Методическое пособие для студента к практическим занятиям по ПМ 03 Классное руководство (МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя)

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ульяновский педагогический колледж»








МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ





Специальность
44.02.02 Преподавание в начальных классах

ПМ.03
Классное руководство

МДК 03.01
Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Е.А.Звягина
преподаватель высшей квалификационной категории ОГБПОУ УПК















Ульяновск

Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
В методическом пособии представлены 6 практических работ по темам Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя, Основы семейной педагогики и домашнего воспитания.
В методическом пособии для каждой работы:
сформулированы цели;
перечислены требования, предъявляемые к обучающимся;
указаны необходимые информационные материалы и оборудование;
подобраны практические задания разных видов, направленные на формирование профессиональных умений;
подготовлены инструкции (алгоритмы, правила, указания) по выполнению работы;
разработаны критерии и нормы оценки работы, оценочные листы.
Методическое пособие предназначено для обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений педагогического профиля.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБУЧАЮЩИМСЯ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практическая работа выполняется на практическом занятии по МДК.
Пропуски практических занятий без уважительной причины не допускаются. При отсутствии обучающегося на практическом занятии по уважительной причине практическая работа выполняется в сроки, дополнительно согласованные с преподавателем (тьютером).
Обучающийся допускается к выполнению последующей практической работы при наличии оценки за предыдущую.
Обучающийся может быть аттестован по дисциплине при условии выполнения всех практических работ.
В процессе выполнения практической работы обучающийся должен:
ознакомиться с рекомендованными информационными материалами;
изучить инструкцию (алгоритм, порядок, указания) по выполнению работы;
выполнить предложенные задания, чётко следуя инструкции;
оформить работу надлежащим образом.
Практические работы выполняются в тетрадях для практических работ по дисциплине. Все записи в процессе выполнения работы ведутся аккуратно. Тетради для практических работ хранятся в учебном кабинете.
После выполнения и оформления практической работы обучающийся предъявляет её преподавателю для проверки и оценивания. Оценки за выполнение практической работы заносятся в Оценочный лист обучающегося и учитываются в процессе промежуточной аттестации по ПМ.
Практическая работа № 1
Тема: Анализ современных программ ученического самоуправления.
Цели работы:
- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней,
- формировать умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
- формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- формировать умение систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
- формировать умение оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы). – М.: «ВАКО», 2010.
Интернет-ресурсы:schoolguide.ru, simcat.ru
Оборудование:
программы самоуправления для анализа;
методическое пособие по выполнению практических работ;
тетрадь для выполнения практического задания;
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания к практической работе:
Задание №1. Сделайте анализ предложенных программ самоуправления по плану:
Цели и задачи, которые ставит перед собой классный руководитель по организации самоуправления;
Направления работы по созданию органов самоуправления;
Состав актива класса, его функции и формы работы;
Новации в деятельности классного руководителя,
Рекомендации по коррекции.
Критерии оценки: анализ полный, грамотно сформулированы коррективы - 4 балла; есть ошибки при воспроизведении – 3 балла; недостаточный уровень представления коррекционной работы – 2 балла, слабо раскрыты позиции, не представлен коррекционный блок- 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 4.
Задание №2. Заполните таблицу, спроектируйте модель самоуправления в классе:
Органы самоуправления
Функции
Формы работы





