Методическое пособие для студента к практическим занятиям по дисциплине Педагогика

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ульяновский педагогический колледж»











МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ






Специальность
44.02.02 Преподавание в начальных классах

ОП 01
Педагогика

Е.А.Звягина
преподаватель высшей квалификационной категории ОГБПОУ УПК


























Ульяновск Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
В методическом пособии представлены 10 практических работ по ОП 01 Педагогика.
В методическом пособии для каждой работы:
сформулированы цели;
перечислены требования, предъявляемые к обучающимся;
указаны необходимые информационные материалы и оборудование;
подобраны практические задания разных видов, направленные на формирование профессиональных умений;
подготовлены инструкции (алгоритмы, правила, указания) по выполнению работы;
разработаны критерии и нормы оценки работы, оценочные листы.
Методическое пособие предназначено для обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений педагогического профиля.
2 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практическая работа выполняется на практическом занятии по учебной дисциплине (УД).
Пропуски практических занятий без уважительной причины не допускаются. При отсутствии обучающегося на практическом занятии по уважительной причине практическая работа выполняется в сроки, дополнительно согласованные с преподавателем (тьютером).
Обучающийся допускается к выполнению последующей практической работы при наличии оценки за предыдущую.
Обучающийся может быть аттестован по УД при условии выполнения всех практических работ.
В процессе выполнения практической работы обучающийся должен:
ознакомиться с рекомендованными информационными материалами;
изучить инструкцию (алгоритм, порядок, указания) по выполнению работы;
выполнить предложенные задания, чётко следуя инструкции;
оформить работу надлежащим образом.
Практические работы выполняются в тетрадях для практических работ по УД. Все записи в процессе выполнения работы ведутся аккуратно. Тетради для практических работ хранятся в учебном кабинете.
После выполнения и оформления практической работы обучающийся предъявляет её преподавателю для проверки и оценивания. Оценки за выполнение практической работы заносятся в Оценочный лист обучающегося и учитываются в процессе промежуточной аттестации по УД.
3 СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическая работа № 1
Тема: Определение информационного обеспечения предмета педагогики
Цели работы:
- воспитывать понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, устойчивый интерес к ней.
- формировать умение находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития,
- формировать умение использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности.
Рекомендуемые информационные материалы: ресурсы библиотеки колледжа, Интернет-ресурсы.
Оборудование: методическое пособие по выполнению практических заданий; тетрадь для выполнения практического задания.
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном варианте.
Задание № 1. Ознакомьтесь с периодическими изданиями научно-педагогической направленности (газеты, журналы), имеющимися в библиотеке колледжа. Заполните таблицу.
Вид периодического издания (журнал, газета)
Название
Периодичность выпуска
(например, 1 раз в месяц)
Основные рубрики






Критерии оценки: ответ полный, перечислено не менее 5 изданий – 4 балла, есть неточности в оформлении, перечислено не менее 5 изданий - 3 балла, есть неточности в оформлении, перечислено не менее 3 изданий - 2 балла, есть неточности в оформлении, указано 1 издание - 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 4.
Задание № 2. Проанализировав различные источники, дайте определения категориям педагогики: обучение, образование, развитие, формирование, социализация, педагогический процесс, принцип, закономерность, метод, форма, средство. Укажите рядом с определением источник.
Критерии оценки: ответ полный, раскрыты все определения, указаны источники – 4 балла, есть неточности в оформлении, раскрыты все определения, указаны источники - 3 балла, есть неточности в оформлении, раскрыты не все определения, указаны источники - 2 балла, есть неточности в оформлении, раскрыты не все определения, указаны не все источники - 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 4.
Задание № 3. Заполните таблицу, сделав сравнительный анализ термина «воспитание», используя словари.
Воспитание в

