Разработка Учебно — методического комплекса Безопасность жизнедеятельности для специальности 23.02.03 (190631) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ «МУРОМСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО – ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ ВО «МПГК»)

УТВЕРЖДАЮ:
ДИРЕКТОР КОЛЛЕДЖА
_____________В.В. ВОЛКОВ

Учебно-методический комплекс
по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности»
для профессий:
23.02.03 (190631) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»










Муром, 2015 г.













ОДОБРЕНА
МК профессиональных дисциплин
Протокол № ____
Председатель МК
___________С.В. Лабутов
«___»___________20___г.


Составлена в соответствии с
Государственными требованиями
к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускника по специальности 23.02.03 (190631) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Зам. директора по УР
__________В.С. Антонова «___»__________20___г.













































Автор: С.И. Зинченко - преподаватель-организатор ОБЖ

Рецензенты: _____________ В.М. Еганов – главный инженер ОАО «Трансавто»






Рецензия
на учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов специальностей 23.02.03 (190631) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,
разработанный преподавателем Зинченко С.И.
Учебно-методический комплекс (УМК) учебной дисциплины разработан в соответствии с Федеральным государственным стандартом по специальностям 23.02.03 (190631) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», а также примерной программой учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Изучение дисциплины рассчитано на 102 час, обязательным из которых являются 68 часов (34 часа предусмотрены рабочей программой на самостоятельное изучение студентами отдельных тем). Дисциплина изучается в 5 семестре. В соответствии с рабочим учебным планом промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» содержит:
- рабочую программу дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
- требования к результатам освоения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
- календарно-тематический план по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;
- методические рекомендации по выполнению практических работ;
- комплект контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
- методические рекомендации по проведению самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;
- тематику рефератов для студентов по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;
- перечень и оснащение кабинетов;
- дидактический материал и наглядные пособия, электронные учебники, аудио и видео материалы;
- перечень основной учебно-методической и дополнительной литературы.
К положительной стороне содержания учебно-методического комплекса следует отнести его практическую направленность (34 часа практических работ), что развивает и формирует у студента: умение организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; знания правил приема на военную службу, обращения со стрелковым оружием; умение оказывать первую помощь. Учебно-методический комплекс также содержит примерный перечень вопросов к промежуточной аттестации студентов по дисциплине.
Настоящую учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» можно рекомендовать к применению для организации учебного процесса в техникуме по специальностям 23.02.03 (190631) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Рецензент____________________________________________________ _______________________________________________________________

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ОП.05 Безопасность жизнедеятельности
для специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
Организация работы первичных трудовых коллективов.
ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом









Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Владимирской области «Муромский промышленно–гуманитарный колледж»
(ГБПОУ ВО «МПГК»)



Утверждаю:
Директор ГБПОУ ВО «МПГК»
________________В.В.Волков






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

для профессии: 23.02.03 (190631) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»































ОДОБРЕНА
МК профессиональных дисциплин
Протокол № ____
Председатель МК
___________С.В. Лабутов
«___»___________20___г.


Составлена в соответствии с
Государственными требованиями
к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускника по специальности 23.02.03 (190631) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Зам. директора по УР
__________В.С. Антонова «___»__________20___г.









































Автор: С.И. Зинченко - преподаватель-организатор ОБЖ

Рецензенты: _____________ В.М. Еганов – главный инженер ОАО «Трансавто»









СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12






































1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03 (190631) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности экстремальных условиях военной службы;
-оказывать первую помощь пострадавшим.

знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.








































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68

в том числе:


практические занятия
33

зачёты
1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
34

в том числе:


домашние работы
34

Итоговая аттестация в форме зачёта
1







2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объём часов
Уровень усвоения

Раздел 1. Обеспечение безопасности в быту и на производстве

51


Тема 1 Обеспечение устойчивости объектов экономики
Содержание учебного материала
8
2




Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики. Прогнозирование развития событий.




Оценка последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях.




Самостоятельная работа
4



Характеристика зон радиоактивного заражения после ядерного взрыва или аварии



Тема 2 Меры безопасности в жизнедеятельности















Содержание учебного материала
8



Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности мастера жилищно-коммунального хозяйства и быту. Принципы снижения вероятности их реализации.




Терроризм. Условия противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России.




Действия при обнаружении взрывчатых веществ и при угрозе теракта по телефону.




Задачи и основные мероприятия гражданской обороны.




Способы защиты населения от оружия массового поражения.




Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах.




Практические занятия
10













Организация и проведение мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.




Организация и проведение аварийно-спасательных работ.




Использование средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения.




Использование средств коллективной защиты от оружия массового поражения.




Принятие профилактических мер для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту. Применение первичных средств пожаротушения




Самостоятельная работа
9



Современные средства поражения и их поражающие факторы.




Организация оповещение населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.




Построение и оборудование защитных укрытий от оружия массового поражения.