Критерии оценки: модель полная, грамотно сформулированная, творчески представленная - 4 балла; есть ошибки при воспроизведении – 3 балла; недостаточно творческий уровень представления – 2 балла, недостаточное количество органов, слабо описаны функции, не представлены формы работы- 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 4.
Практическая работа № 2
Тема: Планирование, осуществление и анализ деятельности классного руководителя
Цели работы:
- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней
- формировать умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
- формировать умение оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
- формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- формировать умение использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности
- формировать умение ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса
- формировать умение осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий
- формировать умение осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей
- формировать умение строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм
- формировать умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
- формировать умение определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
- формировать умение проводить внеклассные мероприятия.
- формировать умение анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
- формировать умение выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
- формировать умение создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
- формировать умение систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
- формировать умение оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
- формировать умение участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся: Начальное общее образование. – Москва, 2009.
Интернет-ресурсы:nsportal.ru, menobr.ru
Оборудование:
методическое пособие по выполнению практических работ;
тетрадь для выполнения практического задания
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания к практической работе:
Задание №1. Смоделировать ситуации педагогической поддержки в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
Ребенок первого класса в конце 1 четверти не выполняет самостоятельные задания или делает их намного хуже, чем обычное списывание с доски или с учебника, безразличен к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу, неуправляем, неусидчив, мешает проведению урока, что ни спросишь, говорит «не знаю» или вообще молчит, отвечает неуверенно, при вызове к доске теряется, при этом обычные (не контрольные) письменные работы выполняет нормально.
Критерии оценки: 3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование, 2 балла– предложенный вариант реагирования и его обоснование требуют усовершенствования, 1 балл– приведен возможный, но не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования, 0 баллов – ответ отсутствует.
Максимальное количество баллов - 3.
Задание №2 Смоделировать ситуации помощи обучающимся в предотвращении и разрешении конфликтов.
Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним».
Критерии оценки: 3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование, 2 балла– предложенный вариант реагирования и его обоснование требуют усовершенствования, 1 балл– приведен возможный, но не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования, 0 баллов – ответ отсутствует.
Максимальное количество баллов - 3.
Задание № 3 Спланируйте работу классного руководителя в соответствии с требованиями ФГОС. Заполните таблицу. Для каждого класса запишите цель, задачи и формы воспитательной работы с тематикой проведения в соответствии с каждым направлением, укажите средства воспитания.
Класс
Направление
Цель
Задачи
Формы проведения, тематика (средства)

1
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.





Воспитание нравственных чувств и этического сознания.





Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.





Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.





Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).





Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).




2
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.





Воспитание нравственных чувств и этического сознания.





Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.





Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.





Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).





Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).




3
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.





Воспитание нравственных чувств и этического сознания.





Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.





Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.





Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).





Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).




4
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.





Воспитание нравственных чувств и этического сознания.





Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.





Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.





Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).





Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).




