Личный план по самообразованию


Личный план
профессионального образования
учителя географии
филиала МБОУ Татарская средняя общеобразовательная школа имени В.А. Матросова
Раёвская основная общеобразовательная школа Монастырщинского района
Смоленской области
Евсеенковой Любови Владимировны
на 2012-2015 годы
Сегодня перед школой стоит задача найти такие подходы в обучении, которые позволят учащимся не просто приспособиться к условиям быстро меняющегося общества, а занять достойное место, состояться как личность, самореализоваться. В данных условиях актуальным является компетентностный подход, который ориентирует учителя не на формальную передачу знаний, а на работу, направленную на образование личностных приращений каждого ученика.
Компетентность – обладание учеником личностными качествами (ценностно-смысловыми ориентациями, знаниями, умениями, навыками, способностями), обусловленными опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой среде.
Компетентностный подход направлен на развитие компетенций обучающихся, на повышение мотивации к непрерывному обучению, на ответственный выбор индивидуальной траектории обучения и профессионального становления.
Принципы компетентностного обучения А.В. Хуторского являются нормотворческой основой организации и осуществления образовательного процесса:
принцип метапредметной основы образовательного процесса;
принцип первичности изучаемых явлений;
принцип продуктивности обучения;
принцип образовательной рефлексии;
принцип личностного целеполагания ученика;
принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;
принцип ситуативности.
Эти принципы позволяют выстроить модель образования на основе организованного взаимодействия ученика с окружающим миром и с самим собой.
Географическая компетентность – это залог развития будущего поколения граждан России. Реализация планов экономического развития страны в значительной степени зависит от того, насколько школьники овладеют знаниями о территории, природных ресурсах и производительных силах Родины, о многонациональном составе населения нашего полиэтнического и поликонфессионального государства.
Работая над аспектами компетентностного подхода, я изучила работы Вербицкого А.А «Компетентностный подход и теория контекстного обучения», Андреенко В.М. «Активные формы и методы в обучении географии», работы М.М. Поташника «Требования к современному уроку» и «Конструктор современного урока».
Методическая тема
Компетентностный подход как условие развивающего обучения на уроках географии
Цель:
Подготовка ученика (выпускника) к жизни, развитие его географических компетенций
Задачи:
Научить учащихся пользоваться различными источниками географической информации.
Создать условия для развития умения ориентироваться в пространстве.
Развивать умение составлять прогнозы изменения и развития окружающей среды.
Воспитывать географическую культуру школьника.
Сформировать знания о ценности собственного здоровья и мероприятиях по его сохранению и укреплению.
План работы по методической теме.
Этапы работы Тема Цель 2012-2013 2013-2014 2014-2015
Начальный этап Организационные мероприятия Определение актуальности темы, разработка основных этапов работы по проблеме Теоретическое исследование проблемы. Библиографические обзоры и знакомство с выставками литературы по проблеме Практическое исследование проблемы. Формирование папки - портфолио Систематизация накопленного материала. Подготовка и представление материалов на личном мини-сайте
I этап
Теоретические семинары Обогащение теоретическими знаниями Семинар-практикум «Как повысить эффективность урока? Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время» Семинар – практикум «Повышение компетентности педагога в области современных ИКТ» Семинар – практикум «Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность»
II этап
Педагогические советы Разработка тактики и стратегии по проблеме Ключевые компетентности учащихся и методы их формирования Какой он, хороший урок? Компетентность личности – основа самореализации в ОП.
III этап
Методические конкурсы, недели открытых уроков Формирование положительной мотивации на успех, повышение профессионального уровня, развитие творческого потенциала Школьный конкурс педагогического мастерства «Ступени мастерства» Формирование ключевых компетенций ученика на основе использования методов активного обучения и воспитания Современные образовательные технологии как средство развития педагогической компетенции
IV этап
Работа с ученическим коллективом Удовлетворение образовательных потребностей учащихся, повышение качества обученности Анкетирование учащихся с целью определения компетенций, наиболее значимых для учащихся Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся Мониторинг уровня сформированности ключевых и предметных компетентностей учащихся
V этап
Распространение опыта
Повышение профессионального уровня, развитие творческого потенциала, обмен опытом работы с коллегами Доклад на районном методическом объединении учителей географии по теме «Проектная деятельность как основная технология обучения» Открытый урок по методической теме «Проектная деятельность на уроке» Аттестация на высшую квалификационную категорию
Работа с родителями Удовлетворение образовательных потребностей родителей Анкетирование учащихся с целью определения компетенций, наиболее значимых для родителей Общешкольное родительское собрание «От ключевых компетенций к успеху в жизни» Анализ работы с родителями, составление аналитической справки.
Ожидаемые результаты:
* Теоретическое изучение темы и разработка практических умений и навыков
*Повышение уровня сформированности ключевых и предметных компетентностей учащихся
* Удовлетворение образовательных потребностей учащихся,
*Повышение качества обученности школьников
* Формирование практических умений и навыков учащихся в организации проектной и исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время