Изготовление ватно-марлевой повязки.



Тема 3 Оказание первой помощи
Содержание учебного материала
4



Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. Признаки жизни и смерти. Первая помощь при остановке сердца, утоплении и поражении током. Оказание помощи при ранениях и травмах.




Первая медицинская помощь при ожогах.




Первая медицинская помощь при переломах. Основные виды иммобилизации.




Практические занятия
3



Оказание первой помощи пострадавшим. Наложение повязок на ранения. Искусственное дыхание «Рот в рот» и «Изо рта в нос». Прямой массаж сердца.




Наложение первичной повязки: на голову «чепцом», на предплечье.




Наложение первичной повязки: на локтевой, коленный и голеностопный сустав.




Самостоятельная работа
4



Первая медицинская помощь при кровотечениях.




Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавливания и закрытых повреждениях.




Понятие о переломах и травматическом шоке.




Первая медицинская помощь при отморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении и укусах ядовитыми змеями.




Зачёт по разделу «Обеспечение безопасности в быту и на производстве»
1


Раздел 2. Основы военной службы

51


Тема 2 Подготовка к военной службе



Содержание учебного материала
15
2


Основные понятия о воинской обязанности.




Организация воинского учета и его предназначение.




Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету.




Обязанности граждан по воинскому учету




Обязательная подготовка граждан к военной службе.




Добровольная подготовка граждан к военной службе.




Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.




Организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке.




Категория граждан, подлежащих призыву.




Правовые основы военной службы. Статус и права военнослужащих.





Льготы военнослужащих. Обязанности и ответственность военнослужащих.




Прохождение военной службы по призыву.




Специальные обязанности военнослужащего.




Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуальным и психологическим качествам военнослужащих




Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет




Способы бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы




Перечень военно-учетных специальностей. Родственные полученной профессии военно-учетные специальности.




Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок.




Организация караульной службы.




Строи военнослужащих и управление ими.




Практические занятия
11





Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда




Дежурный по роте. Обязанности дежурного по роте.




Дневальный по роте. Обязанности дневального по роте.




Часовой и его обязанности.




Порядок применения оружия часовым.




Строевые приемы и движение без оружия.




Воинское приветствие.




Прохождение военной службы по контракту.




Самостоятельная работа
11



Требование к гражданам, поступающим на военную службу по контракту




История создания Вооружённых Сил РФ.




Организационная структура Вооружённых Сил РФ.




Виды Вооруженных Сил РФ.




Другие войска РФ.




Отдельные рода войск Вооруженных Сил РФ.




Дни воинской славы России. Памятные даты побед русских воинов.




Ритуалы Вооружённых Сил РФ.




Альтернативная гражданская служба.




Права и ответственность военнослужащих.




Поступление на военную службу по контракту. Требования к кандидату.








Тема 2.2. Военно-учётные специальности
Содержание учебного материала
1
2



Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы.




Практические работы
6



Применение профессиональных знаний в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией.
Изучение военной техники и организации её ремонта в воинских частях.
Владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы.
Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессии «Сервис домашнего и коммунального хозяйства», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»





Самостоятельная работа
6



Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ:
-Устав Внутренней Службы;
- Дисциплинарный Устав;
- Устав Гарнизонной и караульной Службы;
- Строевой Устав.




Предупреждение гибели и травматизма военнослужащих при работе на военных объектах. Медицинское обеспечение. Меры безопасности при исполнении воинской обязанности. Обязательное государственное страхование



Итоговый зачёт
1


Всего
102








3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности».

Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий «Безопасность жизнедеятельности»;
- макеты автомата Калашникова;
- средства индивидуальной защиты;
- пневматические винтовки;
- общевоинские уставы;
- стенды, плакаты по гражданской обороне и основам военной службы.

Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиапроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый уровень /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. -2 –е изд. - М. : Просвещение, 2015-351 с.(8)л. Ил..
2.Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10-11 кл. - М., 2010.
3. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10-11 кл.-М., 2011.

Дополнительные источники:
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: «Просвещение», 2010.
Воробьев Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности. -М.: «Просвещение», 2009.
100 вопросов-100 ответов о прохождении службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник.- М.: «Просвещение», 2009
Смирнов В.В., Армия государства Российского и Защита Отечества - М.: «Просвещение», 2009.
Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации..- М.: «Просвещение», 2010.