Критерии оценки: по 3 баллу за каждое направление: 3 балла – цель и задачи, формы соответствуют возрасту и нормативным требованиям, творчески подобраны форма, тема, 2 балла – в формулировке целей и задач имеются недочеты, форма и тема соответствует классу и виду, но не достаточно творческая, 1 балл – слабо представлена тема, не соответствует виду либо возрасту, цель и задачи отсутствуют, либо недостаточны по количеству.
Максимальное количество баллов - 18.
Задание № 4 Смоделировать ситуации планирования, организации и проведения внеурочного мероприятия. Спроектировать воспитательное мероприятие КТД по выпуску стенгазеты «Новости класса». Определить цель и задачи проведения. В группах смоделировать этапы КТД: стартовая беседа, коллективное планирование, подготовка, проведение, анализ, ближайшее последействие. Определить содержание, формы, методы и приемы организации каждого этапа, использовать ИКТ.
Критерии оценки:
Цель (2 балла – сформулирована точно, 1 балл – есть неточности в формулировке, 0 баллов – цель не полностью отражает результат). Задачи (2 балла – сформулированы точно все три группы, 1 балл – есть неточности в формулировке, 0 баллов – задачи частично совпадают с целью, не все задачи поставлены). Этапы (2 балла – содержание соответствует этапу, направлению и возрасту, 1 балл – есть неточности в формулировке, 0 баллов – не соответствует этапу, направлению и возрасту). Максимально – 8 баллов. Проведение (3 балла – соответствует плану, проявляется владение практическими методами и приемами организации взаимодействия с детьми, 2 балла – соответствует плану, проявляется достаточное владение практическими методами и приемами организации взаимодействия с детьми, 1 балл – частично соответствует плану, проявляется слабое владение практическими методами и приемами организации взаимодействия с детьми)
Максимальное количество баллов – 15.
Задание № 5 Выполнить самоанализ внеурочного мероприятия по плану:
1. Содержание и методика проведения мероприятия:
- соответствие содержания поставленной цели,
- познавательная и воспитательная ценность подобранного материала,
- эмоциональная насыщенность, интерес к занятию, активность участников,
- приемы и методы, формы, использованные на мероприятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного коллектива,
- связь обсуждаемых вопросов с проблемами коллектива и окружающей среды.
2. Особенности личности педагога проводящего мероприятие: убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, знание моральных качеств, поступков учеников и их мотивации.
3. Педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных воспитанников для совершенствования отношений в коллективе (замечания, предложения по коррекции)
Критерии оценки:
3 балла – дан полный, подробный, аргументированный самоанализ, 2 балла – есть неточности в ответе, самоанализ полный, подробный, аргументированный, 1 балл - самоанализ не достаточно полный, отсутствуют аргументы, есть только констатация фактов, 0 баллов – ответ отсутствует.
Максимальное количество баллов – 3.
Задание № 6 Спроектировать шоу-технологию «Праздник мам». Предложить цель и задачи, оборудование и оформление, спроектировать структуру и подобрать методические приемы.
Критерии оценки:
Цель (3 балла – сформулирована точно, 2 балла – есть неточности в формулировке, 1 балл – цель не полностью отражает результат)
Задачи (3 балла – сформулированы точно все три группы, 2 балла – есть неточности в формулировке, 1 балл – задачи частично совпадают с целью, не все задачи поставлены)
Оборудование и оформление (2 балла – подобраны все возможные средства, 1 балл – недостаточное количество средств)
Структура (3 балла – все этапы названы, все методические приемы названы, творчески подобраны и отражают возрастные особенности, 2 балла – в названиях этапов есть неточности, приемы соответствуют возрасту, но не достаточно творческие, 1 балл – не все этапы названы, слабо представлены приемы, не соответствуют возрасту)
Максимальное количество баллов – 11.
Задание № 7 Смоделировать предметно-развивающую среду в кабинете в соответствии с требованиями ФГОС к организации воспитательной работы в начальной школе.
Критерии оценки: 3 балла – представленная модель соответствует требованиям ФГОС, включает разнообразные методические, информационные материалы, ресурсы, 2 балла - модель соответствует требованиям ФГОС, но включает недостаточно разнообразные методические, информационные материалы, ресурсы, 1 балл - модель соответствует требованиям ФГОС, но включает малый объем методических, информационных материалов и ресурсов, которые недостаточно отражают потребности воспитательного процесса в начальной школе.
Максимальное количество баллов – 3.
Практическая работа № 3
Тема: Применение методов педагогической диагностики в деятельности классного руководителя
Цели работы:
- формировать понимание сущности и социальную значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней
- формировать умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
- формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- формировать умение строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм
- формировать умение систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
- формировать умение проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
Психолого-педагогический практикум: Учебное пособие/Автор-состав. А.К.Быков._М.:ТЦ Сфера, 2006.
Интернет-ресурсы:
nsportal.ru, menobr.ru
Оборудование:
результаты диагностики деятельности классного руководителя;
методическое пособие по выполнению практических работ;
тетрадь для выполнения практического задания
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания к практической работе:
Задание №1. Назовите порядок использования метода наблюдения в психолого-педагогической практике. Заполните таблицу:
Этапы подготовки и проведения наблюдения
Содержание этапа

1 Установление объекта и предмета наблюдения, определение целей, постановка задач. Разработка плана и программы наблюдения.
Научное соотнесение понятий, определение условий деятельности объекта, выбор признаков, определение понятий и разработка категорий, определение учетно-отчетной документации.

2 Обеспечение доступа к среде
Получение разрешений, установление контактов.

