Конспект урока по истории России на тему Иван 4. Реформы избранной рады (6 класс)

Тема: Иван 4. Реформы Избранной рады.
Цель урока: рассмотреть основные направления внутренней политики раннего этапа правления Ивана IV и процесс централизации государства.
Задачи урока.
Образовательные:
1. Продолжить работу по изучению признаков централизованного государства.
2. познакомить обучающихся с реформами Избранной рады, их сутью и характером.
3. Проследить их влияние на дальнейшую централизацию Московского государства;
Развивающие:
1.Развивать навыки контроля и самоконтроля.
2. Формировать умение давать характеристику деятельности исторической личности
3.Развивать устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
1. воспитывать любовь к истории России и ее историческому прошлому.
2.Воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, взаимопомощи.
3. Воспитывать навыки культурного поведения.
4. Воспитывать аккуратность и прилежание.
Оборудование урока:
Учебные материалы: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века.
Средства ИКТ: мультимедийная установка с презентацией,
Тип урока - изучение нового материала
Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:
суть и характер реформ Ивана IV
органы управления государством во второй половине XVI в.

Учащиеся должны понимать, что такое:
централизованное государство
Земский собор
Избранная Рада
стрелецкое войско
Судебник

Учащиеся должны уметь:
извлекать из исторических источников необходимые для раскрытия темы факты;
проводить информационно-смысловый анализ текста;
формулировать выводы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.

План:
Боярское правление в начале XVI в.
Личность Ивана IV.
Венчание на царство.
Реформы Ивана IV.

Основные понятия: дворяне, земский собор, приказы, централизованное государство.
Важнейшие даты:
16 января 1547 г. венчание Ивана IV на царство;
1549 г. созыв первого Земского собора;
1550 г. принятие нового Судебника;
1550 г - военная реформа
1551г. - Стоглавый Собор
1556 г. реформа местного управления, отмена кормлений.


Ход урока
Деятельность учащихся
Теоретико-методическое обоснование


1.Оргмомент( психологический настрой).
Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих.
Негласно учитель интересуется внешним видом учеников, состоянием рабочего места. Классное помещение-это рабочее место, от состояния которого зависит и здоровье.
Учитель берёт небольшую психологическую паузу
2. Проверка домашнего задания.
Ребята, прежде чем начать изучение нового материала, давайте сначала вспомним ранее изученный материал, а поможет нам в этом игра «крестики-нолики». (раздаточный материал№1)
Учитель задает вопросы по пройденному параграфу, а фронтальная проверка)
Давайте вспомним, как управлялось государство в 15 веке.
1.Правитель в России в конце 15 века назывался Великий князь Всея Руси. (+)
2. Скажите дворецкий это владелиц дворца. (0)
3. Боярская дума- это совет из представителей старинных боярских родов при князе? (+)
4. Общегосударственные ведомства назывались дворец и казна? (+)
5. Василий 3 первый принимает титул – государь всея Руси?(-)
6. Русь стала именоваться Россией в конце 16 в?(-)
7. Наместники люди, правившие отдельными уездами страны? (+)
8.
9. Василий 3 умирает в 1533г? (+)
Для проверки поменяйтесь листочками с соседом по парте. В это время критерии оценок и правильные ответы появляются на слайде (слайд2).
3. Подготовка к изучению нового материала.
А мы переходим к изучению нового материала. Записываем число и тему сегодняшнего урока - «Иван 4.Реформы Избранной рады». Введение в тему: На сегодняшнем уроке мы начнем разговор о последнем представителе династии Рюриковичей – Иване IV, получившем прозвище Грозный. Запишите тему, план урока.

Постановка учебной задачи: В ходе урока необходимо будет оценить начало правления Ивана IV.

Ребята ставят цели урока
Затем учитель делает небольшой вывод: в истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. На протяжении ещё 3-х уроков мы будем с вами знакомиться с периодом правления Ивана IV, и вы ответите на вопрос: “Почему в начале правления Ивана IV был реформатором, а в конце жизни кровавым тираном?”
4. Изучение нового материала.
Давайте вернёмся назад. И поговорим о Начале правления Ивана Грозного.
Личность Ивана IV. 1. Боярское правление.

Рассказ учителя: Иван родился в 1530 г.

Посмотрите на с. 192 учебника, назовите указанные годы правления Ивана (1533 по 1584 г.)

Вопрос: Мог ли 3-летний Иван править самостоятельно? Конечно, нет.
Отец Ивана Василий III умер в 1533 г, перед смертью назначив опекунский совет из 7 влиятельных бояр над своим сыном Иваном, наказав боярам «беречь» сына и приобщать к государственным делам. Наступило время боярского правления. Это была эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть. Злоупотребления и взяточничество достигли невиданных размеров. Начались народные волнения. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить правильную и четкую работу государственного аппарата, необходимы были реформы.

Слайд 3

Вдова Василия III - Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой, взяла управление государством в свои руки. По легенде, эта женщина происходила из рода Мамая. Но волею судеб оказалась в Великом княжестве Литовском и стала литовской княжной. В 1526 году вышла замуж за Великого князя московского. После смерти мужа фактически стала правительницей при трехлетнем сыне. За время своего правления (менее 5 лет) Елена Глинская сумела провести в стране ряд реформ. Какие реформы были проведены Еленой Глинской.