философии
социологии
психологии
педагогике






Источник






Между данными определениями

общее
различное




Критерии оценки: ответ полный, раскрыты все определения, указаны источники, названо общее и отличие – 4 балла, есть неточности в оформлении, раскрыты все определения, указаны источники, названо общее и отличие - 3 балла, есть неточности в оформлении, раскрыты не все определения, указаны не все источники, названо не все общее и отличие - 2 балла, есть неточности в оформлении, раскрыты не все определения, указаны не все источники, не названо общее и отличие - 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 4.
Задание № 4 Составьте список литературы (не менее 10 источников) по актуальным проблемам педагогической теории и практики на выбор: Особенности реализации требований ФГОС нового поколения, Развитие у школьников умений самообразования в учебно-воспитательном процессе, Роль детских общественных организаций в формировании социальной активности школьников, Воспитание толерантности как основа формирования нравственной личности, Самоуправление как средство воспитания общественной направленности личности, Совершенствование методов проверки и оценки результатов образовательного процесса, Творческие работы школьников как средство развития их познавательной самостоятельности, Влияние современных социально-экономических условий на детскую субкультуру, Проблемный подход в обучении как средство активизации учебной деятельности школьников, Особенности использования методики коллективного творческого воспитания в работе со школьниками, Социализация школьников в современном обществе, Особенности патриотического воспитания школьников в условиях современной школы, Формирование познавательного интереса школьников в процессе использования информационно-коммуникационных технологий.
Критерии оценки: ответ полный, перечислено не менее 10 изданий – 4 балла, есть неточности в оформлении, перечислено не менее 10 изданий - 3 балла, есть неточности в оформлении, перечислено не менее 5 изданий - 2 балла, есть неточности в оформлении, указано 3 издания - 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 4.
Практическая работа № 2
Тема: Анализ современных проблем образования
Цели работы:
воспитывать понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, устойчивый интерес к ней.
осуществлять поиск, оценку и анализ информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
выявлять знание правовых норм, регулирующих профессиональную деятельность.
- формировать умение ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования
Рекомендуемые информационные материалы:
1 Закон «Об образовании в Российской Федерации» (глава 1, ст. 3, глава 2, ст. 10,11,12,17, глава 3, ст. 23,24, глава 4, ст. 33,34,43,44,45, глава 5,ст. 46,47,48).
2 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
3 Приоритетный национальный проект «Образование».
4 Доклад рабочей группы при президенте РФ «Школа 2020. Какой мы ее видим?».
Оборудование: методическое пособие по выполнению практических заданий; тетрадь для выполнения практического задания.
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном варианте.
Задание №1 Проанализировав Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, приоритетный национальный проект «Образование», доклад рабочей группы при президенте РФ «Школа 2020. Какой мы ее видим?», заполнить таблицу:
Современные проблемы образования
Тенденции развития образования и направления реформирования




Критерии оценки: ответ полный, перечислены и раскрыты все позиции – 4 балла, есть неточности в формулировках, перечислены все позиции, даны характеристики - 3 балла, есть неточности в формулировках, перечислены не все позиции, даны не все характеристики - 2 балла, есть ошибки в формулировках, перечислен минимум позиций или не даны характеристики - 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 4.
Задание №2 Проанализировав Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, заполните таблицу:
Задачи государственной политики в области образования
Пути реализации задач




Критерии оценки: ответ полный, перечислены и раскрыты все позиции – 4 балла, есть неточности в формулировках, перечислены все позиции, даны характеристики - 3 балла, есть неточности в формулировках, перечислены не все позиции, даны не все характеристики - 2 балла, есть ошибки в формулировках, перечислен минимум позиций или не даны характеристики - 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 4.
Задание № 3. Оцените возможность достижения в 2020 году следующих целевых ориентиров: а) расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях, б) обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг-листа результатов международных сопоставительных исследований; в) предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку. Ответ обоснуйте, указав необходимые ресурсы.
Критерии оценки: ответ полный, перечислены и раскрыты все позиции, дана аргументированная оценка, предложены доказательства – 8-10 баллов, есть неточности в формулировках, перечислены все позиции, даны характеристики, дана аргументированная оценка, предложены доказательства - 5-7 баллов, есть неточности в формулировках, перечислены не все позиции, даны не все характеристики, предложены слабые аргументы и доказательства - 3-4 балла, есть ошибки в формулировках, перечислен минимум позиций или не даны характеристики, отсутствуют аргументы и доказательства - 1-2 балла, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 10.
Задание №4. Проанализировав гл. 1 ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дайте характеристику принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Заполните таблицу:
Принципы
Характеристика принципов