3 Выбор способа наблюдения
Определение вида наблюдения.

4 Подготовка технических средств и оборудования
Определение порядка фиксации.

5 Проведение наблюдения, сбор данных, накопление информации.
Проведение записи в виде кратковременной записи, протокола, дневника, видео-, фото-, аудиозаписи.

6 Контроль наблюдения
Проведение беседы, обращение к документам, проверка результатов и сравнение с результатами другого наблюдателя

Критерии оценки: ответ полный – 2 балла, есть неточности в ответе - 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 2.
Задание 2. Подготовьте бланк карточки наблюдения за поведением учащихся на уроке.
Наблюдатель:________________ Общая продолжительность
наблюдения:____ч.
Объект наблюдения:_________________________ Время наблюдения:________________
Предмет наблюдения:_________________________ Начало:______________ Окончание:____________
Цели наблюдения:__________________________________________________________________________
Варианты реакций
Пункты плана наблюдения
Примечания








Критерии оценки: ответ полный – 3 балла, есть неточности в ответе - 2 балла, заполнены на все пункты – 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 3.
Задание №3. Разработать программу наблюдения за собранием коллектива.
Тема:____________________
Объект наблюдения:__________________
Предмет наблюдения:_________________
Задачи наблюдения:___________________
Документ сбора первичной информации:_________________________
Критерии оценки: ответ полный – 3 балла, есть неточности в ответе - 2 балла, заполнены на все пункты – 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 3.
Задание №4. Подберите и систематизируйте диагностические методики для изучения личности и коллектива первоклассников в начале учебного года для анализа адаптации учащихся к условиям школьной жизни.
Критерии оценки: ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все компоненты системы – 5 баллов, есть неточности – 4 балла, названы характеристики не всех компонентов – 3 балла, отсутствуют связи в компонентах – 2 балла, названы отдельные позиции – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 5.
Задание №5. Сделайте анализ внеклассной работы, проанализировав результаты диагностики.
Критерии оценки: ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все компоненты – 5 баллов, есть неточности – 4 балла, сделан анализ не всех компонентов – 3 балла, отсутствуют аргументы, ответ односложный – 2 балла, названы отдельные позиции – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 5.
Практическая работа № 4
Тема: Организация взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации
Цели работы:
- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней
- формировать умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
- формировать умение оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
- формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- формировать умение работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами
- формировать умение строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм
- формировать умение координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
1 Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
2 Примерная программа воспитания и социализации обучающихся: Начальное общее образование. – Москва, 2009.
Интернет-ресурсы: menobr.ru
Оборудование:
методическое пособие по выполнению практических работ;
тетрадь для выполнения практического задания
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания к практической работе:
Задание №1. Смоделируйте взаимодействие классного руководителя с членами педагогического коллектива, представителями администрации. Заполните таблицу:
Должностное лицо
Направления взаимодействия
Формы взаимодействия
Методы и приемы взаимодействия

