Урок по русскому языку для 1 класса «Ударение»


Тема урока: «Ударение»
Цель: создание условий для изучения особенностей русского ударения.
Задачи:
Осмысление понятия «ударение».
Формирование умения различать в словах ударные и безударные слоги.
Знакомство со свойствами русского ударения.
Технологическая карта урока
1. Организационный момент
Встало солнышко – ура!Заниматься нам пора!Учимся старательно,Слушаем внимательно!Думаем, запоминаем,Дружно руки поднимаем!
2. Актуализация знаний учащихся
- В такой погожий денёк трудно усидеть на месте, поэтому я предлагаю совершить экскурсию. А куда мы отправимся, вы узнаете, выполнив первое задание: откройте пропущенные буквы.
Ж ИН ПН П О РБП С Й Л
ЗООПАРК
- Итак, мы побываем в зоопарке.
- Кто знает, что обозначает это слово? А где можно точно узнать его значение? (в Толковом словаре)
- Как нужно вести себя в зоопарке?(не шуметь; не подходить близко к клеткам; не просовывать руки в клетку; не кормить животных; можно фотографировать, рисовать)
- Но цель нашей экскурсии, как вы понимаете, не только в знакомстве с его обитателями. Думаю, выполнив ряд следующих заданий, вы сами её определите.
- На какие группы можно разделить открывшиеся буквы? (гласные, согласные)
Минутка чистописания
Прописывание гласных букв а,о. Прописывание буквосочетаний с данными гласными буквами.
- Какие ещё есть гласные буквы в русском языке? (и, ы, у, ю, э, е, я, ё)
-Что вы знаете о гласных звуках?(Гласные звуки тянутся, поются, т.к. произносятся свободно, не встречают во рту препятствий, гласные звуки образуют слог, могут быть ударные и безударные))
Постановка проблемы; формулирование темы урока.
- Продвигаемся дальше и вот мы уже у входа. Но тут какие-то надписи. Давайте прочтём их и разберёмся.
Стоит чудесная погода.
Вам стоит сходить в зоопарк.
(Чтение предложений. Нахождение слова «с секретом»: сто/ит-стои/т. Деление на слоги. Постановка ударений в этих словах, объяснение их смысла.)- Что меняет смысл этих слов? (ударение)
- Что такое ударение? (выделение голосом гласного звука в слове)
- Как называется слог, на который падает (не падает) ударение? (ударный – безударный)
-Какие свойства ударения мы здесь наблюдаем? (смыслоразличение - ударение может быть в слове только одно, от него зависит смысл слова)
- Какие ещё слова вы знаете,имеющие одинаковое написание и отличающиеся только ударением? (гво/здики- гвозди/ки, за/мок –замо/к, а/тлас-атла/с, и/рис-ири/с)
4. Открытие новых знаний
- Между тем, мы уже вошли в зоопарк. Перед нами его обитатели. На каждом вольере написано название животного. Прочтите их.
ЗЕБРА КЕНГУРУ ПОПУГАЙ БЕГЕМОТ ЖИРАФ ЛЕБЕДЬ МЕДВЕДЬ СТРАУС
- Вам ничего не кажется странным. Что перепутано? Давайте рассадим животных в свои отделы.(Классификация картинок: птицы, звери.Деление слов на слоги, постановка ударения в словах)
- Какие свойства ударения здесь вновь продемонстрированы?
(Ударение в русских словах не прикреплено к определённому слогу в слове.Такое ударение называется свободным.)
Самостоятельное списывание двусложных слов.
ФизминуткаПо дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немножко отдохнём. Дальше мы пешком пойдём.
Ударение в односложных словах
Мы продолжаем нашу экскурсию, но только звери в этих вольерах появятся, если вы отгадаете загадки:
Хищник полосатый, рыжий и усатый.
На кота похож немножко и мяукает, как кошка.(ТИГР)
Лесники её котят взять домой не захотят.
Ей не скажешь «Кошка, брысь!», потому что это…(РЫСЬ)
Царь зверей.(ЛЕВ)
У этого зверя огромный рост, сзади у зверя-маленький хвост.
Спереди зверя- хвост большой. Кто же это? Кто он такой? (СЛОН)
Этот зверь живёт лишь дома, с этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы, он мурлыча песнь поёт.
Только мышь его боится. Угадали? Это…(КОТ)
- Кто лишний в этом вольере? Почему? (кот – это домашнее животное)
- Что общего у этих слов?Можно ли разделить эти слова на слоги? (слова односложные)
-Надо ли ставить в них ударение? (нет)
-Какой вывод можно сделать?(Если слово состоит из одного слога, ударение в нём не ставится)
-Поставьте данные слова во множественное число. Разделите на слоги, поставьте ударение. Что заметили? (ударение переместилось с первого слога на второй)
-Подвижность русского ударения: способность менять своё место в зависимости от формы слова.
-А это место-«Детская площадка». Кто там находится? (детёныши животных)
-Назовите их детёнышей? Произнесите слова с ударением. Что заметили?(Буква ё всегда ударная.В словах с буквой ё ударение не ставится)
Расскажи-ка, буква ё, как твоё житьё-бытьё?
Буква ё даёт отчёт: Ничего, житьё течёт.
Я-ударная всегда.
Ой-ой-ой! Вот это да!
Однокоренные слова, проверка безударной гласной.Орфографический словарь.
С помощью кокай части образовались новые слова? Какой смысл таит в себе эта часть слова?
5.Первичное закрепление и контроль
Слушание стихотворения. Выборочное письмослов.
Просто яблоко висело. Только конь сказал, что низко,
А индюшка-высоко. Ну а бык сказал, что близко, а щеночек-далеко.
А козлёнок озабочен тем, что яблоко мало.
А утёнок-тем что очень велико и тяжело.
А котёнку всё равно-кислое, зачем оно?
-Что вы,-шепчет червячок,- сладкий у него бочок!
-О каких домашних животных идёт речь?
-В каких из этих слов не надо ставить ударение?
- Запишите эти слова, объяснив орфограммы (котёнок, козлёнок, утёнок)
Письмо по памяти. Постановка ударения в словах, которые пишутся одинаково, но звучат по-разному.
У зайца два уха.
Кипит вкусная уха.
Самостоятельное списывание предложений по вариантам. Постановка ударений в словах.
Зоопарке я видел белок.
В яйце есть белок и желток.
6. Вторичное закрепление
-Ударение подобно биению сердца: пока наше сердце бьётся ровно спокойно, мы не замечаем его толчков. Но как только ритм сбивается, мы сразу ощущаем это.
Пока мы слышим речь в которой все слова произносятся с правильным ударение, мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем внимание. Но стоит нам услышать хотя бы только одно слово с непривычным ударением, как внимание задерживается на нём.
Слушать речь, в которой многие слова произносятся с неправильным ударением, чрезвычайно трудно. Искажённое ударение напоминает неправильный пульс.
Словарь, в котором можно проверить правильность постановки ударении – Орфоэпический.
Проверка ударения в словах с помощью орфоэпического словаря.
ТВОРОГ СВЁКЛА ЩАВЕЛЬ АРБУЗ КРАПИВА
7. Итог урока
-Понравилась ли экскурсия?
-Что запомнилось из области русского языка?(Ударение в словах может быть только одно; оно подвижное, т.е. может менять своё местоположения в различных формах слова; от ударения может зависить значение слова; в словах с одним слогом и буквой ё ударение можно не ставить)