Критерии оценки: ответ полный, перечислены и раскрыты все позиции – 4 балла, есть неточности в формулировках, перечислены все позиции, даны характеристики - 3 балла, есть неточности в формулировках, перечислены не все позиции, даны не все характеристики - 2 балла, есть ошибки в формулировках, перечислен минимум позиций или не даны характеристики - 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 4.
Задание №5. Проанализировав гл. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» составьте схему системы образования.
Задание №6. Сравните уровни образования в новом и прежнем законах об образовании.
Закон РФ «Об образовании»
(1996 г.)
Федеральный закон
«Об образовании
в Российской Федерации»

Дошкольное образование


Начальное общее образование


Основное общее образование


Среднее (полное) общее образование


Начальное профессиональное образование


Среднее профессиональное образование


Высшее профессиональное образование


Послевузовское образование


Дополнительное образование


Критерии оценки: ответ полный, перечислены и раскрыты все позиции – 4 балла, есть неточности в формулировках, перечислены все позиции, даны характеристики - 3 балла, есть неточности в формулировках, перечислены не все позиции, даны не все характеристики - 2 балла, есть ошибки в формулировках, перечислен минимум позиций или не даны характеристики - 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 4.
Задание №7. Опираясь на содержание ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», заполните таблицу:
Форма получения образования
Форма обучения

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность


Обучение вне организациях, осуществляющих образовательную деятельность


Критерии оценки: ответ полный, перечислены и раскрыты все позиции – 4 балла, есть неточности в формулировках, перечислены все позиции, даны характеристики - 3 балла, есть неточности в формулировках, перечислены не все позиции, даны не все характеристики - 2 балла, есть ошибки в формулировках, перечислен минимум позиций или не даны характеристики - 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 4.
Задание №8. Опираясь на содержание гл. 4 ст. 33,34,43,44,45, гл. 5 ст. 46,47,48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», заполните таблицу:
Участники образовательных отношений
Права
Обязанности

Дети



Родители (лица, их заменяющие)



Педагоги



Критерии оценки: ответ полный, перечислены и раскрыты все позиции – 4 балла, есть неточности в формулировках, перечислены все позиции, даны характеристики - 3 балла, есть неточности в формулировках, перечислены не все позиции, даны не все характеристики - 2 балла, есть ошибки в формулировках, перечислен минимум позиций или не даны характеристики - 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 4.
Задание №9. Оцените работу по реализации Национального проекта «Образование» в Ульяновской области. Ответ обоснуйте, приведя примеры реализации положений проекта.
Критерии оценки: ответ полный, перечислены и раскрыты все позиции, дана аргументированная оценка, предложены доказательства – 8-10 баллов, есть неточности в формулировках, перечислены все позиции, даны характеристики, дана аргументированная оценка, предложены доказательства - 5-7 баллов, есть неточности в формулировках, перечислены не все позиции, даны не все характеристики, предложены слабые аргументы и доказательства - 3-4 балла, есть ошибки в формулировках, перечислен минимум позиций или не даны характеристики, отсутствуют аргументы и доказательства - 1-2 балла, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 10.
Практическая работа № 3
Тема: Анализ нормативно-учебной документации школы
Цели работы:
воспитывать понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, устойчивый интерес к ней.
выявлять знание правовых норм, регулирующих профессиональную деятельность.
- формировать умение ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
формировать умение анализировать нормативно-методическое обеспечение содержания на разных ступенях образования,
выявлять знание основ ФГОС.
Рекомендуемые информационные материалы:
1 О введении ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009.
2 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.11.2010.
3 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 2357 от 12.09.2011.
4 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1060 от 18.12.2012.
Оборудование: методическое пособие по выполнению практических заданий; тетрадь для выполнения практического задания, ФГОС с изменениями, учебные планы разных типов, школьные учебники, типовые и рабочие программы.
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном варианте.
Задание №1. Дайте определение.
Содержание образования -
Стандарт (англ. норма) -
Критерии оценки: ответ полный – 2 балла, есть неточности в ответе - 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 4.
Задание № 2. Охарактеризуйте типы учебных программ.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Максимальное количество баллов – 3.
Задание № 3. Охарактеризуйте типы учебных планов.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Максимальное количество баллов – 3.
Задание №4. Проанализируйте предложенные учебные планы. Запишите общие черты и отличия, заполните таблицу:

