Духовно-нравственное воспитание через кружок «Театральное искусство» в начальной школе

Духовно-нравственное воспитание
через кружок «Театральное искусство» в начальной школе
Слайд 1
Раз в жизни мы бываем творцами в области искусства, именно в детстве и юношестве П. Блонский. Слайд 2
Воспитание человека, гармонически сочетающего в себе духовное, нравственное и физическое совершенство, должно включать все элементы, обеспечивающие его всестороннее развитие. Т. Беркман. Слайд 3
Детское творчество как явление художественной культуры – наше недавнее приобретение, это проблема наших дней. Я давно заметила, что талантливы все дети, а поэтому искала и продолжаю искать такие методы обучения и воспитания, которые развивают творческие способности детей. Все больше и больше убеждаюсь в том, что человек по природе – творец. Для меня очень важно, чтобы ребенок мог изобразить, сочинить что-то имеющее самостоятельную ценность.
Пятый год я руковожу (а вернее сказать, живу) драматическим коллективом «Терем – теремок», совершенно уверенная в абсолютной истине изречения Н.В.Гоголя о том, что театр – кафедра, с которой можно сказать миру слово добра. За эти годы мы учились радоваться и грустить, спорить и постигать истину, переживать и сопереживать, перевоплощаться, владеть словом, мимикой, жестом
За время работы я открыла для себя несколько истин. Во–первых, неталантливых детей не существует; во – вторых, тот, кто приобщается к творчеству, не способен вершить зло; в - третьих, тот, кто познал таинственный мир кулис, навсегда душою остаётся актёром, «чаровальщиком».
Слайд 4
Опираясь на основные принципы театра и систему К.С.Станиславского, на основе программы дополнительного художественного образования детей под редакцией Л.М.Некрасовой, А.В.Гребенкиной и Э.Г.Чуриловой я разработала программу, где на театральных занятиях ставлю перед собой следующие цели и задачи:
содействовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;
формировать убеждения, навыки и нравственное поведение;
развивать творческие способности каждого ребенка;
формировать общительного человека, владеющего и телом, и словом, способного вступать в диалог с товарищами, взрослыми людьми;
развивать фантазию, память, внимание, чувство ритма, пространства, времени, слова.
Принципы и подходы:
концентрический принцип;
художественно – эстетический принцип;
принцип гуманитаризации образования;
коммуникативно-деятельностный подход;
личностно – ориентированный подход.
Отличительные особенности программы
Спецификой программы является:
комплексный характер;
взаимосвязь театральной деятельности с учебным процессом;
практическая направленность;
социальное партнёрство с родителями.
Первыми нашими сценариями были миниатюры по произведениям известных детских писателей. Этюдные задания, предложенные в программе, дают возможность ребенку превратиться во что-то или в кого-то. Этюд – это упражнения импровизационного характера, имеющие небольшой сюжет, эпизоды которого отличаются целостностью, образностью, ассоциативностью. Этюд является событийным эпизодом, который возник, развился, исчерпался. Происшествия в этюдах хоть и маленькие, но для ребенка имеют грандиозное значение.
Стараюсь уловить «творческий импульс», исходящий от ребенка, развить его способности. Но это не означает, что учить творчеству нельзя, убеждена: спонтанное творчество стихает, спадает на нет.
Приступая к работе над этюдом, настраиваю детей на то, что мы будем подробно обсуждать содержание, дополнять и дофразировать историю, приключившуюся со Стрекозой и Муравьем. Напоминаю ребятам о том, что на уроках мы не раз говорили о щедрости и великодушии. В раннем возрасте очень большую опасность представляет эгоизм. Это чувство начинается с того, что маленькие дети сосредотачивают свои помыслы вокруг себя, все их душевные силы направлены на удовлетворение собственных желаний, что и происходит с героиней нашего этюда Стрекозой. При такой направленности духовной жизни человек испытывает жалость к самому себе. Там, где есть жалость к себе, сердце закрывается для щедрости и бескорыстия, человек становится глухим к нуждам и заботам других. Но все-таки хорошо, что есть на свете щедрые и великодушные люди, которые богаты духом, а плоды их духовного труда – великодушие, чистосердечие, светлый разум, чистая совесть.
Каждый ребенок предлагает свое понимание сюжета, свое продолжение басни. Подробно анализируем, где жила, что ела, как Стрекоза развлекалась «лето красное». Предлагаю ребятам попробовать изобразить Стрекозу без слов: через походку, жесты, мимику. Затем разбираем варианты поведения Муравья, в случае, если бы он сжалился над Стрекозой и впустил ее в дом (а именно такой вариант чаше всего предлагают дети), как бы он перевоспитывал и приучал ее к труду, какие бы сложились взаимоотношения между героями.
