Разработка урока по теме: реформы Избранной Рады


Тема урока: Личность Ивана IV .Реформы Избранной рады. (Формулируют сами ученики)
Эпиграф Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие,
То за трапезой сидит в золотом венце
Грозный царь – Иван Васильевич
(М. Ю. Лермонтов)
Имя урока Реформы Ивана Грозного.
Тип урока изучение нового материала с элементами исследования .Форма организации обучения – работа в группах парах с использованием методов РКМЧП.
Цель установить отличия исторического развития эпохи Ивана IV.
Задачи образовательная определить основные направления внутренней политики Ивана IV
развивающая продолжить развитие навыков самостоятельной работы с текстом
учебника , исторического источника
воспитывающая - продолжить формировать интерес к истории Российского государства ,
формулировать собственную точку зрения о исторических событиях.
Ключевые даты и понятия Избранная рада, централизованное государство, Земский собор, приказы, стрелецкое войско. дворяне Судебник 1550г.,1547
Личные имена Иван IV , митрополит Макарий , А. Ф. Адашев, священник Сильвест.
Мотивация Иван IV – один из образованнейших людей своей эпохи ,обладал феноменальной памятью эрудицией был основателем книгопечатного дела .
Проблема Благость реформ для народа . План 1. Личность Ивана IV 3.Рефрма местного управления
2.Реформа государственной власти 4.Военная Реформа



СТАДИЯ ( фаза) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ВРЕМЯ
Фаза вызов .Вызов уже имеющихся знаний ,активизация учеников для дальнейшей работы.
Фаза осмысления
Реализация знаний
Задача учителя - сохранить интерес учеников к теме при дальнейшей работе с новой информацией.
Фаза рефлексии
Обобщение осмысление нового знания.
Домашнее задание
В начале урока можно не называть тему ,а предложить ученикам сформулировать ее по эпиграфу.
Учитель дает задание : записать все , что ученики знают по этой теме в тетради Работа по группам .
На 2 этапе оперативно фиксировать
предложения темы урока на доске ,не допускать критики. Окончательный вариант выводится на экран
Учитель раздает текст « Иван Грозный –особенности личности ( по В. О. Ключевскому) ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание для работы в группах используя маркер –значки НАЙТИ В ТЕКСТЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ Ивана 4;
Ответ оформить по методу кластера по теме «особенности личности Ивана Грозного» ответ выводится на экран
1. Учитель направляет учеников на работу с текстом учебника :п. 23.пун. 2,3,4 по заданиям:
-сформулировать причину реформ
-назвать имена активных участников
- установить цели реформ
- выделить главное в содержании реформ
2. Учитель дает задание ученикам выразить свою точку зрения о реформах Избранной рады ,используя метод «шесть шляп». Один из вариантов – на экране
Вернуть учеников к записям ,сделанным на уроке ,с целью обобщить полученные знания о реформах. о личности царя.
Учитель дает задание выразить свое отношение к деятельности Ивана IV в
творческой работе.
Учитель напоминает проблему ,представленную в начале урока –благость реформ для народа.
П. 23 –работать методом активного чтения;
Используя синквейн ,написанный на уроке, подготовить сообщение об Иване Грозном и реформах.
Ученики обращаются к словам М. Ю. Лермонтова:»Не сияет на небе солнце красное, не любуются им тучки синие, то за трапезой сидит в золотом венце грозный царь Иван Васильевич.» Предлагают варианты темы урока из каждой группы Тема записывается на доске.
Работа в группах:
1этап.- записать , что знают и думают по теме.
2этап-обмениваются информацией вслух .
Формулируется тема урока
Ученики работают в группах , читают текст, у абзацев ставят пометки: + знал ,?-вопрос, У- узнал. Составляют ответ в группах , озвучивают его .
Ученики выделяют главное составляют кластер. Иван Грозный: природный ум, сиротство, подозрительность, неуравновешенность, жестокость т. д
Ученики читают текст учебника :П.2 с. 206 – укрепление центральной власти;
П. 3 с. 208 – реформа местного управления , церковная;
П. 4 с. 209 –военная реформа;
Работа ведется в группах по вопросам
методом активного чтения. Ответы записывают в дневник( в тетради )
Учащиеся работают в группах с текстом п. 23 и записями в тетради:
красн –выразить свои эмоции по поводу реформ;
желт. –выделить положительное , объяснить почему;
черн.-выделить негативное ,объяснить почему;
бел. – выделить только факты;
зелен. – что известно об авторах реформ;
син.- обобщить высказывания;
каждая группа высказывается.
Ученики возвращаются к наработанным на уроке записям на фазе вызова и осмысления и работают с утверждениями:
-реформы направлены на привлечение бояр к управлению страной;
-самой значимой реформой была реформа местного самоуправления;
-Избранная рада – близкий круг царя;
-Судебник укрепил центральную власть;
-Приказы – орган государственной
исполнительной власти; ответы зачитывают в слух.
Ученики готовят творческую работу и по группам представляют:
Иван Грозный!
Умный , образованный.
Преобразовал, укрепил, создал.
Не был благостен народу.
Царь!
Учащиеся дают ответы по группам.

Метод «эпиграф.»Метод «мозговая атака»
Метод « Инсерт»
Метод «кластер»
Метод « активного чтения» :поиск ответов на вопросы,
ответы записывают в дневник;
Метод «шесть шляп».
Метод «верно-неверно».
Метод «синквейн». 3 мин.
4мин.
4 мин.
3мин.
6 мин.
6 мин.
6 мин.
2 мин.
5 мин.
4мин.
2мин.
Приложение 1
Работа в группах с раздаточным дидактическим материалом
Задание: используя отрывки из документы В.О. Ключевского, русского историка, написавшего знаменитый труд «Курс русской истории», составить характеристику черт характера Ивана IV .
Дидактический материал для работы групп.
1 группа. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».  
2 группа. «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.
3 группа. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.  
4 группа. «По природе и воспитанию он был лишен нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотно склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки; он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 году на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: »Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена».
Литература к уроку
Учебная литература:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6 класс .Программа общеобразовательных учреждений». М.: «Просвещение», 2008.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История России с древнейших времён до конца XVI века» учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2008.
Методическая литература
Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — С. 54-72.
Интернет ресурсы
1. http://videouroki.net/index.php?subj_id=2  – Видеоуроки в сети Интернет.
2. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html  - технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
3. http://lingvist.ucoz.ru/publ/18-1-0-17 - развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и приемы