Использование технологии проблемного обучения как средства формирования познавательной самостоятельности младших школьников


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 269 Закрытого административно-территориального образования
Александровск Мурманской области»
Использование технологии проблемного обучения
как средства формирования познавательнойсамостоятельности младших школьников
Автор: Полякова Любовь Константиновна
учитель начальных классов
МБОУ ООШ №269, Мурманская область,
г. Снежногорск, ЗАТО Александровск
2015г.
Не мыслям надобно учить, а мыслить.
Иммануил Кант (1724 - 1804), немецкий философ.
Современная жизнь, с ее быстрыми темпами научно- технического прогресса, диктует человеку свои условия, ставит перед ним различные задачи, выдвигает разного рода проблемы. Насколько человек успешно их решит, зависит и жизнь будущих поколений. Практика убеждает нас в том, что успешно справляются со многими проблемами люди творчески мыслящие, интеллектуально развитые.
Переход работы по федеральным государственным образовательным стандартам поставил на первое место не предметный, а личностный результат, к которому, наряду с мета предметными и предметными результатами, установлены определённые требования. На первый план выходят и оцениваются не столько сами знания, сколько средства, инструменты самостоятельного приобретения, углубления и обновления знаний, независимо от того, к какой предметной области они принадлежат.
Для меня работа по федеральным государственным образовательным стандартам - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта.
Для моих учеников это - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.
В течение последних лет в школу поступает большое количество детей. Это дети разного уровня обученности и из разных социальных слоёв населения. Возникают противоречия между необходимостью формирования у них универсальных учебных действий и низкой учебной мотивацией обучающихся.
Многие ребята в начале учебного года на уроках отвлекались и отвлекали одноклассников. Усидчивости хватало на 5-7 минут, активность детей была низкой. Для того чтобы привлечь внимание детей, у меня уходило достаточно много времени и сил.
Тогда я решила выявить уровень познавательной активности у моих учеников.
Я отмечала количество заданных вопросов каждым ребенком, если они были, количество поднятых рук, количество высказываний, имеющих направленный характер, количество реплик, количество выполненных заданий, а так же отвлекаемость учащихся.
Затем подсчитала активность детей и отвлекаемость. Определив среднюю за данное время наблюдения активность и отвлекаемость, я сделала вывод об уровне познавательной активности учащихся класса. Высокий уровень -11%, средний - 30%,низкий – 59%
Анализ результатов наблюдения показал, что основная масса учащихся – дети с низким уровнем заинтересованности в учебе, отвлекаемость превышает активность.
Возник вопрос «Что делать, и как?»
Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Работая пятый год по развивающим системам («Школа 2100» и Л.В.Занкова), считаю, что технология проблемного обучения позволяет эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, овладеть опытом творческой деятельности, так как использует потребность ребенка открывать новое.
Учащиеся совершают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, что, в итоге, даёт положительные результаты обучения. Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.
Обучение стараюсь строить таким образом, чтобы учащиеся на каждом этапе переходили от низкого уровня самостоятельности к более высокому. В соответствии с возрастными особенностями и содержанием материала, обучение предполагает 4 уровня.
Уровни самостоятельности:
Учитель сам ставит проблему и решает ее.
Учитель создает проблемную ситуацию, а учащиеся включаются в ее разрешение.
Проблемная ситуация создается учителем, решение ее происходит в ходе самостоятельной деятельности учащихся.
Нахождение проблемы учащимися на основе представленных учителем неупорядоченных знаний.
Данное обучение не предполагает, что все учащиеся смогут достигнуть 4 уровня, но предполагается, что все они в совместной деятельности должны научиться разрешать проблемные ситуации.
Особенность проблемного обучения в том, что основным элементом данного этапа становится проблемная ситуация – главное средство активизации мыслительной деятельности учащихся.
В педагогической практике существует несколько типов создания проблемной ситуации, но важным условием является то, что на уроках они создаются с нарастанием сложности.
Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации
С удивлением Между двумя (или более) фактами Одновременно предъявить противоречивые факты, теории
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием
Между житейским представлением учеников и научным фактом - обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой»;
- предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией
С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Дать практическое задание, не выполнимое вообще
Дать практическое задание, сходное с предыдущим
- дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;
- доказать, что задание учениками не выполнено
В качестве проблемной ситуации на уроке я применяю:
Проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными с заведомо допущенными ошибками;
Поиск истины (способы, приемы, правила решения);
Противоречия практической деятельности.
Я использую несколько путей, которые помогают привести учеников к проблемной ситуации:
Побуждающий диалог – помогает формулировать учебную задачу;
Подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов;
Применение мотивирующих приемов: сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), «актуализация» - обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.В ходе обучения детям предлагала проблемные ситуации, которые активизировали их мыслительную деятельность. На начальном этапе (в 1 классе) способом задания проблемной ситуации было побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Я просто предлагала ситуацию, которая мною и рассматривалась, показывались противоречия. Я рассказывала, как определить познавательную задачу, наметить план поиска путей выхода, показывала направление поиска и наиболее рационального выхода из ситуации затруднения.
Так, на уроке математики:
- Какой домик должен быть следующим? Нарисуй его.

Дети знакомы с геометрическими фигурами, но не все могли справиться с заданием. Ответа на заданный вопрос не последовало, тогда я предложила учащимся внимательно рассмотреть последовательность записи геометрических фигур и способ их повторения. Закономерность была найдена, предложенным способом.