Интернет-ресурс:
1. Журнал МЧС «Основы безопасности жизнедеятельности», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Преподавание ОБЖ: разделы статей фестиваля «Открытый урок», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
























































4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1
2

Умения:



Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций

Экспертная оценка выполнения практического задания

Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту
Экспертная оценка выполнения практического задания

Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения
Экспертная оценка выполнения практического задания, результаты тестирования

Применять первичные средства пожаротушения
Экспертная оценка выполнения практического задания, результаты тестирования

Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии
Экспертная оценка выполнения практического задания

Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией
Экспертная оценка выполнения практического задания

Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы
Экспертная оценка выполнения практического задания работы

Оказывать первую помощь пострадавшим

Экспертная оценка выполнения практического задания

Знания:



Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России

Экспертная оценка выполнения практического задания, результаты тестирования

Основные виды потенциальных опасностей и их последствий в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации
Экспертная оценка выполнения практического задания, результаты сдачи зачётов

Основы военной службы и обороны государства
Экспертная оценка выполнения практического задания, результаты тестирования

Задачи и основные мероприятия гражданской обороны
Экспертная оценка выполнения практического задания, результаты тестирования

Способы защиты населения от оружия массового поражения
Экспертная оценка выполнения практического задания, результаты тестирования

Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах
Экспертная оценка выполнения практического задания, результаты тестирования

Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке
Экспертная оценка выполнения практического задания, результаты тестирования

Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащений) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессиям СПО
Экспертная оценка выполнения практического задания

Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы
Экспертная оценка выполнения практического задания, результаты тестирования

Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
Экспертная оценка выполнения практического задания, результаты тестирования



































Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Владимирской области «Муромский промышленно–гуманитарный колледж»
(ГБПОУ ВО «МПГК»)


Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе
_____________________
«____»______________г.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на _____2015_______/_____2017___________учебный год

по дисциплине Безопасность жизнедеятельности

специальности , Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Для 3-4 курса, группы ТО-312/412

Преподаватель Зинченко Сергей Иванович

Максимальное количество часов на дисциплину 102 часа

Общее количество часов по учебному плану на дисциплину 68 часов.

Из них дано:

В предыдущий семестр Планируется в этом учебном году
Практические занятия час. Практические занятия 34 час.
Лекции час. Лекции 34 час
Самостоятельные работы час. Самостоятельные работы 34 часа




План составлен в соответствии с учебной программой, утвержденной «____»__________ г.


План рассмотрен на заседании цикловой комиссии_______________________________________
_____________________________________________________________________________

Протокол от «____» _____________________г. №_______________.

Председатель цикловой комиссии ________________________________________________









№ занятий
Наименование разделов, тем, занятий
Количество часов



Максимальное
Самост. работа
Аудиторная работа
Практическая работа


Раздел 1. Обеспечение безопасности в быту и на производстве
51
17
17
17

1
Обеспечение устойчивости объектов экономики





1/1
Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики.



4


Прогнозирование развития событий.





1/2
Оценка последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и


4



стихийных явлениях.






Характеристика зон радиоактивного заражения после ядерного взрыва

4



2
Меры безопасности в жизнедеятельности






2/1
Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в


2



профессиональной деятельности товароведа и в быту.






Принципы снижения вероятности их реализации.





2/2
Терроризм. Условия противодействия терроризму как серьезной угрозе


2



национальной безопасности России.






Действия при обнаружении взрывчатых веществ и при угрозе терракта



2


по телефону





2/3
Задачи и основные мероприятия гражданской обороны.

2



2/4
Способы защиты населения от оружия массового поражения.



2

2/5
Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при


2



пожарах.





2/6
Организация и проведение аварийно-спасательных работ.

2



2/7
Использование средств индивидуальной и коллективной защиты от



2


оружия массового поражения.





2/8
Применение первичных средств пожаротушения



2

2/9
Организация и проведение мероприятий по защите работающих и


2



населения от ЧС природного и техногенного характера





2/10
Изготовление ватно-марлевой повязки.



2


Современные средства поражения и их поражающие факторы.

2




Организация оповещение населения о чрезвычайных ситуациях

3










3
Оказание первой помощи





3/1
Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. Признаки


2



жизни и смерти. Первая помощь при остановке сердца, утоплении






и поражении током.





3/2
Первая помощь при переломах. Основные виды иммобилизации



1

3/3
Первая помощь при ожогах.


1


3/4
Наложение первичной повязки: на голову «чепцом», на предплечье.



1

3/5
Наложение первичной повязки: на локтевой, коленный и голеностопный сустав.



1


сустав.





3/6
Оказание первой помощи пострадавшим.


1



Первая медицинская помощь при кровотечениях.

2




Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавливания

2




и закрытых повреждениях.







Итоговый зачет по первому разделу


1









Календарные сроки изучения
Виды занятий
Наглядные пособия
Задания для самостоятельной работы студентов











сентябрь
лекция
презентация







сентябрь
лекция
презентация







сентябрь
самостоятельное








октябрь
лекция
презентация












октябрь
лекция
презентация







октябрь
практическое
презентация







октябрь
самостоятельное



октябрь
практическое
Противогазы, , ОЗК


октябрь
лекция
презентация







октябрь
самостоятельное



ноябрь
практическое
Противогазы, , ОЗК







ноябрь
практическое
Огнетушители


ноябрь
лекция
презентация







ноябрь
практическое
Марля, вата, ножницы


ноябрь
самостоятельное
огнетушители


ноябрь
самостоятельное













декабрь
лекция
презентация












декабрь
практическое



декабрь
лекция
презентация


декабрь
практическое
презентация


декабрь
практическое
презентация







январь
лекция
презентация


январь
самостоятельное



январь
самостоятельное








январь






































































№ занятий
Наименование разделов, тем, занятий
Количество часов



Максимальное
Самост. работа
Аудиторная работа
Практическая работа


Раздел 2. Основы военной службы
51
17
17
17

4
Подготовка к военной службе






1
Основные понятия о воинской обязанности.