Базисный учебный план
Примерный учебный план
Учебный план школы

Общие черты


Отличия




Критерии оценки: ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все компоненты структуры – 5 баллов, есть неточности – 4 балла, названы все общие черты и отличия, даны характеристики не всех компонентов – 3 балла, отсутствуют некоторые общие черты и отличия – 2 балла, названы отдельные позиции – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 5.
Задание №5. Проанализируйте предложенные программы. Запишите общие черты и отличия, заполните таблицу:

Типовая программа
Рабочая программа

Общие черты


Отличия



Критерии оценки: ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все компоненты структуры – 5 баллов, есть неточности – 4 балла, названы все общие черты и отличия, даны характеристики не всех компонентов – 3 балла, отсутствуют некоторые общие черты и отличия – 2 балла, названы отдельные позиции – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 5.
Задание №6. Проанализировать рабочую программу учителя с точки зрения требований ФГОС к результатам.
Критерии оценки: ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все компоненты – 5 баллов, есть неточности – 4 балла, названы характеристики не всех компонентов – 3 балла, отсутствуют связи в компонентах – 2 балла, названы отдельные позиции – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 5.
Задание №7. Проанализируйте предложенный учебник с точки зрения структуры.
Критерии оценки: ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все компоненты структуры – 5 баллов, есть неточности – 4 балла, названы характеристики не всех компонентов – 3 балла, отсутствуют связи в компонентах – 2 балла, названы отдельные позиции – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 5.
Задание №8. Оцените соответствие предложенного учебника требованиям, предъявляемым к нему.
Критерии оценки: ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все требования – 5 баллов, есть неточности – 4 балла, названы характеристики не всех требований– 3 балла, отсутствуют связи в ответе – 2 балла, названы отдельные позиции – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 5.
Практическая работа № 4
Тема: Анализ цели и задач урока, применения методов и форм организации обучения
Цели работы:
воспитывать понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, устойчивый интерес к ней.
формировать умение осуществлять анализ и оценку предложенной информации.
формировать умение анализировать цели и задачи урока,
формировать умение анализировать урок с точки зрения принципов, форм, методов и средств обучения, оценочной деятельности педагога.
формировать умение анализировать применение приемов привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения.
Рекомендуемые информационные материалы:
1 О введении ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009.
2 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.11.2010.
3 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 2357 от 12.09.2011.
4 О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1060 от 18.12.2012.
Оборудование: методическое пособие по выполнению практических заданий; тетрадь для выполнения практического задания, ФГОС с изменениями, конспекты уроков.
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном варианте.
Задание №1. Зная значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности, проанализируйте постановку цели урока.
Критерии оценки: ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все требования – 9-10 баллов, есть неточности – 6-8 баллов, названы характеристики не всех требований– 3-5 балла, отсутствуют связи в ответе – 2 балла, названы отдельные позиции – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 10.
Задание №2. Проанализируйте урок с точки зрения принципов обучения.
Критерии оценки: ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все требования – 9-10 баллов, есть неточности – 6-8 баллов, названы характеристики не всех требований– 3-5 балла, отсутствуют связи в ответе – 2 балла, названы отдельные позиции – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 10.
Задание №3. Зная педагогические возможности и условия применения форм, методов и средств обучения, проанализируйте урок с точки зрения форм, методов и средств обучения.
Критерии оценки: ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все требования – 9-10 баллов, есть неточности – 6-8 баллов, названы характеристики не всех требований– 3-5 балла, отсутствуют связи в ответе – 2 балла, названы отдельные позиции – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 10.
Задание №4. Зная приемы привлечения учащихся к учебной деятельности, проанализируйте урок с точки зрения использования приемов привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения.
Критерии оценки: ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все требования – 9-10 баллов, есть неточности – 6-8 баллов, названы характеристики не всех требований– 3-5 балла, отсутствуют связи в ответе – 2 балла, названы отдельные позиции – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 10.
Задание №5. Зная педагогические основы оценочной деятельности педагога, средства контроля и оценки качества образования, проанализируйте урок с точки зрения организации оценочной деятельности.
Критерии оценки: ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все требования – 9-10 баллов, есть неточности – 6-8 баллов, названы характеристики не всех требований– 3-5 балла, отсутствуют связи в ответе – 2 балла, названы отдельные позиции – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 10.
Практическая работа № 5
Тема: Анализ цели и задач внеурочного мероприятия (занятия), применения методов и форм организации воспитания
Цели работы:
воспитывать понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, устойчивый интерес к ней.
формировать умение осуществлять анализ и оценку предложенной информации.
формировать умение анализировать цели и задачи внеурочного мероприятия (занятия),
формировать умение анализировать внеурочное мероприятие (занятие) с точки зрения принципов, методов, приемов, методик, форм организации воспитания.
Рекомендуемые информационные материалы:
Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
Оборудование: методическое пособие по выполнению практических заданий; тетрадь для выполнения практического задания, ФГОС с изменениями, конспекты внеурочных мероприятий (занятий).
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном варианте.
Задание №1. Проанализируйте постановку цели и задач внеурочного мероприятия (занятия).
Критерии оценки: ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все требования – 9-10 баллов, есть неточности – 6-8 баллов, названы характеристики не всех требований– 3-5 балла, отсутствуют связи в ответе – 2 балла, названы отдельные позиции – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 10.
Задание №2. Проанализируйте внеурочное мероприятие (занятие) с точки зрения принципов воспитания.
Критерии оценки: ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все требования – 9-10 баллов, есть неточности – 6-8 баллов, названы характеристики не всех требований– 3-5 балла, отсутствуют связи в ответе – 2 балла, названы отдельные позиции – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 10.
Задание №3. Соотнесите методы воспитательного воздействия со смыслом, который в них заложен, а также с конкретными приемами их реализации, заполните таблицу:

