Методический портфель по предмету «Теоретические и прикладные аспекты методической деятельности»


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Каменск-Уральский педагогический колледж»
Методический портфель по предмету
«Теоретические и прикладные аспекты методической деятельности»
Красикова Елизавета Александровна
Специальность 44.02.01
Коррекционная педагогика в начальном образовании
группа 46
Каменск-Уральский
2016
Содержание.
Раздел 1.
Основы научно-исследовательской деятельности учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционного - развивающего образования.
Категориально - понятийный аппарат исследования
Педагогический эксперимент и экспертная оценка
Раздел 2.
Теоретические аспекты методической работы учителя начальных и начальных классов компенсирующего и коррекционного - развивающего образования.
Методическая работа учителя начальных классов
Цель, задачи содержание методической работы учителя, форму и направления.
Учебно-методический комплекс – понятие и структура
Раздел 3.
Разработка и оформление методических материалов.
Использование мультимедийных дидактических средств
на уроках в начальной школе
Рабочая программа
Карта экспертизы рабочей программы
Раздел 4.
Оформление предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов.
Проектирование предметно-развивающей среды начальных классов.
Паспорт кабинета начальных классов

Раздел 1.
Основы научно-исследовательской деятельности учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционного - развивающего образования.
Категориально-понятийный аппарат исследования.
Тема
Противоречия
Проблема
Объект
Предмет
Дело
Цель
Задача
Методы исследования психолого-педагогических проблем.
Метод педагогического исследования –это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей процессов обучения, воспитания и развития.
Метод наблюдения педагогический явлений – непосредственное восприятие явлений и процессов обучения, воспитания и развития человека. Для успешности наблюдения должны быть выполнены условия:
Составлен план
Выбран объект
Цели и задачи
Время и его длительность
Предполагаемый результат
Фиксация результатов наблюдения
Фиксация результатов наблюдения – фотокамеры, диктофоны, видео, протоколы, дневники наблюдений. Может проводиться как в естественных условиях, так и в специально созданных.
Достоинства:
Простота процедуры
Возможность фиксировать богатые существенными деталями живые и непосредственные сведения об объекте, получить эмоциональное впечатление о нем.
Недостатки:
Определенная доля субъективности
Невозможность вмешаться
Не всегда удается выявить причины наблюдаемого процесса
Анализ документации и продуктов деятельности обучающихся:
Документация:
Личные дела
Медицинские карты
Характеристики
Классные журналы
Дневники
Читательские формуляры
Продукты деятельности обучающихся:
Сочинения
Поделки
Домашние работы
Рез-таты технического и художественного творчества.
Важно установить, являются ли они результатом типичной деятельности или созданы им случайно.
Беседа – метод сбора фактов о педагогических явлениях в процессе личного общения. Особенность в том, что можно менять вопросы по ходу беседы в соответствии с полученными ответами. Формы – фронтальная, индивидуальная, групповая.
Метод опроса – получение информации путем постановки стандартизированной системы вопросов.
Виды опроса:
Анкетирование (открытое, закрытое, смешанное)
Устный опрос
Тестирование – метод исследования для точных количественных и определенных качественных характеристик. Зависит от индивидуальных особенностей и поведения человека.
Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Эти мнения обычно выражены частично в количественной, частично в качественной форме. Экспертные исследования проводят с целью подготовки информации для принятия решений ЛПР (ЛПР – лицо принимающее решение). Для проведения работы по методу экспертных оценок создают Рабочую группу, которая и организует по поручению ЛПР деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию.
Педагогический эксперимент
– это метод познания, с помощью которого исследуется педагогические явления, факты, опыт.
- это специально организованная педагогическая деятельность учителей и обучающихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений или гипотез.
Виды:
Констатирующий
Уточняющий
Созидательно-преобразующий
Контрольный
Методы работы с научной информацией:
Поиска информации
Научная литература – совокупность произведений письменности и печати, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результате исследований.
Формы научных произведений:
- монографии – труд одного или нескольких авторов, в котором с наибольшей полнотой исследуется одна проблема или тема.
- брошюра – непериодическое печатное произведение небольшого объема научно-популярного характера.
- сборник научных трудов – содержит исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
- обзоры
- статья – научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования.
- тезисы доклада – краткое изложение содержания научного сообщения.
- учебное пособие – учебная книга, предназначенная для расширения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет учебник.
- работа в библиотеке – библиотечные каталоги (алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений)
Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. (М.Н.Скаткин).