1


2
Организация воинского учета и его предназначение.


1


3
Первоначальная постановка граждан на воинский учет.


1


4
Обязанности граждан по воинскому учету.


1


5
Обязательная подготовка граждан к военной службе.


1


6
Добровольная подготовка граждан к военной службе.





7
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.


1


8
Организация и порядок призыва граждан на военную службу и


1



поступления на неё в добровольном порядке.





9
Категория граждан, подлежащих призыву.


1


10
Правовые основы военной службы. Статус и права военнослужащих.


1


11
Льготы военнослужащих. Обязанности и ответственность военнослужащих.






военнослужащих.












12
Прохождение военной службы по призыву.


1


13
Специальные обязанности военнослужащего.


1


14
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным,


1



индивидуальным и психологическим качествам военнослужащих





15
Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке


1



их на воинский учет





16
Способы бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной


1



деятельности и экстремальных условиях военной службы





17
Перечень военно-учетных специальностей. Родственные полученной


1



профессии военно-учетные специальности.





18
Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный



1


порядок.





19
Организация караульной службы.



1

20
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда



1

21
Дежурный по роте. Обязанности дежурного по роте.



1

22
Дневальный по роте. Обязанности дневального по роте.



1

23
Часовой и его обязанности.



1

24
Порядок применения оружия часовым.



1

25
Строи военнослужащих и управление ими.



1

26
Строевые приемы и движение без оружия.



2

27
Воинское приветствие.



1


Требование к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

1




История создания Вооружённых Сил РФ.

1




Организационная структура Вооружённых Сил РФ.

1




Виды Вооруженных Сил РФ.

1




Рода войск Вооруженных Сил РФ.

1




Другие войска РФ.

1











































































Календарные сроки изучения
Виды занятий
Наглядные пособия
Задания для самостоятельной работы студентов











февраль
лекция
Презентация


февраль
лекция
Презентация


февраль
лекция
презентация


февраль
лекция
презентация


февраль
лекция
презентация







март
лекция
презентация


март
лекция
презентация







март
лекция
презентация


сентябрь
лекция
презентация

















сентябрь
лекция
презентация


сентябрь
лекция
презентация


сентябрь
лекция
презентация







сентябрь
лекция
презентация







сентябрь
лекция
презентация







сентябрь
лекция
презентация







сентября
практическое
презентация







сентябрь
практическое
презентация


сентябрь
практическое
презентация


сентябрь
практическое



декабрь
практическое



декабрь
практическое



декабрь
практическое



декабрь
практическое



декабрь
практическое



декабрь
практическое



октябрь
самостоятельное



октябрь
самостоятельное



ноябрь
самостоятельное



ноябрь
самостоятельное



ноябрь
самостоятельное



ноябрь
самостоятельное


















№ занятий
Наименование разделов, тем, занятий
Количество часов



Максимальное
Самост. Работа
Аудиторная работа
Практическая работа


Дни воинской славы России. Памятные даты побед русских воинов.

1




Ритуалы Вооружённых Сил РФ.

1




Альтернативная гражданская служба.

2




Права и ответственность военнослужащих.

1










5
Военно-учётные специальности





1
Основные виды вооружения, военной техники и специального



1


снаряжения, состоящих на вооружении(оснащении) воинских






подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности,






родственные специальности «Сервис домашнего и коммунального






хозяйства»












2
Область применения получаемых профессиональных знаний при


1



исполнении обязанностей военной службы





3
Применение профессиональных знаний в ходе исполнения обязанностей



1


военной службы на воинских должностях в соответствии с профессией.





4
Изучение военной техники и организации её ремонта в воинских частях.



3

5
Владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в



1


повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы.






Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ

1




Устав Внутренней Службы

1




Дисциплинарный Устав

1




Устав Гарнизонной и караульной Службы

1




Предупреждение гибели и травматизма военнослужащих при работе на

2




военных объектах. Медицинское обеспечение. Меры безопасности при






исполнении воинской обязанности. Обязательное государственное






Страхование.