Методы воспитания
Смысловое
наполнение метода
Прием реализации воспитательного воздействия

1
Убеждение



2
Пример



3
Упражнение



4
Поощрение



5
Наказание



Критерии оценки: по 1 баллу за каждую позицию.
Максимальное количество баллов – 5.
Задание №4. Проанализируйте внеурочное мероприятие (занятие) с точки зрения методов, приемов, методик воспитания.
Критерии оценки: ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все требования – 9-10 баллов, есть неточности – 6-8 баллов, названы характеристики не всех требований– 3-5 балла, отсутствуют связи в ответе – 2 балла, названы отдельные позиции – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 10.
Задание №5. Как вы считаете, что в данном случае выступило средством воспитания? Верно ли подобрано эта средство? Аргументируйте свой ответ.
На уроке ученики проходили историю Великой Отечественной Войны, но далеко не все ученики проявляли активность, а после контрольной работы выяснилось, что большинство учеников не усвоили материал. Чтобы выработать познавательный интерес, учитель решил сводить их в музей. В музее дети прослушали рассказ экскурсовода, увидели много различных предметов, оставшихся со времен ВОВ: каски, автоматы, системы ППШ, мундиры советских офицеров, гильзы, фотографии маршалов Жукова и Рокоссовского и т.д. Особенно всех заинтересовал рассказ об обороне Сталинграда и план сражения на Курской дуге. После экскурсии результаты учеников улучшились.
Критерии оценки: ответ полный, аргументированный – 5 баллов, есть неточности – 4 балла, названо средство, отмечено, верно ли оно подобрано, но слабы аргументы – 3 балла, отсутствуют аргументы, названо средство, отмечено, верно ли оно подобрано – 2 балла, названо средство, отсутствуют аргументы– 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 5.
Задание №6. Соотнесите формы воспитательного воздействия с предложенными классификациями, при помощи цифр, обозначающих столбики:

Классификация формы воспитания

Непосредственно
формы воспитательного воздействия

1
По месту проведения.
1
Познавательная, трудовая, общественно-полезная, физкультурно-оздоровительная.

2
По количеству участников.
2
Словесные, наглядные, практические.