Директор




Заместитель директора по воспитательной работе




Педагог-организатор




Социальный педагог




Педагог-психолог




Библиотекарь




Учитель-предметник




Критерии оценки: ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все позиции – 3 балла за компонент, есть неточности, названы характеристики не всех компонентов – 2 балла за компонент, названы отдельные позиции – 1 балл за компонент, ответ отсутствует – 0 баллов за компонент.
Максимальное количество баллов – 21.
Практическая работа № 5
Тема: Планирование работы учителя начальных классов с семьёй
Цели работы:
- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней
- формировать умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
- формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- формировать умение использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности
- формировать умение работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами
- формировать умение осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий
- формировать умение строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм
- формировать умение определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
- формировать умение обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
1 Организация взаимодействия общеобразовательных организаций с родителями обучающихся в условиях новых ФГОС: авторы-составители Л.П.Шустова, Е.Л.Петренко. – Ульяновск.: УИПК ПРО, 2014.
2 Примерная программа воспитания и социализации обучающихся: Начальное общее образование. – Москва, 2009.
Интернет-ресурсы: nsportal.ru, menobr.ru
Оборудование:
методическое пособие по выполнению практических работ;
тетрадь для выполнения практического задания.
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания к практической работе:
Задание №1. Смоделировать ситуацию общения с родителями, определив ошибки, допущенные педагогом. Поставить цель и задачи работы с семьей, определить формы и методы работы.
При записи в школу учительница объясняет маме, что интенсивная программа, условия обучения (школа полного дня), дополнительные нагрузки будут не по силам возбудимому, непоседливому и часто болеющему малышу. Мама, считающая своего ребенка гениальным (а ребенок действительно хорошо развит), возмущена «никакой квалификацией педагога» и, не дослушав учительницу, пригрозила «найти на нее управу». Учительница в ответ вспылила, обрушив на маму накопившееся раздражение (это было не первое выяснение отношений в течение дня).
Критерии оценки: 3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование, 2 балла– предложенный вариант реагирования и его обоснование требуют усовершенствования, 1 балл– приведен возможный, но не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования, 0 баллов – ответ отсутствует.
Максимальное количество баллов - 3.
Задание №2. Заполните таблицу. Для каждого класса в каждой четверти запишите тему родительского собрания, и иные индивидуальные и коллективные формы работы с родителями с тематикой проведения. Определить вопросы, обсуждаемые на заседании совета родителей несовершеннолетних обучающихся
Класс
Формы работы с родителями
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