Дифференцированный зачет


1



















































































































Календарные сроки изучения
Виды занятий
Наглядные пособия
Задания для самостоятельной работы студентов

ноябрь
самостоятельное



ноябрь
самостоятельное



ноябрь
самостоятельное



ноябрь
самостоятельное













декабрь
практическое




























декабрь
лекция
презентация







декабрь
практическое








декабрь
практическое



декабрь
практическое








декабрь
самостоятельное



декабрь
самостоятельное



декабрь
самостоятельное



декабрь
самостоятельное



декабрь
самостоятельное


















декабрь
























































































ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«МУРОМСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО – ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ ВО «МПГК»)



Утверждаю:
Директор ГБПОУ ВО «МПГК»
________________В.В.Волков






КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»


для профессии: 23.02.03 (190631) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»




























ОДОБРЕНА
МК профессиональных дисциплин
Протокол № ____
Председатель МК
___________С.В. Лабутов
«___»___________20___г.


Составлена в соответствии с
Государственными требованиями
к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускника по специальности 23.02.03 (190631) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Зам. директора по УР
__________В.С. Антонова «___»__________20___г.































Автор: С.И. Зинченко - преподаватель-организатор ОБЖ

Рецензенты: _____________ В.М. Еганов – главный инженер ОАО «Трансавто»





1. Паспорт комплекта измерительных материалов
Результатом освоения учебной дисциплины ОП.04-06 Безопасность жизнедеятельности являются, подлежащие проверке:
умения:
-организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и
населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
-предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия
массового поражения;
-применять первичные средства пожаротушения;
-ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
-применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей
военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной
профессией;
-владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в
повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
-оказывать первую помощь
знания:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим


Формой итоговой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.

Настоящий комплект контрольно-оценочных средств (КОС) может быть
использован в программах дополнительного профессионального образования (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации)

1. 1. Область применения комплекта оценочных средств
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения общепрофессиональной дисциплины ОП 04-06 Безопасность жизнедеятельности
Таблица 1
Результаты обучения
Формы и
методы контроля

(освоенные умения, усвоенные знания)
и оценки результатов обучения


УМЕНИЯ:




. -организовывать и проводить мероприятия
Оценка
работы
на

по защите работающих и населения от
практическом
занятии.


негативных воздействий чрезвычайных




ситуаций;




-предпринимать профилактические меры
Оценка
работы
на

для снижения уровня опасностей
практическом
занятии.


различного вида и их последствий в




профессиональной деятельности и быту;




-использовать средства индивидуальной
Оценка
работы
на

и коллективной защиты от оружия
практическом
занятии.


массового поражения;




-применять первичные средства пожаротушения;
Оценка
работы
на


практическом
занятии.


-ориентироваться в перечне военно-
Оценка
работы
на

учетных специальностей и самостоятельно
практическом
занятии.


определять среди них родственные




полученной профессии;




-применять профессиональные знания в ходе
Оценка
работы
на

исполнения обязанностей военной службы
практическом
занятии.


на воинских должностях в соответствии с <




полученной профессией;




-владеть способами бесконфликтного общения
Оценка
работы
на

и саморегуляции в повседневной
практическом
занятии.


деятельности и экстремальных условиях




военной службы;




-оказывать первую помощь;
Оценка
работы
на


практическом
занятии.


ЗНАНИЯ:




-принципы обеспечения устойчивости объектов
Тестирование.



экономики ^прогнозирования развития событий
Оценка
выполнения

и оценки последствий при техногенных
домашнего задания.


чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях,
Оценка рефератов, докладов


в том числе в условиях противодействия






2. Комплект оценочных средств

Обеспечение устойчивости объектов экономики

1-й вариант

1. Под устойчивостью работы объектов экономики понимается:
А. способность объекта приносить стабильную прибыль;
Б. его способность выпускать установленные виды продукции в объемах и номенклатурах, предусмотренных соответствующими планами;
В. готовность руководителей к выполнению планового задания;
Г. его приспособленность к восстановлению в случаи повреждения;
Д. его приспособленность к безопасному труду работников предприятия

2.Мероприятия, проводимые по предупреждению ЧС:
а. прогнозирование ЧС; б. повышение зарплаты работникам предприятия
В. профессиональная подготовка; г. противоаварийная подготовка персонала;
д.провидение профилактических прививок на предприятии
Е. декларирование промышленной безопасности объекта; ж. государственная экспертиза

3. Целью проведения мониторинга объекта и прилегающей территории является:
А. повышение точности и достоверности прогноза ЧС на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций
Б. повышение точности и достоверности оценки последствий ЧС на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций

4. Предотвращение опасных природных явлений включает в себя:
А. Предупреждение градобитий
В. Предупреждения ливневых осадков
Г. Установка устройств раннего обнаружения землетрясений
Д. Предупредительные спуски лавин

5. Предотвращение техногенных ЧС включает в себя:
а. повышение надежности технологического оборудования;
б. своевременный ремонт основных фондов;
в. использование роботов в производстве продукции;
г. создание и использование эффективных систем технологического контроля и диагностики

6. Профессиональная подготовка включает в себя:
А. Строгий кадровый отбор персонала при приеме на работу, проведение ежегодных аттестаций по знанию правил безопасной работы на предприятии;
Б. Первичный инструктаж по безопасным методам работы для вновь принятых или переведенных из одного цеха в другой работников (проводится мастером или начальником цеха); В. Повышение квалификации рабочих по специальным программам в соответствии с «Типовым положением» (проводится обученными и аттестованными преподавателями).