3
По методу воспитательного воздействия.
3
Управления и самоуправления жизнью коллектива.

4
По виду деятельности.
4
Массовые, фронтальные, групповые.

5
По воспитательной задаче.
5
Классные, внеклассные.

Ответ: 1-5,2-4,3-2,4-1,5-3.
Критерии оценки: по 1 баллу за каждую позицию.
Максимальное количество баллов – 5.
Задание №7. Соотнесите формы воспитательного воздействия с конкретными примерами деятельности педагога:

Формы воспитания

Пример реализации
формы воспитательного воздействия

1
Внеклассные.
1
Праздник родительской любви в школе.

2
Массовые.
2
Капустник, посвященный 8 марта.

3
Фронтальные.
3
Волонтерство, тимуровство.

4
Словесные.
4
Беседа учителя с учеником, опоздавшим на занятия.

5
Общественно-полезные.
5
Экологическое шествие школ района.

6
Развлекательные.
6
Беседа с ветеранами ВОВ.

Ответ: 1-1,2-5,3-6,4-4,5-3,6-2.
Критерии оценки: по 1 баллу за каждую позицию.
Максимальное количество баллов – 6.
Задание №8. Проанализируйте внеурочное мероприятие (занятие) с точки зрения форм организации воспитания.
Критерии оценки: ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все требования – 9-10 баллов, есть неточности – 6-8 баллов, названы характеристики не всех требований– 3-5 балла, отсутствуют связи в ответе – 2 балла, названы отдельные позиции – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 10.
Практическая работа № 6
Тема: Моделирование воспитательной системы
Цели работы:
воспитывать понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, устойчивый интерес к ней.
- формировать умение участвовать в проектной деятельности в области начального образования
Рекомендуемые информационные материалы:
Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
Оборудование: методическое пособие по выполнению практических заданий; тетрадь для выполнения практического задания.
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном варианте.
Задание №1. Дайте определение.
Воспитательная система -
Критерии оценки: ответ полный – 2 балла, есть неточности в ответе - 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 2.
Задание №2. Вставьте пропущенные слова.
Воспитательная система влияет на детей как фактор и как фактор. Система воспитательной работы – это система воспитательных , адекватных цели. Подсистемой воспитательной системы школы является система школы.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Максимальное количество баллов – 5.
Задание №3. Соотнесите этап развития системы и характерные черты.
Этап
Характерные черты

Становление
Отработки
Завершающий
Обновления и перестройки
Цели носят аморфный характер
Личностный подход
Социальное наследование
Дефицит новизны
Стихийное взаимодействие со средой
Развитие традиций
Интенсивное коллективообразование

Критерии оценки: каждая правильная позиция оценивается 1 баллом.
Максимальное количество баллов - 4.
Задание №4. Смоделируйте вариант воспитательной системы школы. Заполните таблицу:
Компоненты воспитательной системы
Характеристика компонента

Цели


Деятельность


Субъекты


Отношения


Среда


Управление


Осуществите презентацию модели.
Критерии оценки: ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все компоненты, в презентации проявлено творчество и артистизм – 15-20 баллов, есть речевые ошибки, ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все компоненты, в презентации проявлено творчество и артистизм – 10-14 баллов, названы характеристики не всех компонентов, в презентации слабо проявлено творчество, артистизм – 5-9 баллов, отсутствуют связи в компонентах, нет характеристик, отсутствует творчество – 1-4 балла, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 20.
Практическая работа № 7
Тема: Анализ уровня педагогических способностей
Цели работы:
воспитывать понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, устойчивый интерес к ней.
формировать умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
- формировать умение систематизировать и оценивать педагогический опыт на основе самоанализа.
Рекомендуемые информационные материалы:
Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. – М.: Академия, 2010.
Оборудование: методическое пособие по выполнению практических заданий; тетрадь для выполнения практического задания.
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном варианте.
Задание №1. Заполните таблицу, проанализировав свои педагогические способности.
№ п/п
Педагогические способности
Анализ их сформированности
в моей личности
Рекомендации
по самосовершенствованию

1
Гностические способности (познавательные)



