Объяснительная записка на конкурс Учитель года


Объяснительная записка
Педагогический опыт работы учителя начальных классов
Лилинбаум Татьяны Яковлевны
Лилинбаум Татьяна Яковлевна, образование: среднее специальное (Кабардино-Балкарский высший педагогический колледж, 1994г., учитель начальных классов). Педагогический стаж: 6 лет.
В 2015 прошла курсы повышения квалификации:
Курсы «Государственная политика и нормативно-правовые основы в модернизации российского образования» 2015г.
Курсы «Педагогические условия реализации ФГОС НОО: программы, вариативные УМК» 2015г.
Курсы «Основы религиозных культур и светской этики. Методика и технология преподавания комплексного курса ОРКСЭ» 2015г.
Курсы «Современные педагогические технологии – как инструмент обновления содержания урока в начальной школе» 2015г.
Курсы « Подходы к организации урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО и концепции математического образования в РФ» 2015г.
Курсы «Ресурсы информационно-образовательной среды УМК «Школа России» для проектирования современного урока» 2015г.
Жизнь в эпоху преобразований ставит задачу научить детей умению адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, находить оптимальные решения задач разных уровней и масштабов и, поэтому, требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно.
Каким должен быть сегодня молодой человек? «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой», - так сказал В.Г. Белинский.
Практика показывает, что кроме «просто знаний», помимо чисто мыслительных умений современная жизнь требует от молодого человека таких качеств личности, которые необходимы всегда и везде и востребованы рынком труда: самостоятельность, творческие способности, ответственность за свои действия, умения их мотивировать, способность порождать личностные смыслы и т.д. 
Некоторые методы и формы обучения, предлагаемые в методической и педагогической литературе носят авторитарный характер и исходят от проблем педагога, а не ребёнка. Работая в школе, я выявила некоторые противоречия:
- между методами преподавания и различным уровнем способностей учащихся;
-между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению;
-между традиционной методикой приобщения ребёнка к интеллектуальному труду и огромными возможностями умственной и творческой активности учащихся младшего школьного возраста.
Возник вопрос: как сделать так, чтобы желание учиться хорошо было не только ради высокого балла, а для того чтобы узнать, услышать, увидеть, впитать и стать умнее, талантливее, способным и интересным окружающим и самому себе?
И тут я вспомнила древнюю мудрость:
"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому,и это станет моим навсегда".
Эти мудрые слова побудили меня пересмотреть свои взгляды на преподавание предмета и выстроить свои цели и задачи. Моей ведущей идеей стало - создание на уроках условий для исследовательской и проектной деятельности учащихся с помощью применения современных образовательных технологий.
Для реализации своей идеи я использую:
Процесс обучения на основе исследовательской деятельности учащихся;
применяю проектную деятельность для повышения интереса к изучаемому материалу;
созданию на уроке условия для организации деятельности учащихся применяя информационные технологии;
использую разнообразные педагогические методы и приемы для эффективной подачи материала.
На данный момент целью моей педагогической деятельности является: Раскрытие и поддержка интеллектуально-творческого потенциала учащихся через использование исследовательской и проектной технологий в системе урочной, внеурочной и внеклассной работы;
Для достижения цели я поставила задачи:
Развивать наблюдательность, воображение, продуктивное поисковое мышление, инициативность, ответственность, веру в собственные силы;
формировать способности к самостоятельному познанию и обучению, переносу своих знаний с одного предмета на другой;
реализовать способности и замыслы обучающихся в продуктах его деятельности.Возникла необходимость найти способы и приёмы развития у учащихся самостоятельной познавательной деятельности как основного средства усвоения знаний и повышения качества образования, индивидуальных особенностей.
 Я считаю, важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании. При этом под компетенцией понимаю не просто сумму знаний, умений и навыков, а способность применять их в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, позволяющих совершать эффективные действия.
Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии, которые в системе применяю в учебном процессе, есть  игровые технологии, технология интерактивного обучения, технология  проектного обучения. Эти формы работы способствуют развитию интеллектуальных способностей школьников.
Использование разнообразной наглядности способствует: глубокому осмыслению и пониманию учебного материала; максимальному учёту возрастных особенностей; прочному и осознанному усвоению материала; укреплению веры в себя у учащихся; развитию воображения и творческой фантазии учеников; развитию эмоциональной, чувственной сферы ребёнка. Я считаю, что использование наглядности, в условиях перехода на стандарты второго поколения является одним из важнейших моментов в обучении младших школьников. Поэтому в своей работе постоянно использую наглядность, но делаю это дозировано, не перенасыщая учебный процесс.
Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Учу детей не бояться задавать учителю и ребятам вопросы. И мы вместе ищем ответы. Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимое чувство, которое я бы назвала душевным равновесием. Это ощущение детьми полноты жизни, уверенности в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. А чтобы это душевное равновесие стало возможным, надо помнить о том, что каждое наше слово и дело оставляют след в душе ребенка. Я сторонник принципа единства воспитания и изучения личности ребенка. Постоянно учу каждого ребенка искусству распоряжаться своими мыслями: направлять их, сдерживать и корректировать. Часто вспоминаю слова К.Д. Ушинского: «Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенной в детские годы».
Еще одним важным аспектом своей работы считаю индивидуальный подход к учащимся. Учебный процесс строю с учетом реальных учебных возможностей каждого ученика, позволяя каждому продвигаться в усвоении знаний оптимальным темпом. На уроках стараюсь использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в микрогруппах, коллективную, использую чаще работу в парах, принцип подхвата, когда более сильный ученик курирует более слабого.
Создаю проблемные, поисковые исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Задаю домашние задания разного уровня.
На своих уроках применяю различные виды проверки знаний. Это устная, письменная, практическая, текущая, тематическая, итоговая проверки. Часто применяю тестовый контроль, что позволяет охватить всех учащихся, позволяет экономить время и быстро устанавливать обратную связь, и анализировать результаты.
Важным звеном каждого урока считаю рефлексию, она учит детей анализировать, делать выводы, лучше понимать самого себя, но естественно детей этому приходится учить, потому что ребенок не всегда может реально оценить свой вклад в урок и проанализировать материал.
Считаю, что учителю необходимо постоянно расти вместе с учениками, поэтому стараюсь принимать участие в конкурсах, семинарах, конференциях. А так же публиковать свои идеи, разработки в сети Интернет. Планирую и дальше повышать свой уровень образованности, своевременно проходить курсы повышения квалификации и аттестации. Обобщать свой опыт педагогической работы и изучать опыт работы моих коллег.