7. Целью государственного надзора и контроля за объектом является:

А. проверка финансирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности сил и средств к действиям в случае их возникновения
Б. проверка полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности соответствующих должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения
В. Осуществление государственного субсидирования мероприятий по предупреждению ЧС, подготовка соответствующих должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения

8. Какие мероприятия проводятся для предупреждения и смягчения последствий террористических актов на объекте:
А. мероприятия по повышению физической стойкости объектов от террористических актов
Б. создание и использование систем оповещения населения о террористических актах
В. уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения, наиболее вероятных для проведения на них террористических актов
Г. внедрение системы страхования ответственности за причинение вреда гражданам, в том числе и от аварий в результате террористических актов
Д. ежеквартальный инструктаж по планам ликвидации последствий террористических актов

9. Для профилактики терактов на объектах необходимы следующие меры:
А. Ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта;
Б. Установка систем спутникового наблюдения за объектом;
В. Проведение тщательного подбора и проверки кадров;
Г. Наличие специальных средств и приборов обнаружения взрывчатых веществ (ВВ);
Д. регулярная уборка территорий и помещений от хлама и мусора

10. Руководители предприятий обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций на основании ФЗ:
А. №78-ФЗ от 21.05.92
Б. №68-ФЗ от 21.12.94
В. №88-ФЗ от 21.10.94
Г. №168-ФЗ от 21.12.98



2-й вариант


1. Профессиональная подготовка включает в себя:
А. Строгий кадровый отбор персонала при приеме на работу, проведение ежегодных аттестаций по знанию правил безопасной работы на предприятии;
Б. Первичный инструктаж по безопасным методам работы для вновь принятых или переведенных из одного цеха в другой работников (проводится мастером или начальником цеха); В. Повышение квалификации рабочих по специальным программам в соответствии с «Типовым положением» (проводится обученными и аттестованными преподавателями).


2. Предотвращение техногенных ЧС включает в себя:
А. повышение надежности технологического оборудования;
Б. своевременный ремонт основных фондов;
В. использование роботов в производстве продукции; Г. создание и использование эффективных систем технологического контроля и диагностики.

3. Предотвращение опасных природных явлений включает в себя:
А. Предупреждение градобитий
В. Предупреждения ливневых осадков
Г. Установка устройств раннего обнаружения землетрясений
Д. Предупредительные спуски лавин

4. Целью проведения мониторинга объекта и прилегающей территории является:
А. Повышение точности и достоверности прогноза ЧС на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций
Б. Повышение точности и достоверности оценки последствий ЧС на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций

5. Мероприятия, проводимые по предупреждению ЧС:
А. прогнозирование ЧС; Б. повышение зарплаты работникам предприятия
В. профессиональная подготовка;
Г. противоаварийная подготовка персонала;
Д.провидение профилактических прививок на предприятии
Е. декларирование промышленной безопасности объекта;
Ж. государственная экспертиза.

6. Под устойчивостью работы объектов экономики понимается:
А. способность объекта приносить стабильную прибыль;
Б. его способность выпускать установленные виды продукции в объемах и номенклатурах, предусмотренных соответствующими планами;
В. готовность руководителей к выполнению планового задания;
Г. его приспособленность к восстановлению в случаи повреждения;
Д. его приспособленность к безопасному труду работников предприятия

7. Руководители предприятий обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций на основании ФЗ:
А. №78-ФЗ от 21.05.92
Б. №68-ФЗ от 21.12.94
В. №88-ФЗ от 21.10.94
Г. №168-ФЗ от 21.12.98

8. Для профилактики терактов на объектах необходимы следующие меры:
А. Ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта;
Б. Установка систем спутникового наблюдения за объектом;
В. Проведение тщательного подбора и проверки кадров;
Г. Наличие специальных средств и приборов обнаружения взрывчатых веществ (ВВ);
Д. регулярная уборка территорий и помещений от хлама и мусора

9. Какие мероприятия проводятся для предупреждения и смягчения последствий террористических актов на объекте:
А. мероприятия по повышению физической стойкости объектов от террористических актов
Б. создание и использование систем оповещения населения о террористических актах
В. уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения, наиболее вероятных для проведения на них террористических актов
Г. внедрение системы страхования ответственности за причинение вреда гражданам, в том числе и от аварий в результате террористических актов
Д. ежеквартальный инструктаж по планам ликвидации последствий террористических актов

10. Целью государственного надзора и контроля за объектом является:
А. проверка финансирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности сил и средств к действиям в случае их возникновения
Б. проверка полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности соответствующих должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения
В. Осуществление государственного субсидирования мероприятий по предупреждению ЧС, подготовка соответствующих должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения



Основы военной службы и обороны государства

1-вариант

1. Вооруженные Силы - это:
а. Вооруженная организация государства, одно из важнейших орудий политической власти;
б. Составная часть государства, защищающая его рубежи от нападения противника, владеющая современной военной техникой и вооружением;
в. Вооруженная система государства, обеспечивающая защиту его интересов, находящаяся в постоянной боеготовности для отпора возможной агрессии других государств.
Правильный ответ: а.