Педагогический эксперимент – это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или гипотез. (И.Ф. Харламов).
Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. (И.П.Подласый).
Педагогический эксперимент – это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующей практики. (Ю.З.Кушнер).
Все эти определения понятия «педагогический эксперимент» имеют право, на наш взгляд, на существование, так как в них утверждается общая мысль о том, что педагогический эксперимент – это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез.
Педагогические эксперименты бывают разными.
В зависимости от цели, которую преследуют эксперимент, различают:
констатирующий, при котором изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы; 2) уточняющий(проверочный), когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; 3) созидательно-преобразующий, в процессе которого конструируются новые педагогические технологии (например, вводятся новое содержание, формы, методы обучения и воспитания, внедряются инновационные программы, учебные планы и т.д.). Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза подтверждается, то полученные данные подвергаются дальнейшему научно-теоретическому анализу и делаются необходимые выводы; 4) контрольный – это завершающий этап исследования определённой проблемы; целью его является, во-первых, проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике; во-вторых, апробация методики в работе других учебных заведений и педагогов; если контрольный эксперимент подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.
Виды экспертных оценок
Существует две группы экспертных оценок:
•Индивидуальные оценки основаны на использовании мнения отдельных экспертов, независимых друг от друга.
•Коллективные оценки основаны на использовании коллективного мнения экспертов.
Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение каждого из специалистов. Данный метод применяют для получения количественных оценок качественных характеристик и свойств. Например, оценка нескольких технических проектов по их степени соответствия заданному критерию, во время соревнования оценка судьями выступления фигуриста.
Известны следующие методы экспертных оценок:
•Метод ассоциаций. Основан на изучении схожего по свойствам объекта с другим объектом.
•Метод парных (бинарных) сравнений. Основан на сопоставлении экспертом альтернативных вариантов, из которых надо выбрать наиболее предпочтительные.•Метод векторов предпочтений. Эксперт анализирует весь набор альтернативных вариантов и выбирает наиболее предпочтительные.
•Метод фокальных объектов. Основан на перенесении признаков случайно отобранных аналогов на исследуемый объект.•Индивидуальный экспертный опрос. Опрос в форме интервью или в виде анализа экспертных оценок. Означает беседу заказчика с экспертом, в ходе которой заказчик ставит перед экспертом вопросы, ответы на которые значимы для достижения программных целей. Анализ экспертных оценок предполагает индивидуальное заполнение экспертом разработанного заказчиком формуляра, по результатам которого производится всесторонний анализ проблемной ситуации и выявляются возможные пути ее решения. Свои соображения эксперт выносит в виде отдельного документа.
•Метод средней точки. Формулируются два альтернативных варианта решения, один из которых менее предпочтителен. После этого эксперту необходимо подобрать третий альтернативный вариант, оценка которого расположена между значений первой и второй альтернативы.
Этапы экспертного оценивания
1.Постановка цели исследования.
2.Выбор формы исследования, определение бюджета проекта.
3.Подготовка информационных материалов, бланков анкет, модератора процедуры.
4.Подбор экспертов.
5.Проведение экспертизы.
6.Анализ результатов (обработка экспертных оценок).
7.Подготовка отчета с результатами экспертного оценивания.
Раздел 2.
Теоретические аспекты методической работы учителя начальных и начальных классов компенсирующего и коррекционного - развивающего образования.
Методическая работа учителя начальных классов.
Методическая работа учителя начальных классов сочетает в себе комплекс мероприятий, проводимых при непосредственном участии администрации образовательного учреждения, ее педагогов и воспитателей. Приоритетной целью таких мероприятий является освоение методов и приемов учебно-воспитательной работы, их использование с учетом специфики уроков, а также во внеурочные часы; поиск других форм и методов построения, реализации и обеспечения процесса обучения, обладающих максимальной рациональностью и эффективностью.
Методическая работа учителя начальных классов позволяет преподавателю завоевать особое отношение, как со стороны администрации, так и со стороны учащихся. Постепенно, когда участие в данном процессе начинает носить постоянный характер, учитель уже меньше начинает заботиться по поводу своего профессионализма, не так беспокоится о возможном отставании, несоответствии межу его текущим уровнем и требованиями, которые предъявляют новые стандарты к образовательному процессу. За счет постоянного обучения преподаватель уже не держится устаревших взглядов, проще адаптируется к изменениям извне, что делает его более конкурентоспособным.
Главной целью, которая ставит перед учителем методическая работа, является постоянное повышение профессионального мастерства преподавателя, наделение его актуальным и эффективным подходом к работе.