2
Креативность



3
Конструктивные способности



4
Коммуникативные способности



5
Организаторские способности



Критерии оценки: по 5 баллов за каждый элемент (5 баллов – элемент раскрыт, дан анализ, сформулированы рекомендации; 4 балла – есть ошибки в формулировках, нечеткий анализ; 3 балла – есть анализ, отсутствуют рекомендации или наоборот; 2 балла – есть констатация фактов без анализа, 1 балл – раскрыты не все позиции, 0 баллов - ответ отсутствует.)
Максимальное количество баллов - 25.
Задание №2. Заполните таблицу, проанализировав психолого-педагогические помехи в своей деятельности.
№ п/п
Формы страха
Балл от 1
до 5
Рекомендации по преодолению страха

1
Страх потерпеть неудачу



2
Страх перед профессиональной непригодностью



3
Страх перед конфликтными ситуациями



4
Страх оказаться без поддержки



5
Страх перед влиятельными лицами



6
Страх перед определенными людьми



7
Страх наказания



8
Страх неосознанный



9
Страх невротический



10
Страх по поводу материального положения



11
Страх, что может случиться срыв



12
Страх за систему образования



13
Страх утратить влияние



14
Боязнь изменений



Критерии оценки: по 2 балла за каждый элемент (2 балла – элемент оценен, сформулированы рекомендации; 1 балл – есть ошибки в формулировках, нечеткие рекомендации; или отсутствие позиций, 0 баллов - ответ отсутствует.)
Максимальное количество баллов - 28.
Практическая работа № 8
Тема: Составление программы личностного саморазвития
Цели работы:
воспитывать понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, устойчивый интерес к ней.
формировать умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
- формировать умение систематизировать и оценивать педагогический опыт на основе самоанализа.
Рекомендуемые информационные материалы:
Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. – М.: Академия, 2010.
Оборудование: методическое пособие по выполнению практических заданий; тетрадь для выполнения практического задания.
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном варианте.
Задание №1. Определите цель программы личностного саморазвития, наметьте задачи саморазвития по направлениям: «Я - семья», «Я - друг», «Я - культура», «Я – собственные интересы», «Я - общество», «Я - работа».
Критерии оценки: по 5 баллов за каждый элемент (5 баллов – элемент раскрыт, дан анализ, сформулированы цель и задачи; 4 балла – есть ошибки в формулировках, нечеткие цель и задачи; 3 балла – есть цель и задачи, но они носят общий характер, не конкретные; 2 балла – раскрыты на все позиции, 1 балл – названа цель, 1-2 задачи, 0 баллов - ответ отсутствует.)
Максимальное количество баллов - 30.
Задание №2. Заполните таблицу, определите методическое обеспечение программы самосовершенствования:
№ п\п
Компоненты собственной педагогической культуры
Возможные приемы корректирования
Предполагаемый результат

1
Методологическая культура



2
Культура педагогического общения



3
Аксиологический компонент



4
Технологическая культура



5
Личностно-творческий компонент



6
Культура профессионально-личностного самоопределения



Критерии оценки: по 5 баллов за каждый элемент (5 баллов – элемент раскрыт, сформулированы рекомендации; 4 балла – есть ошибки в формулировках, нечеткий результат; 3 балла – есть результат, отсутствуют рекомендации или наоборот; 2 балла – есть констатация фактов без приемов, 1 балл – раскрыты не все позиции, 0 баллов - ответ отсутствует.)
Максимальное количество баллов - 30.
Практическая работа № 9
Тема: Анализ педагогической техники
Цели работы:
воспитывать понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, устойчивый интерес к ней.
формировать умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
- формировать умение систематизировать и оценивать педагогический опыт на основе самоанализа.
Рекомендуемые информационные материалы:
Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. – М.: Академия, 2010.
Оборудование: методическое пособие по выполнению практических заданий; тетрадь для выполнения практического задания.
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном варианте.
Задание №1. Проанализировать свою педагогическую технику и дать рекомендации по самосовершенствованию. Заполнить таблицу:
Объект характеристики
Положительный характер проявления признака
Отрицательный характер проявления признака
Рекомендации

Голос (эмоциональная окрашенность, интонация, пауза, темп, ударение)




Мимические выразительные средства (мимика)