1
Родительское собрание






Коллективные формы






Индивидуальные формы






Заседания совета родителей несовершеннолетних обучающихся





2
Родительское собрание






Коллективные формы






Индивидуальные формы






Заседания совета родителей несовершеннолетних обучающихся





3
Родительское собрание






Коллективные формы






Индивидуальные формы






Заседания совета родителей несовершеннолетних обучающихся





4
Родительское собрание






Коллективные формы






Индивидуальные формы






Заседания совета родителей несовершеннолетних обучающихся





Критерии оценки: по 3 балла за каждый класс: 3 балла – творчески подобрана тема, соответствует классу и виду, 2 балла – тема соответствует классу и виду, но не достаточно творческая, 1 балл – слабо представлена тема, не соответствует виду либо возрасту
Максимальное количество баллов - 12.
Задание №3. Спроектируйте родительскую встречу. Предложите цель и задачи, оборудование и оформление, спроектируйте структуру и подберите методические приемы.
Критерии оценки:
Цель (3 балла – сформулирована точно, 2 балла – есть неточности в формулировке, 1 балл – цель не полностью отражает результат)
Задачи (3 балла – сформулированы точно все три группы, 2 балла – есть неточности в формулировке, 1 балл – задачи частично совпадают с целью, не все задачи поставлены)
Оборудование и оформление (2 балла – подобраны все возможные средства, 1 балл – недостаточное количество средств)
Структура (3 балла – все этапы названы, 2 балла – в названиях этапов есть неточности, 1 балл – не все этапы названы)
Методические приёмы (по 3 балла за каждый из 4 этапов: 3 балла – все методические приемы названы, творчески подобраны, 2 балла - соответствуют возрасту, но не достаточно творческие, 1 балл – слабо представлены приемы, не соответствуют тематике)
Максимальное количество баллов – 14.
Задание №4. Спроектируйте консультацию по ситуации: Родители первоклассницы обратились к учительнице с просьбой о помощи: каждое утро слезы, девочка не хочет идти в школу – она ей не нравится, одноклассники тоже. Что делать? Предложите цель и задачи, оборудование и оформление, спроектируйте структуру и подберите методические приемы.
Критерии оценки:
Цель (3 балла – сформулирована точно, 2 балла – есть неточности в формулировке, 1 балл – цель не полностью отражает результат)
Задачи (3 балла – сформулированы точно все три группы, 2 балла – есть неточности в формулировке, 1 балл – задачи частично совпадают с целью, не все задачи поставлены)
Оборудование и оформление (2 балла – подобраны все возможные средства, 1 балл – недостаточное количество средств)
Структура (3 балла – все этапы названы, 2 балла – в названиях этапов есть неточности, 1 балл – не все этапы названы)
Методические приёмы (по 3 балла за каждый из 4 этапов: 3 балла – все методические приемы названы, творчески подобраны, 2 балла - соответствуют возрасту, но не достаточно творческие, 1 балл – слабо представлены приемы, не соответствуют тематике)
Максимальное количество баллов – 14.
Задание №5. Спроектируйте беседу с родителями детей 3 класса по теме «Учимся понимать друг друга». Предложите цель и задачи, оборудование и оформление, спроектируйте структуру и подберите методические приемы.
Критерии оценки:
Цель (3 балла – сформулирована точно, 2 балла – есть неточности в формулировке, 1 балл – цель не полностью отражает результат)
Задачи (3 балла – сформулированы точно все три группы, 2 балла – есть неточности в формулировке, 1 балл – задачи частично совпадают с целью, не все задачи поставлены)
Оборудование и оформление (2 балла – подобраны все возможные средства, 1 балл – недостаточное количество средств)
Структура (3 балла – все этапы названы, 2 балла – в названиях этапов есть неточности, 1 балл – не все этапы названы)
Методические приёмы (по 3 балла за каждый из 4 этапов: 3 балла – все методические приемы названы, творчески подобраны, 2 балла - соответствуют возрасту, но не достаточно творческие, 1 балл – слабо представлены приемы, не соответствуют тематике)
Максимальное количество баллов – 14.
Практическая работа №6
Тема: Диагностика особенностей семейного воспитания
Цели работы:
- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней
- формировать умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
- формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- формировать умение строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм
- формировать умение анализировать результаты работы с родителями
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
1 Организация взаимодействия общеобразовательных организаций с родителями обучающихся в условиях новых ФГОС: авторы-составители Л.П.Шустова, Е.Л.Петренко. – Ульяновск.: УИПК ПРО, 2014.
2 Психолого-педагогический практикум: Учебное пособие/Автор-состав. А.К.Быков._М.:ТЦ Сфера, 2006.
Интернет-ресурсы: nsportal.ru, menobr.ru
Оборудование:
Результаты диагностики особенностей семейного воспитания,
методическое пособие по выполнению практических работ;
тетрадь для выполнения практического задания.
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания к практической работе:
Задание №1. Разработать систему изучения отношений в семье.
Критерии оценки: ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все компоненты системы – 5 баллов, есть неточности – 4 балла, названы характеристики не всех компонентов – 3 балла, отсутствуют связи в компонентах – 2 балла, названы отдельные позиции – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 5.
Задание №2. Разработать анкету из 10 вопросов для родителей по выявлению опыта физического воспитания и формирования ЗОЖ в семье.
Критерии оценки: анкета содержит 10 вопросов, грамотно оформлена, есть вводная и заключительная часть, вопросы соответствуют выявляемым позициям, грамотно сформулированы, корректны– 5 баллов, есть неточности в формулировках вопросов, анкета соответствует требованиям– 4 балла, количество вопросов не менее 7, есть ошибки в формулировках вопросов или отсутствует вводная и заключительная часть – 3 балла, количество вопросов не менее 5, есть ошибки в их формулировках, отсутствует вводная и заключительная часть – 2 балла, количество вопросов менее 5, есть ошибки в их формулировках, отсутствует вводная и заключительная часть – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 5.
Задание №3. Проанализировать процесс и результаты работы с родителями класса.
Критерии оценки: ответ полный, аргументированный, охарактеризованы все компоненты – 5 баллов, есть неточности – 4 балла, сделан анализ не всех компонентов – 3 балла, отсутствуют аргументы, ответ односложный – 2 балла, названы отдельные позиции – 1 балл, ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 5.





15