Курсы повышения квалификации как путь к профессиональному росту учителя.
Чтобы учитель смог легче и быстрее адаптироваться к внешним изменениям, он должен заниматься повышением уровня квалификации. В этом случае он будет иметь представление об актуальных методиках обучения, знать, как их наиболее эффективно применять. Главным достоинством методической работы является то, что она развивает в преподавателе профессиональные навыки, помогает ему найти себя, позволяет решить широкий круг проблем и испытывать максимальную удовлетворенность собственной работой.
Невзирая на то, какая выбрана методическая тема учителя начальных классов, главную роль в данном процессе играет профессионально-педагогическое самообразование. Самообразование позволяет расширить багаж теоретических знаний, а также сделать учителя более психологически устойчивым к образовательному процессу.
Методы повышения педагогического мастерства посредством методической работы.
Все учителя располагают особой методической копилкой, содержащей доклады и выступления, планы уроков, а также внеклассных мероприятий. Причем используемые методики для младших школьников всегда будут подвергаться определенным изменениям.
Для того чтобы преподаватель мог повышать уровень своего мастерства, ему следует использовать различные виды научно-методической деятельности:
•Регулярно изучать новые научные работы, посвященные преподаванию различных дисциплин;
•Знакомиться с прогрессивными наработками других педагогов, где освещаются проблемы построения занятий в разных формах;
•Изучать новые программы и идеи обучения, не пренебрегая анализом их со стороны специалистов;
•Заниматься повышением своего мастерства главным образом посредством обучения на проблемных курсах;
•Прилагать максимум усилий для повышения квалификационной категории;
•Заниматься самообразованием, акцентируя внимание на приобретение более глубоких профессионально-методических знаний и умений, повышать уровень подготовки по дисциплине;
•Ходить на занятия коллег, знакомиться с их взглядами относительно построения уроков, использования методов преподавания;
•Участвовать в выставках и смотрах творческой педагогической работы.
Цель, задачи содержание методической работы учителя, форму и направления.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения и воспитания.
Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления. Это основной вид образовательной и воспитательной деятельности, представляющей совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями с целью овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса. Одной из основных задач методической работы является выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей, анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса, внедрение инновационных педагогических технологий. Методическая служба в школе дает возможность членам педагогического коллектива те только участвовать в реализации государственных программ, но и принимать участие в их составлении, апробации, стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности ученика.
Таким образом, можно сформулировать основные задачи методической работы в условиях школы:
Разработка и апробация перспективных методов, приемов и технологий.
Решение проблемы развития творческих способностей учащихся в условиях модернизации образования.
Поиск путей обновления содержания образования.
Исследование психолого-педагогических основ развития творческих способностей учителей и учащихся в системе развивающего обучения.
Теоретическая подготовка педагогических кадров.
Задачей руководителя, отвечающего за данное направление работы школы, является осознание современных концепций образования, научно-методическое обеспечение разработки и апробации новых технологий обучения и воспитания, выявление и учет индивидуальных особенностей каждого педагога, организация исследовательской работы по определению и использованию передового педагогического опыта.
Так как образовательный процесс строится в школе системно, то и методическая работа представлена в виде системы, которая состоит из следующих направлений:
Нормативно-правовая база методической работы.
Информационно-аналитическая работа.
Планово-прогностическая деятельность.
Работа с документацией.
Выявление, изучение и распространение передового педагогического опыта.
Профессиональная подготовка и повышение квалификации учителей.
Диагностико-коррекционная работа.
Повышение профессионального уровня педагогов, развитие педагогического коллектива осуществляется в рамках методической работы как системы взаимосвязанных действий. Эта система отличается целостностью, основывается на анализе результатов работы школы, успехах педагогической науки и направлена на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
Таким образом, основными целями методической работы в школе являются:
непрерывное повышение профессионального мастерства учителя в области учебного предмета и методики его преподавания (качественный творческий рост педагогов);
развитие общей эрудиции учителя;
формирование и развитие навыка научно-исследовательской и экспериментальной работы
В ходе анализа деятельности педагогического коллектива определяется методическая тема, над которой работает весь коллектив. Эта тема проходит через большинство педсоветов, совещаний при директоре, родительских собраний, заседаний МО и методического совета, методические недели и, наконец, через призму этой темы осуществляется вся методическая работа в школе. Работа над темой рассчитана на срок от 3-х до 5-ти лет. Так, последними темами, над которыми работал педагогический коллектив, стали «Проблемы самоопределения и самореализации учащихся в условиях личностно ориентированного подхода», «Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность».