Каждый ребенок показывает свой вариант, близкий направленности его характера, его пониманию происходящих событий. Рождаются неповторимые шедевры детского творчества. Детям интересно наблюдать за своими товарищами, так как они видят новизну каждой интерпретации этюда.
Любить своих воспитанников, как утверждал В.А.Сухомлинский, - это «искусство отдавать им своё сердце», доверять им, уважать не за достижения и заслуги, но бесконечно веря в потенциальное богатство духовного мира каждого человека. Да и можно ли любить за что-то? «Непоправдашная» любовь детям не нужна. Её, считает наша Ольга, «легко расколдовать». Расколдовать – значить разоблачить? Увидеть, обнаружить притворство?
Ребёнок непостижимо тонко чувствует, он всегда распознаёт истинное доверие и уважение к себе, бескорыстное утверждение значимости его существования.
- Вот мне мама всегда говорит, что я лучше всех на свете. А какой же я лучше всех»?! – Тимур К. хлопнул ладошкой по колену: чудеса, мол, да и только.
Творчество – волшебный пропуск во внутренний мир ребёнка, и потому возможность «играть в театр»- щедрый подарок учителю: знакомься, управляй.
Управлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли, не отнесение себя к «моральной элите». Это лишь осознание того, что нравственное сознание, воля не растут сами по себе, их нужно пробудить и укрепить. Это и есть воспитание.
Психолог Т. Флоренская пишет о том, как важно следить за ростом душевного организма ребёнка, вскармливая его здоровой духовной пищей, следить за «нравственной температурой». Мои наблюдения показали, чем выше уровень сопереживания герою в рассказах ребёнка, тем реалистичнее он воспринимает мир взаимоотношения людей.
Мир взаимоотношений – та среда, в которой складывается личность и которой она (личность) уподобляется. Общественные отношения как бы впитываются личностью, формируют социальные потребности и интересы и таким образом становятся основой чувств, взглядов, стремлений – содержанием внутреннего мира личности. Конечно, при этом остаётся индивидуальное восприятие влияния среды и ещё - потрясающие встречи.
Живёшь себе спокойненько в таком привычном Тридевятом царстве, где в случае беды никто не придёт на помощь, потому что думает только о своей шкурке (это так понятно!), где родные папа - мама (первые авторитеты) наставляют: «Чтобы стать настоящим Змеем Горынычем, нужно совершать только плохие поступки!» И вдруг встречаешь смешного маленького котёнка, хвастунишку к тому же, но такого трогательного! И что-то в тебе происходит.
Наш забияка и драчун Андрей И., от которого поплакивали многие одноклассники, всё время стоит перед выбором: спасать или не спасать. И почему–то всегда спасает.
Особое место в духовно – нравственном становлении личности имеет сказка. Цель показа таких сказок – дать детям образец поведения, рассмотрев последствия поступков героя для него самого и для его души, а уже потом сравнивать действия ребёнка с этим образцом.
Каковы же средства сказки в духовно – нравственном воспитании?
Научить ребёнка различать добро и зло, причиняемое им и себе и другим, можно на примерах сказочных персонажей. Сказка оказывает огромное влияние на детское сознание: готовит ребёнка к встрече с незнакомым, непонятным; выявляет внутренние комплексы ребёнка, тревожность, страхи; приобщает к глубокому восприятию и осознанию родного языка; учит различать реальность и вымысел; объясняет окружающий мир и формирует нравственные нормы и основы духовности. Это всё позволяет считать сказкотерапию здоровьесберегающей технологией. За четыре года мы показали немало переработанных сказок. Это «Пуровское Простоквашино» (слайд 6)
«Красная Шапочка на новый лад» (слайды 7-9)
«От невежества – беда» (слайды 10-12)
«Сказочный серпантин» (слайды 13-14)
Отрывок из сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (слайды (15-16)
ненецкая сказка «Как собака товарища себе искала» (слайды 17-18)
миниатюры «Прощай, малыш!» (слайд 19)
«Знай, правила дорожного движения на пять!» (слайд 20)
Участвуем зазывалами на ярмарке (слайд 21)
Являемся частыми гостями у малышей детских садов «Гнёздышко» и «Белочка» (слайд 22)
Родители помогают приготовить костюмы, которые ребята одевают с особой радостью. Атмосфера необычной торжественности царит на самом представлении.
И в такие минуты я понимаю, что, воспитывая детей на театральной, музыкальной культуре любого народа, мы можем возродить и развить присущие народу «всечеловечность» и «отзывчивость», которые лежат в основе духовно-нравственного развития личности.
(слайд 23)





Учитель начальных классов,
руководитель театрального кружка
Людмила Николаевна Тиманкина







2011 г








13PAGE 15


13PAGE 14115




15