2. К видам Вооруженных Сил Российской Федерации относятся:
а. Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот;
б. Сухопутные, воздушно-десантные, танковые, мотострелковые войска;
в. Ракетные стратегического назначения, артиллерийские, противовоздушной обороны, мотострелковые войска. Правильный ответ: а.

3. РВСН - это:
а. Род войск, оснащенный ракетно-ядерным оружием, для выполнения стратегических задач;
б. Род войск, оснащенный ракетно-ядерным оружием, для нанесения ответного удара по противнику;
в. Род войск, оснащенный ракетным оружием, для нанесения удара по противнику в любой точке земного шара.
Правильный ответ: а.

4. Сухопутные войска - это:
а. Вид войск преимущественно для ведения боевых действий на суше;
б. Вид войск для решения стратегических и локальных боевых задач;
в. Войска, обеспечивающие выполнение боевых задач при ведении военных действий.
Правильный ответ: а.

5. В состав Сухопутных войск входят:
а. Мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войска ПВО, армейская авиация, части и подразделения специальных войск, части и учреждения тыла;
6. Пехотные соединения, бронетанковые войска, мобильные ракетные комплексы, армейская разведка, части и учреждения тыла;
в. Мотострелковые войска, стационарные ракетные и передвижные артиллерийские комплексы, инженерные войска, войска связи, истребительная авиация.
Правильный ответ: а.

6. ВВС - это:
а. Вид Вооруженных Сил для нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим, промышленно-экономическим центрам в целях дезорганизации государственного и военного управления, нарушения работы тыла и транспорта, а также ведения воздушной разведки и воздушных перевозок;
6. Вид войск для проведения боевых действий в воздухе, подавления живой силы и техники противника, переброски в заданные районы воздушно-десантных войск, поддержки в военных операциях частей и соединений ВМФ и СВ;
в. Род войск, обеспечивающий выполнение боевых задач в воздухе при ведении военных действий как на своей территории, так и на территории противника.
Правильный ответ: а.

7. Основу боевой мощи ВВС составляют:
а. Сверхзвуковые всепогодные самолеты, оснащенные разнообразным бомбардировочным, ракетным и стрелково-пушечным вооружением;
б. Истребительная и бомбардировочная авиация;
в. Личный состав ВВС, ВДВ, самолеты разных модификаций.
Правильный ответ: а.

8. ВМФ-это:
а. Вид вооруженных сил для нанесения ударов по промышленно-экономическим районам (центрам), важным военным объектам противника и разгрома его военно-морских сил;
б. Род войск, обеспечивающий выполнение боевых задач по разгрому военно-морских сил противника;
в. Вид войск, обеспечивающий решение стратегических и локальных боевых задач с применением специальной военной техники и вооружения.
Правильный ответ: а.

9. ВМФ состоит из следующих родов сил:
а. Подводных, надводных, морской авиации, береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты;
б. Соединения атомных подводных лодок, соединения эсминцев, крейсеров и ракетоносцев, эскадры средних и легких противолодочных кораблей;
в. Флотов, флотилий, военно-морских баз, морского десанта.
Правильный ответ: а.



10. В организационном отношении ВМФ России включает:
а. Северный, Тихоокеанский, Черноморский, Балтийский флоты, Каспийскую флотилию и военно-морскую базу в Санкт-Петербурге;
б. Черноморский, Балтийский, Дальневосточный, Каспийский флоты, Военно-морские базы в Санкт-Петербурге и Мурманске;
в. Северный, Тихоокеанский, Дальневосточный флоты, Черноморскую, Балтийскую, Каспийскую и Волжскую флотилии, военно-морские базы в Мурманске и Комсомольске-на-Амуре.
Правильный ответ: а.

2-й вариант

1. ВДВ - это:
а. Род войск для боевых действий в тылу противника;
б. Вид Вооруженных Сил для боевых действий в тылу противника;
в. Войска, обеспечивающие выполнение боевых задач на территории, занятой противником, с применением специальной военной техники.
Правильный ответ: а.