Исходя из этого, основные принципы методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:
1. Целевое проблемно - тематическое планирование методической работы по следующим направлениям:
управление методической работой (педсоветы, заседания методического совета, утверждение планов, организация выпуска методического сборника, художественного альманаха «Созвездие», газеты «Школьные вести» и т. д.)научно-методическое обеспечение учебного процесса (анкетирование, мониторинг, аттестация учителей, организация школьного этапа конкурса «Учитель года», круглые столы, семинары и т. д.)
методическая работа с кадрами (заседания методических объединений, методические недели, предметные недели, изучение и обобщение педагогического опыта работы, работа над темой, экспериментальная работа и т.д.)
работа с учащимися (олимпиады, подготовка к ЕГЭ И ГИА в новой форме, участие в конференциях и т.д.)
2. Методическая работа есть система взаимосвязанных действий и исходит не из предложений и пожеланий учителей, а из целей и задач программы развития школы и анализа результатов образовательного процесса. Такой системный подход к методической работе находит отражение в плане методической работы школы, в плане работы методического совета, а также в экспериментальной работе школы. Методические объединения разрабатывают свой план работы на основе этих планов.
3. Создание предметных проблемных творческих групп, активное использование творческого потенциала молодых учителей, организация школьного этапа конкурса «Учитель года».
4. Постоянное целенаправленное изучение, обобщение и внедрение передового опыта.
5. Акцент на структуре и содержании образования – его целостности, преемственности, последовательности, качестве, психолого-педагогической и методической грамотности учителя.
6. Формирование оптимальной системы обеспечения и управления образовательным процессом на основе педагогической диагностики и системного контроля. Контроль и диагностика должны, в первую очередь осуществляться со стороны учителя, а не администрации. Значит, основной задачей методической службы со стороны руководителя должно быть обучение учителей диагностике и контролю, анализу программ, учебников и самоанализу уроков. Заместитель директора осуществляет инспектирование.
Структура методической службы отражена в следующей схеме:

Работа в условиях модернизации образования, профильного обучения требует творчески работающего учителя. Поэтому повышение квалификации педагогов идет сразу по нескольким направлениям:
комплексная, общая для всех подготовка (семинары, круглый стол, методическая неделя)
индивидуальная или групповая (аттестация, конкурс «Учитель года», курсы)
обучение учителей навыкам анализа собственной профессиональной деятельности
Имея структурное подразделение дополнительного образования (эстетическое отделение), школа работает над проблемой развития творческих способностей учителей и учащихся. Результатом этой работы явилось написание учителями ряда программ по эстетической кружковой работе, разработка программ спецкурсов, выпуск литературно-художественных альманахов, издательская деятельность школы, составление пакета разноуровневых контрольных работ, участие в различных конкурсах и т.д.
Важной частью методической работы является отработка навыка самоконтроля и самооценки деятельности учителя. Цель: вовлечение в методическую работу самих исполнителей. С этой же целью разработаны памятки «Деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью», «Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя», «Вопросы для самоанализа урока», «Деятельность учителя по активизации познавательной деятельности учащихся на уроке» и др.
Анализ степени профессионализма учителя ведется по таким критериям, которые не всегда можно определить при посещении урока или анализе результатов контрольного среза. В ходе аттестации заместитель директора определяет, понимает ли учитель принципы содержания своего предмета, умеет ли составить программу спецкурса, кружка, написать пояснительную записку, может ли определить свое место в системе современных образовательных технологий, владеет ли навыками работы над статьей, может ли обобщить свой опыт работы. В ходе методической работы развиваются индивидуальные творческие способности учителя. Так 40 % учителей школы участвуют в различных конкурсах, владеют навыками составления программ, публикуют свои работы, вместе с учащимися, участвуют в практических конференциях.
Основная задача методического объединения – повышение теоретического и методического уровня учителя, совершенствование его педагогического мастерства.
Ежегодно в рамках методической работы рассматривается деятельность школьных методических объединений, организуется повышение профессионального мастерства педагогов через проведение теоретических и практических методических семинаров, открытых уроков, круглых столов, методических педсоветов, творческих отчетов. В рамках научно-теоретического направления методической работы осуществляется и организация работы методических объединений. Каждое МО определяет свою тему, над которой работает в течение ряда лет, обязательно соотнося ее с темой школы.