Делаем вывод: если ситуацию предварительно обдумать, выяснить, что надо узнать, используя уже известное, то можно провести аналогию и задания выполнить самим. Это первый уровень изложения учебного материала.
У учащихся в ходе такой работы еще не возникает четкого различия между проблемой и задачей. Для них проблема – это такая задача, способ решения которой неизвестен. Необходимо, чтобы ребенок начал анализировать проблемную ситуацию и тогда только формулировать задачу, так же необходимо, чтобы он осознал затруднение, препятствие в своей деятельности, и чтобы у него возникло желание разрешить проблемную ситуацию.
Второй уровень достигается тогда, когда учитель организует проблемные ситуации, а учащиеся вместе с ним включаются в их разрешение.
Тема: Знакомство с предлогами (обучение грамоте)
Дети уже знают, что есть слова-предметы, слова, обозначающие признаки и действия предметов. Но они не знают, что слова в речи соединены между собой в некоторых случаях предлогами. Учащиеся называют слова-предметы, слова – признаки предметов и слова-действия предметов. При составлении предложения из перечисленных слов: заяц, хитрая, бежит, лиса, дети долго не могут составить предложение. У них возникает вопрос о том, как же составить предложение: много слов, мало слов, как получить законченную мысль.
Это проблемная задача с противоречивыми данными.
Далее самостоятельность детей должна все больше возрастать, а задача учителя увеличивать мыслительную активность детей. Постепенное разрешение проблемных ситуаций, созданных учителем, происходит в ходе самостоятельной деятельности учащихся.
Тема: Тела и вещества (окружающий мир)
Ребятам предлагается привести примеры предметов, которые нас окружают в классе и ответить на вопрос: « Из каких веществ они состоят?»
Затем детям предлагаются рисунки: аквариум с рыбками, растение в горшке, женщина с ребенком.
- Это предметы или вещества? (Предметы: лампа, стол, стул, парта и т.д.; вещества: металл, древесина) - Тогда ставлю вопрос: «Если все, что нас окружает - это предметы, то мы с вами и рыбки в аквариуме - тоже предметы? (дети не могут определить, куда отнести живые организмы)
-Оказывается, что ученые используют в этом случае слово «тело»
-Что же такое тело? Давайте составим определение и проверим его по учебнику. ( Ученики предлагают свои варианты определения, сравнивают с учебником) Далее идет самостоятельный поиск решения проблемы учащимися.
Это третий уровень изложения учебного материала.
К первому классу относятся такие ситуации, в которых неизвестным является предмет действия, т.е. теоретический. Ко 2, 3,4 классу можно отнести такие проблемные ситуации, в которых усваиваемое неизвестное составляет способ действия. Такие ситуации я использую на таких учебных предметах, как математика, русский язык, окружающий мир, технология, предполагающих формирование у учащихся достаточно сложных способов выполнения определенных действий.
Следует отметить еще один важный момент: проблемная ситуация на уроке – это еще и решение эмоционально-положительного комфорта в обучении, с которым связан интерес и увлеченность обсуждаемой темой, проблемой.
Выбирая способ решения, а затем, решая проблему самостоятельно, ребёнок становится в позицию субъекта обучения и, как результат, у него образуются новые знания, к пониманию которых он пришёл сам.
Наблюдение за детьми во время решения проблемных ситуаций помогает мне увидеть, у кого из них имеется потенциал к исследовательской деятельности. После индивидуальных бесед с учащимися, соблюдая принцип добровольности, определяется группа детей, готовых выполнять такой вид работы как исследование. Тему ребята выбирают сами, я с родителями только немного их направляю, попросив ответить на следующие вопросы: - Что мне интересно больше всего? - Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? - О чём хотелось бы узнать как можно больше? Получив ответы на эти вопросы, предлагаю учащемуся выбор темы. Она может быть - исследовательской; - изобретательской; - теоретической. Огромную роль в работе над исследованием играют родители, так как большую часть работы ребята выполняют дома. На данном этапе хорошо прослеживается взаимодействие родителей и меня как педагога. В течение этого года мы выполнили две исследовательские работы: «Операция Ы..», «Русские блины», которые заняли призовые места, как во Всероссийских конкурсах, так и на школьной практической конференции «Первые ласточки»
В марте мною было проведено повторное наблюдение за деятельностью учащихся на уроке по тем же параметрам, что и на первом этапе (активность, самостоятельность, отвлекаемость). Результаты представлены в диаграмме.
Анализ наблюдения показал следующие результаты: высокий уровень -27%, средний - 42%,низкий – 31%
Диагностические данные показали, что деятельность учащихся стала более сосредоточенной, внимание учеников во время урока стало удерживаться более длительное время, увеличилась доля самостоятельной деятельности детей.
Следует отметить, что ребята с увлечением стали выполнять задания, наблюдать, экспериментировать и рассказывать о результатах своим одноклассникам. Чаще стали обращаться к справочной и энциклопедической литературе, что играет важную роль в самостоятельном усвоении знаний. Растёт число участников и призеров Всероссийских конкурсов по предметам гуманитарного и математического циклов.
Изменения, произошедшие в детях, указывают на то, что использование технологии проблемного обучения способствует формированию познавательной самостоятельности обучающихся начального звена.
Список использованной литературы
1. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.
2. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975г.
3. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1977г.
4. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников.- Ростов-на-Дону, 1970г.
5. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М. 1988г.
6. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. – Казань: Изд-во КГУ, 1967г.
7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985г.