политики начального правления Ивана IV и процесс складывания самодержавной власти.
Задачи:
Развивающие:
Сформировать объективное понимание эпохи Ивана Грозного на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний;
Продолжить работу по формированию речевых умений, практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками;
Развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза, на основе созданной модели;
Развивать умения систематизировать материал.
Образовательные:
Учить обобщать, систематизировать и расширять знания учащихся об эпохе Ивана IV.
Воспитательные:
Возбудить интерес учащихся к прошлому;
Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения;
Воспитывать культуру мышления и речи, навыков взаимного сотрудничества.
Оборудование:
Персональный компьютер
Презентация к уроку.
Учебник: Данилов А. А. История России, с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2007.
План урока с хронометражем
Этап урока Время  Содержание
Организационный момент 3 мин. Приветствие учителя. Учитель отмечает отсутствующих, обращает внимание на подготовленность класса и самих учащихся к уроку, берёт психологическую паузу.
Актуализация знаний 5 мин. Учитель проводит мотивационную беседу, готовит учащихся к постановке учебной задаче:
Вопросы беседы:
Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю?
Какую внутриполитическую задачу решал Василий III?
Кто сменил Василия III на троне?
После ответов обязательно похвалить учеников. Обучающиеся через ответы на вопросы постепенно подходят к пониманию, о чем пойдет речь на уроке. Самостоятельно ставят цель урока.
Изучение нового материала 22 мин. 1. Боярское правление. 2. Укрепление центральной власти. 3. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Военная реформа. Отработка умений работать с неадаптированными источниками, картографических, хронологических, аналитических умений и навыков
Закрепление изученного10 мин. Постановка проблемного вопроса для закрепления, пройденного материала: Оцените деятельность Ивана Грозного на первом этапе его правления?
Оценивание работы класса
Информация учащихся о д/з и инструктаж по его выполнению 5 мин. Учитель задаёт домашнее задание: 1. Учебник § 23.
2. Докажите, что реформы Избранной рады прежде всего укрепляли центральную власть.
3. Как вы думаете, чем было вызвано появление Земских соборов?
Конспект урока с теоретическим обоснованием
Конспект урока Теоретическое обоснование
Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнёмся друг другу и будем активно работать на уроке.
Учитель берёт психологическую паузу.
Учащиеся: Приветствуют учителя молча, встав из-за парт. Ученики концентрируют внимание, настраиваются на работу.
Актуализация знаний
Учитель проводит мотивационную беседу, готовит учащихся к постановке учебной задачи:
Учитель: 1. Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? 2. Какую внутриполитическую задачу решал Василий III? 3. Кто сменил Василия III на троне? Примерные ответы учащихся:
История даёт нам представление о событиях, которые были в прошлом, учит людей не совершать ошибок своих предшественников.
2. Продолжил политику Ивана III по созданию единого централизованного государства. К Московскому княжеству были присоединены Псков, Рязанское и Новгород-Северское княжества.
3. После Василия III страной правил Иван IV.
Учитель: А теперь, ребята, опираясь на свои ответы, подумайте и скажите, какова цель нашего сегодняшнего занятия?
Учащиеся: Сегодня на уроке мы должны рассмотреть основные направления внутренней политики начального правления Ивана IV и процесс складывания самодержавной власти ( слайд № 1-2).
III. Изучение нового материала
1. Боярское правление.
Учитель объясняет, что учащиеся на основании просмотренных слайдов отвечают на следующие вопросы и задания:
прочитайте биографию Ивана IV;
рассмотрите репродукции картин
составьте описание характера царя.
Какое отношение к боярской верхушке и почему сформировалось у царя в детстве?
аргументируйте свой выбор с опорой на источник ( слайд № 3-5, документ на стр. 200 учебника).
Учитель в объеме учебника рассказывает о венчании Ивана Грозного на трон ( слайд №6-7).
В 17 лет Иван заявил митрополиту Макарию о своём намерении венчаться на царство. Митрополит поддержал его, т.к. это новшество укрепляло верховную власть. Ведь царями на Руси называли ордынских ханов и византийских императоров. Таким образом первый русский царь претендовал на все неограниченные права, которыми пользовались эти правители.
16 января 1547 года Иван IV венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля.
Шапку Мономаха возложил на голову царя митрополит Макарий, тем самым подчёркивалась «богоизбранность царя». Принятие царского титула поднимало международный авторитет России. Период боярского правления закончился. Царь Иван Васильевич стал самодержавным государём.
Ученики читают биографию Ивана IV и изучают источники, составляют портрет царя. Просматривают предложенные слайды с репродукциями. Находят подтверждение из источника для аргументации своего выбора.
Примерные ответы учеников:
Бояре незаконно заняли трон, не заботились о наследниках, разграбили казну.
2. Укрепление центральной власти.
Учитель предлагает учащимся вспомнить определение централизованного государства, затем самостоятельно прочитать текст учебника на стр. 195-197 и ответить на вопросы карточки № 1, слайды № 8-9.
Примерные ответы учащихся:
1. Иван Васильевич создал Избранную раду для того, чтобы осуществить серию реформ, способствующих окончательному собиранию и объединению всех русских земель вокруг сильной центральной власти.
2. Разработчики реформ понимали, что это очень сложная и длительная задача. Решить её можно лишь при поддержке широких слоёв населения, т.е. Земского собора.
3. Земские соборы собирались для решения важнейших государственных вопросов.
3. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Военная реформа.
Учащиеся работают с текстом учебника с. 196-199, просматривают слайды № 10-11 и заполняют таблицу.
Название реформы
и год её введения Содержание
реформы Значение и
последствия
реформы
1549 г.-созыв Земского собора Собрание представителей всех русских земель. Решали наиболее важные государственные вопросы.
1550г.- принятие Судебника Увеличивалось пожилое, ужесточались наказания «лихим людям», наказания за взятки. Наделение Боярской думы правом высшего законодательного органа при царе. Введение приказов – центральных органов управления.
1550г.-Военная реформа Ограничение местничества при занятии на высшие военные должности, создание избранной тысячи, стрелецкого войска На высшие военные должности назначались люди, проявившие талант, независимо от знатности рода. Регулярное войско.
1551г.-Стоглавый собор Церковный сборник документов, состоящий из ста глав. Единообразие церковных обрядов, признание местных святых общерусскими, правила поведения для духовенства.
1556г.-реформа местного управления Упразднена система кормлений и наместничества. Созданы выборные органы: губные старосты, земские старосты, городовые приказчики. Выборные органы вершили суд, следили за соблюдением закона и порядка, осуществляли сбор податей.
1556г.- «Уложение о службе» Определяло точные нормы обязательной службы для всех землевладельцев. «Уложение» уравняло в правах вотчинников и помещиков. Кто не являлся на службу и на военные смотры, наказывались.
IV. Закрепление изученного
Учитель совместно с учащимися анализирует составленную таблицу и по ней проводит беседу.
1. Какова была цель реформирования местного управления?
2. Какое значение для укрепления обороноспособности страны имело создание стрелецкого войска? ( учащиеся, при ответе на вопрос могут воспользоваться документом на с.201 учебника).
Примерные ответы учащихся:
Упразднить систему кормлений и наместнического правления.
Стрелецкое войско становилось регулярным. Находилось в каждом городе и тем самым укреплялась обороноспособность страны.
Оцените деятельность Ивана Грозного на первом этапе его правления? (слайд № 12)
Учащиеся: реформы Ивана IV и Избранной рады были направлены на централизацию страны. Иван Васильевич стремился достичь согласия между интересами государства и интересами населения через Земский собор.
Оценивание работы класса.
V. Информация учащихся о д/з и инструктаж по его выполнению
1. Учебник § 23.
2. Докажите, что реформы Избранной рады прежде всего укрепляли центральную власть.
3. Как вы думаете, чем было вызвано появление Земских соборов?
Учитель благодарит учащихся за урок.
Карточка №1
1. С какой целью Иван IV создал Избранную раду?
2. Если целью царя и ближайшего его окружения стало усиление личной и центральной власти, то зачем для решения государственных вопросов ему потребовалось созывать Земский собор?
3. Для чего собирался Земский собор? Учитель создаёт атмосферу доброжелательности, симпатии, уважения к учащимся. Психологическая пауза выражает твёрдое намерение перейти к уроку. Отсутствующее многословие мобилизует учащихся на деловой настрой урока.
Эвристическая беседа помогает учащимся увидеть проблему, поставить перед собой цель и спланировать план действий. Эвристическая беседа – приём словесного метода.
Учащиеся составляют в совместной деятельности с учителем учебную задачу урока, преобразуют её; складываются все условия для продуктивной поисково-исследовательской деятельности и активного участия всех в учебном процессе.
Учащиеся, завершая вместе с учителем мотивационную беседу, поставили перед собой учебную задачу, преобразовали её и подготовились к усвоению нового материала.
В работе реализуется частично-поисковый и исследовательский метод. И в том и в другом случае используются приёмы: анализ документов, содержание параграфа и видеофрагментов.
У учащихся развивается умение характеризовать историческую личность.
Создаётся атмосфера творческого поиска, сплочённости, в работу втянуты все. Учащиеся заинтересованы в результатах учебной деятельности. Складывается деловое сотрудничество.
В ходе работы учащиеся видят результат своего труда, коллективной деятельности в совместно созданной таблице, легко можно проследить общие тенденции реформ Избранной рады.
Отработка хронологических умений.
Учащиеся обобщают, систематизируют материал, делают выводы. Здесь используется словесный и частично-поисковый метод, а также репродуктивный метод. Приёмы: эвристическая беседа, продолжение анализа таблицы, изученного материала.
Вводятся разноплановые задания, учитываются индивидуальные особенности каждого ученика.
Самоанализ урока
Считаю, что урок получился результативным. Цели и задачи были сформулированы и озвучены перед учащимися. На уроке удалось полностью реализовать развивающие и воспитательные цели, дидактические задачи урока.
Элементы, структура урока были чётко выражена. На уроке были использованы информационно компьютерные технологии. Учащиеся справились со всеми заданиями, т.к. при подборе учебного материала учитывались их психологические особенности, уровень развития и обученности. Положительный результат урока обеспечили смена одного вида деятельности другим.
Методы и приёмы ведения урока способствовали продуктивной деятельности учащихся на уроке, их заинтересованности. Доброжелательная, спокойная обстановка на уроке способствовала активизации умственной деятельности учащихся.
Работа учащихся на уроке была оценена. Было удачно организовано сотрудничество «учитель-ученик». Урок построен на принципах развивающего обучения.
Таким образом, урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные перед ним, достигнуты; каждый ученик получает за урок положительную оценку.