Рассказ учителя: После смерти Елены Глинской в стране снова началась ожесточенная борьба за власть: отравления, убийства, заключение в темницу, насильственное пострижение в монахи стало обычным делом при московском дворе. И все это происходило на глазах юного Ивана., в эпоху так называемого «боярского правления». Детство осталось в памяти Иоанна как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому.


Работа в группах с раздаточным дидактическим материалом.

Задание: используя отрывки из документы В.О. Ключевского, русского историка, написавшего знаменитый труд «Курс русской истории», составить характеристику черт характера Ивана IV .

Дидактический материал для работы групп.

1 группа. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».

2 группа. «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.

3 группа. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.

4 группа. «По природе и воспитанию он был лишен нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотно склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки; он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 году на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: «Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена».

Проверка выполнения работы: высказывания учащихся о личности Ивана IV.
Учитель: Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. Это было новшество. До Ивана IV венчали на великое княжение. В чем же разница?
Физкультминутка «Гимнастика для глаз»




5.Итог урока
Учитель задает вопросы:
1.Какие взаимоотношения были государства и церкви?
2. Какие изменения произошли в церкви после реформы?
3. К чему привела попытка реформирования церкви?






















6.Этап закрепления новых знаний
Для закрепления полученных знаний ученикам предлагается выполнить синквейн.
7. Домашнее задание.
Параграф 7 на пересказ, выучить определения.

Учащиеся приветствуют учителя
Дежурные информируют об отсутствующих


Ученики собраны, готовы к работе

Дежурные заранее позаботились об экологическом состоянии классной комнаты

Ученики настраиваются на рабочий лад.

Ученики слушают учителя.

Дети вписывают в игровое поле необходимые знаки.(х-да,0-нет).















Дети самостоятельно проверяют ответы и выставляют оценки.





Ученики слушают учителя,

записывают тему урока в тетрадь.

Знакомятся с заданием для работы на

уроке.














Учащиеся предлагают ответы.


















Учащиеся работают с учебником, находят нужную информацию: стр 193



















Дети работают в группах. Отвечая на вопросы, делают самостоятельно выводы, по каждой группе, а затем обобщенный вывод по характеру Ивана Грозного.

















Дети на основе вопросов делают вывод о характере Ивана Грозного, по каждой группе


































Дети записывают в тетрадь реформы























































Учащиеся записывают дату
















Учащиеся записывают определения в

тетрадь








Учащиеся описывают картину.









































Учащиеся смотрят видео фрагмент о

казни протопопа Аввакума








Ученики внимательно слушают учителя и включаются в совместную работу для подведения итогов урока.

Отвечают на вопросы учителя. Ученики на основе вопросов делают вывод, что таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.








Дети сочиняют синквейн



Ученики записывают домашнее задание в дневники, внимательно слушают инструктаж учителя по выполнению задания (задают вопросы).
Начало урока во многом задаёт тон всему уроку. Приветствие учителя выражает доверие к учащимся, симпатию, подготовка к полноценному рабочему ритму. Психологическая пауза выражает твёрдое намерение перейти к уроку

Проверка домашнего задания помогает
закрепить полученные знания.
Выявление ошибок и их ликвидация.
Методы: самостоятельная работа,
ФОПД: индивидуальная,
Такая форма опроса домашнего задания развивает самостоятельность

















Сообщаю тему с целью создания на уроке учебной задачи, чтобы дети поняли, что от них будет требовать учитель и чему они должны будут научиться.
Мотивация на успех. Учитель задаёт наводящие вопросы, с целью, что бы ученики самостоятельно смогли поставить цель урока.
Проблемная ситуация повышает работоспособность и интерес к уроку.


Методы: объяснение, репродуктивный
Приём: устный
ФОПД: фронтальный
способствует прямому воздействию учителя на коллектив класса.



Метод: частично-поисковый.
Прием: работа с учебником
Учу правильно строить выводы, что обогащает речь учащихся, развивает мышление.
Частично-поисковый метод развивает самостоятельность учеников и их познавательную активность.



Метод: частично-поисковый.
Прием: работа в группах с документом
Учу правильно строить выводы, что обогащает речь учащихся, развивает мышление.
Частично-поисковый метод развивает самостоятельность учеников и их познавательную активность.




















Частично-поисковый метод развивает самостоятельность учеников и их познавательную активность.
Индивидуальная работа



Выстраиваем причинно-

следственные связи




























































Объяснительно-иллюстративный метод позволяет создавать яркие образы исторических фактов.

Фронтальная ФОПД пробуждает ответные эмоции.

Приемы:
устный,
информативное повествование, конкретизация,
обобщение,
анализ.













Объяснительно-иллюстративный метод позволяет создавать яркие образы исторических фактов





Репродуктивный метод помогает проверить сформированность знаний и умений воспроизводить информацию, позволяет закрепить знания и умения, помогает устранить пробелы у учащихся.
Фронтальная ФОПД (эвристическая беседа) охватить большую аудиторию, сэкономить время, повышает активность и мотивацию учащихся через непосредственное эмоциональное воздействие учителя на учеников.

Приемы: устный,
наглядный, анализ,
обобщение, конкретизация.


Прием активизации познавательной активности. Закрепляем полученные знания

Объяснительно-иллюстративный метод помогает учащимся представить структуру задания.
Фронтальная ФОПД способствует прямому идейно-эмоциональному воздействию учителя на коллектив класса.
Приемы:
устный,
письменный.