Моторные выразительные средства (поза, жесты, движения)




Взаимодействие, согласованность всех средств и целевая ориентация на решение педагогических задач




Критерии оценки: по 5 баллов за каждый элемент (5 баллов – элемент раскрыт, сформулированы рекомендации; 4 балла – есть ошибки в формулировках, нечеткий результат; 3 балла – есть результат, отсутствуют рекомендации или наоборот; 2 балла – есть констатация фактов без приемов, 1 балл – раскрыты не все позиции, 0 баллов - ответ отсутствует.)
Максимальное количество баллов - 20.
Практическая работа №10
Тема: Анализ технологии педагогической деятельности
Цели работы:
воспитывать понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, устойчивый интерес к ней.
формировать умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
- формировать умение систематизировать и оценивать педагогический опыт на основе самоанализа.
Рекомендуемые информационные материалы:
Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. – М.: Академия, 2010.
Оборудование: методическое пособие по выполнению практических заданий; тетрадь для выполнения практического задания.
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном варианте.
Задание №1. «Памятка коллеге». Составить рекомендации по организации педагогического общения.
Критерии оценки: ответ полный, приведено не менее 5 рекомендаций - 2 балла, есть неточности – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 2.
Задание №2. Проанализируйте заповедь общения, приведите примеры ее соблюдения (не соблюдения) и результативности в деятельности педагога.
«Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым вы общались»
Критерии оценки: приведены примеры, ответ полный, обоснованный - 5 баллов, есть недочёты в ответе – 4 балла, перечислены примеры, нет анализа – 3 балла, воспроизведена характеристика без примеров – 2 балла, ошибки при воспроизведении характеристики, нет примеров – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 5.
Задание №3. Решите ситуацию общения педагога с мамой ученика. Постройте диалог, направленный на решение проблемы.
Приходит мама ученика и говорит: «Мой ребенок мне грубит, я с ним не справляюсь. Может быть мне его припугнуть?»
Критерии оценки: ответ полный, обоснованный - 4 балла, есть недочёты в ответе – 3 балла, в диалоге нет опоры на учет стиля общения – 2 балла, ошибки при создании диалога – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 4.
Задание №4. Проанализируйте ситуацию общения педагога с ребенком. Спрогнозируйте характер дальнейшего общения с детьми.
Учитель, подведя итог урока: «Вы порадовали меня сегодня. Надеюсь, что к следующему уроку вы подготовитесь не хуже».
На вопрос ученика: «Почему это надо делать?», учитель отвечает: «Надо, потому что я сказала».
Критерии оценки: приведены примеры, ответ полный, обоснованный - 5 баллов, есть недочёты в ответе – 4 балла, перечислены примеры, нет анализа – 3 балла, воспроизведена характеристика ситуации без прогноза – 2 балла, ошибки при воспроизведении характеристики, нет прогноза – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 5.
Задание №5. Решите конфликтную ситуацию при помощи следующих способов выхода из конфликта: конкуренция, компромисс, сотрудничество. Приведите возможные диалоги. Укажите, какой способ решения конфликта наилучший и почему.
Приходит мама ученика и говорит: «Мой ребенок не успевает сделать домашнее задание, так как Вы слишком много задаете».
Критерии оценки: ответ полный, обоснованный - 4 балла, есть недочёты в ответе – 3 балла, в диалоге нет опоры на учет способа выхода из конфликта – 2 балла, ошибки при создании диалога – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 4.
Задание №6. Прочитав произведения А.С.Макаренко «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», проанализируйте ситуацию, в которой педагог использовал прием педагогического требования, по такому алгоритму:
Какая ситуация предшествовали предъявлению педагогом того или иного требования?
Как предъявлял педагог требование своим воспитанникам?
Какими правилами он руководствовался при этом?
Каковы последствия педагогического требования?
Критерии оценки: приведены примеры, ответ полный, обоснованный - 5 баллов, есть недочёты в ответе – 4 балла, перечислены примеры, нет анализа – 3 балла, воспроизведена характеристика без примеров – 2 балла, ошибки при воспроизведении характеристики, нет примеров – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 5.
Заголовок 1 Заголовок 215