2. Воздушно-десантные войска состоят из:
а. Парашютно-десантных, танковых, артиллерийских, самоходно-артиллерийских подразделений, а также из частей и подразделений специальных войск и тыла;
б. Десантных, мотострелковых, самоходно-артиллерийских, авиационных подразделений, а также из частей инженерных и специальных войск;
в. Парашютно-десантных войск, частей и подразделений войск связи, артиллерийских, бронетанковых, а также радиационной, химической и биологической защиты.
Правильный ответ: а.

3. Тыл Вооруженных Сил - это:
а. Силы и средства, осуществляющие тыловое и техническое обеспечение армии и флота в мирное и военное время;
б. Вид войск, осуществляющий техническое обеспечение и вещевое снабжение армии и флота в военное время;
в. Род войск, осуществляющий обеспечение армии и флота военной техникой и вооружением в мирное время.
Правильный ответ: а.

4. Специальные войска предназначены:
а. Для выполнения специальных задач по обеспечению боевой и повседневной деятельности Вооруженных Сил;
б. Для выполнения первоочередных боевых задач при обороне или наступлении армии и флота;
в. Для выполнения задач по разгрому противника на его территории.
Правильный ответ: а.

5. Какие из перечисленных войск не относятся к специальным?
а. Мотострелковые, танковые, воздушно-десантные, морская пехота, противолодочная авиация;
б. Инженерные войска, войска связи, радиационной, химической и биологической защиты;
в. Радиотехнические части, топогеодезические подразделения, автомобильные, дорожные и железнодорожные, трубопроводные войска.
Правильный ответ: а.

6. Обороноспособность государства - это степень подготовленности:
а. Государства к защите от агрессии;
б. Вооруженных Сил к защите от агрессии;
в. Органов управления государства противостоять угрозам агрессии со стороны противника. Правильный ответ: а.

7. Под обороной государства понимается система:
а. Политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории;
б. Государства, вооруженная и обеспечивающая защиту его интересов от агрессии со стороны других государств;
в. Военных реформ, направленных на совершенствование Вооруженных Сил государства при подготовке их к вооруженной защите от агрессии.
Правильный ответ: а.

8. Законом РФ “О безопасности” установлено, что безопасность - это:
а. Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз;
б. Такое состояние Вооруженных Сил, при котором исключаются любые агрессии со стороны других государств;
в. Условия, при которых постоянно сохраняется целостность и неприкосновенность территории государства.
Правильный ответ: а.

9. Силы обеспечения безопасности включают:
а. ВС РФ, Федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, налоговой защиты, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, пограничные войска, внутренние войска, другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства;
б. Совет безопасности и Министерство обороны РФ, Сухопутные войска, ВВС, ВМФ, формирования местной обороны, общественные и добровольные организации, занимающиеся вопросами обеспечения безопасности граждан и организаций;
в. Главнокомандующего Вооруженными Силами, Совет безопасности, органы государственного управления субъектов РФ, добровольные объединения граждан.
Правильный ответ: а.

10. Одним из направлений проводимой в настоящее время военной реформы в России является:
а. Перевод комплектования Вооруженных Сил, других войск на контрактную основу;
б. Создание превосходства численности ВС РФ над ВС НАТО; в. Повышение эффективности участия Вооруженных Сил в урегулировании внутренних вооруженных конфликтов.
Правильный ответ: а.



Задачи и основные мероприятия гражданской обороны

1-й вариант

1. Гражданская оборона - это:
а. Система мероприятий по прогнозированию, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в военное время;
б. Система обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям по организации первоочередного жизнеобеспечения населения при ведении военных действий на территории Российской Федерации;
в. Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий.
Правильный ответ: в.

2. Выберите из приведенных задачи в области гражданской обороны:
а. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
б. Эвакуация раненых с места военных действий в безопасные районы;
в. Тушение пожаров в жилых и общественных зданиях в мирное время;
г. Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий;
д. Обеззараживание населения, техники, зданий и территорий;
е. Воздвижение фортификационных сооружений в военное время;
ж. Руководство коммунальными службами в мирное и военное время;
з. Восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
и. Проведение мероприятий по организации медицинского обслуживания населения;
к. Проведение мероприятий по светомаскировке.
Правильный ответ: а, г, д, к.

3. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на территориальном уровне создаются:
а. При органах внутренних дел субъектов РФ;
б. При органах исполнительной власти субъектов РФ;
в. При военных округах на территории РФ.
Правильный ответ: б.

4. Ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается:
а. С началом объявления о мобилизации взрослого населения;
б. С момента объявления или введения президентом РФ чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях;
в. С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения президентом РФ военного положения на территории РФ и в отдельных ее местностях.
Правильный ответ: в.

5. Начальником гражданской обороны образовательного учреждения является:
а. Специально уполномоченный представитель органов местного самоуправления;
б. Руководитель образовательного учреждения;
в. Один из заместителей руководителя образовательного учреждения, прошедший специальную подготовку.
Правильный ответ: б.

6. В состав сил и средств ГО общеобразовательного учреждения должны входить:
а. Пост радиационного и химического наблюдения;

·