Важной частью работы методических объединений является составление и изучение программ для профильного обучения, тестовых заданий, текстов разноуровневых контрольных работ, апробация новых методов и приемов обучения. Практическая работа предполагает конкретную работу с каждым учителем: вовлечение в экспериментальную работу, посещение и анализ открытых уроков, участие в семинарах и конкурсах, обсуждение методических проблем.
Практическая работа требует систематизации документации методического объединения. Все материалы систематизированы по следующим блокам:
1. Документы, регламентирующие работу МО:
стандарт по предмету
программы (в том числе по спецкурсам, элективных курсов)
инструктивно-методические письма
рекомендации по предмету
перечень учебников, по которым работают учителя
нормы оценок
контрольные цифры выполнения практической и теоретической части предмета
требования к ведению тетрадей
требования к единому орфографическому режиму
2. Планирование работы МО:
положение о МО
положение о методической неделе
положение о предметной неделе
кадровый состав МО
анализ работы МО
план работы на год
план проведения предметной недели
графики контрольных работ, открытых уроков
перечень тем по самообразованию
3. Методические разработки учителей
4. Контроль по образовательной области:
итоги контрольных работ
копии справок по проверке тетрадей и т.д.
5. Протоколы заседаний МО
В школе осуществляется организация и проведение научно-методических недель как формы повышения квалификации педагогического мастерства. Методическая неделя школы – это не традиционная предметная неделя. В ходе научно-методической недели методический совет организует ряд мероприятий, решая конкретные методические задачи, которые определяются заместитель директора по УВР, обсуждаются методическим советом и утверждаются приказом по школе.
Планирование методических недель связано с темой и методическими проблемами школы, проводятся они согласно нормативно-правовой документации, регламентирующей методическую работу в школе: «Положению о методической неделе», «Положению о методическом совете», «Положению о методическом объединении» и др. Целью таких недель является повышение квалификации и компетентности педагогов школы, обмен опытом работы, мотивация деятельности педагогов по внедрению инновационных технологий в обучение.
Каждое методическое объединение выпускает свой методический бюллетень, в котором отражается работа учителей по заданной теме или проблеме, педагоги рассказывают о методах и приемах, которые они используют на уроках для создания ситуации успеха и реализации личности учащегося на уроке. «Круглые столы» проводятся с участием методистов педагогических колледжей, которые рассказывают учителям о новых современных технологиях, о проблемах обучения в современной школе, проводят практические занятия, обучают учителей педагогическому психологическому анализу урока.
Традиционным в школе стало проведение предметных недель, в ходе которых учителя проявляют хорошие организаторские способности, применяют разнообразные формы, вызывающие повышенный интерес учащихся к предметам: интеллектуальные и развивающие игры, КВН, малые олимпиады, интегрированные уроки и др.
Результаты методической работы непосредственно связаны с ее задачами, основными принципами и целями и оцениваются по следующим показателям:
рост профессионализма учителей и готовность решать задачи, поставленные перед школой;
владение учителями новыми педагогическими технологиями;
высокая мотивация педагогической деятельности;
способность учителей к профессиональному саморазвитию
Все формы методической работы дают результат не только в плане выше перечисленных показателей, но, конечно же, влияют на повышение уровня учебно-воспитательного процесса в школе.
Рождение новой школы – длительный и сложный процесс. Он требует совершенствования не только содержания обучения, но и обновления методического обеспечения, ориентированного на формирование творческой личности учителя, признав его ценность и необходимость для современного общества. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога. А для этого и необходима действенная и эффективная структура методической службы в школе.
Учебно-методический комплекс – понятие и структура
Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины. УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины. УМК предназначены для обеспечения открытости образовательного процесса и должны быть доступны любому желающему.
УМК представляет собой определенную совокупность учебно-методических документов, с помощью которых можно осуществить педагогическую деятельность.
УМК по отдельным дисциплинам составляют основную образовательную программу (ООП) специальности (направления подготовки).
Структура.
Содержательные части образовательного стандарта учебной дисциплины:
введение (выполняется при необходимости);
наименование;
область применения;
нормативные ссылки;
обозначения и сокращения (выполняется при необходимости);
цели и задачи дисциплины;
содержание дисциплины и условия её реализации:
рабочая программа дисциплины;
паспорт дисциплины;
виды и содержание занятий по дисциплине;
формы и содержание текущей аттестации и итоговой оценки по дисциплине;
учебно-методические материалы по дисциплине;
учебно-методическая карта дисциплины;
специфические особенности преподавания дисциплины (при необходимости);
лист согласования рабочей программы дисциплины.
использование технических средств обучения и вычислительной техники. Программное обеспечение дисциплины;
организация самостоятельной работы студентов по дисциплине;
элементы научного поиска при изучении дисциплины.
приложения (указаны только обязательные):
методические указания к лабораторному практикуму (выполняются при наличии в учебном плане);
методические указания к курсовому проектированию (выполняются при наличии в учебном плане);
варианты индивидуальных расчетных заданий и методические указания по их выполнению (выполняются при наличии в учебном плане);
контролирующие материалы по дисциплине:
тесты текущего контроля знаний по дисциплине;
тесты итогового контроля знаний по дисциплине;
Разделы:
1.Учебная программа
2.Учебный план
3.Учебные материалы для преподавателя (дидактический материал – демонстрационный и индивидуальный)
4.Дополнительные материалы (контрольные материалы по дисциплине)
Раздел 3.
Разработка и оформление методических материалов
Использование мультимедийных дидактических средств
на уроках в начальной школе
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные эффекты.
В Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
• повысить мотивацию обучения;
• повысить эффективность процесса обучения;
• способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
• совершенствовать методики проведения уроков;
• своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
• планировать и систематизировать свою работу;
• использовать как средство самообразования;
• качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
Основные направления информатизации начального образования:
- информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
• использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.);
• проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);
• осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
• усвоить базовые знания по предмету;
• систематизировать усвоенные знания;
• сформировать навыки самоконтроля;
• сформировать мотивацию к учению в целом;
• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы предоставляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики.
В своей работе использую готовые электронные учебники, составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, разрабатываю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, презентаций. Это позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач - наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности использую предметные коллекции, портреты, фотографии, иллюстрации объектов.
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников - необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для развития индивидуальных качеств.
Раздел 4.
Оформление предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов.
7. Проектирование ПРС в кабинете НК
Основная идея проекта заключается в организации предметно-пространственной среды начальной школы в условиях внедрения новых ФГОС и базируется на положении о том, что, организуя все компоненты образовательной среды, можно проектировать условия, необходимые для жизнедеятельности и эффективного развития всех участников образовательного процесса.
Цель проекта: организация предметно-пространственной среды в классе начальной школы в условиях внедрения ФГОС нового поколения с учетом ресурсных возможностей школы.
Задачи проекта: организация предметно-пространственной среды для учащихся первого класса начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода; создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей; создание психолого-педагогических условий для адекватного профессионального сопровождения образовательного и воспитательного процесса.Принципы конструирования предметно-пространственной среды. Принципы дистанции, позиции при взаимодействии. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого. Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов. Принцип открытости – закрытости, может быть представлен в нескольких аспектах: - Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Новизна проекта Реализация предметно-пространственной среды в начальной школе позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Создание предметно-развивающей среды образовательного учреждения поможет обеспечить целостность учебно-воспитательного процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечит комфортное пребывание детей в школе.
Этапы проекта.
I. Организационный изучение положения о проведении конкурса; определение ответственных за проект; изучение опыта работы над проектами; подбор информации из интернета и других печатных источников; изучение нормативных документов.II. Содержательный
1. Разработка подходов к организации предметно – развивающей среды в начальной школе, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС.
2. Опрос среди учащихся, учителей, родителей.
3. Выяснение материально – технической базы, наличие наглядности, средств обучения и т. д.
4. Разработка дизайн – проекта.
5. Экономическое обоснование.
6. Составление памятки о правилах поведения в игровой зоне.
7. Практическая деятельность по реализации дизайн – проекта (приобретение, сборка, расстановка, монтирование)
8. Оформление проекта.
III. Анализ деятельности
Анализ и проработка идеи. В начальной школе мы предусматриваем пространства, постоянно доступные детям и различающихся по своей функции и атмосфере, по-разному окрашенные эмоционально: предназначенные для общения и для уединения; предназначенные для подвижных игр и для спокойной работы и общения; предназначенные для пробы своих возможностей и для демонстрации своих достижений. Мы так же предусматриваем предоставление возможности детям с самого начала своей школьной жизни участвовать в оформлении помещений, создании и преобразовании предметно-развивающей среды. Это даст ребёнку ценностный опыт творческого преобразования действительности. Положительным для учителя является умение организовать в своём кабинете несколько центров активности с расположенными в них соответствующими материалами для работы.
Вывод: На основе вышесказанного мы предположили, что правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к образовательному учреждению, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей..