Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс (по Летягину)


Содержание учебного предмета
Название раздела
(темы) Количество
часов Основные вопросы, изучаемые в данном разделе Контрольные и практические работы (творческие, экскурсии и т.п.)
с названиями
Введение. Географическое познание нашей планеты 3ч.
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии.
Зарождение древней географии.
Как географы изучают объекты
и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов. Земля как планета Солнечной системы 4ч.
Положение Земли в Солнечной
системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования
Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги
Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле
Практическая работа № 1 (обуч.)
«Организация проведения осенних фенологических наблюдений. Календарь природы».
Практическая работа № 2 (обуч.)
«Составление рассказа по плану о четырех особых положениях Земли»
Геосферы Земли
Литосфера
25ч.
8ч.
Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин.
Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры.
Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород.
Магматические, осадочные и метаморфические горные породы
Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения.
Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов
Условия жизни человека в горах
и на равнинах. Полезные ископаемые. Практическая работа № 3 (обуч.)
«Обозначить на схеме действующие вулканы».
Практическая работа № 4 (обуч.)
«Определить относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности»
Атмосфера 4ч.
Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы
Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска»
Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере.
Практическая работа № 5 (итог.)
«Составить прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года»
Водная оболочка Земли 7ч. Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле.
Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане.
Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел.
Горные и равнинные реки. Пороги и водопады
Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды.
Подземные воды.
Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде». Практическая работа № 6 (итог.)
«Выявить основные различия горных и равнинных рек».
Биосфера 6ч. Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле
Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни.
Степи. Лиственные леса. Тайга.
Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане.
Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником. Практическая работа № 7 (итог.)
«Составить и описать коллекцию комнатных растений по географическому принципу».
Резерв 3 ч.
Календарно-тематическое планирование.
№ Раздел
Тема урока Дата Количество
часов Планируемые результаты
Форма
организации
познав.
деятельности Организация
самостоятельной деятельности
По плану Факт Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)
1.
Введение.
География – одна из наук о планете Земля.
1ч. Познакомиться с географическими объектами и правильно называть их;
объяснять значение объектов ЮНЕСКО для человечества;
определять существенные признаки понятий: «географический объект», «географические процессы и явления»;
выделять существенные признаки понятия;
ориентироваться в учебнике и находить ответ на поставленный вопрос; анализировать информацию (текстовую и иллюстративную, в том числе видео) для подготовки ответа на вопрос;
использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей;
составлять определение понятиям, создавать обобщения.
Фронтальная Наблюдение за географическими объектами своей местности.
Изучение правил работы с «Дневником географа-следопыта».
2 Зарождение географии
1ч. Познакомиться с зарождением древней географии;
использовать понятия «географический объект», «географические процессы и явления» для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
создавать модели для решения учебных и познавательных задач.
Фронтальная Работа с «Дневником географа-следопыта».
Сбор модели и проведение опыта, показывающего шарообразность Земли.
3 Наблюдение – метод географической науки
1ч. Объяснять способ познания географических объектов – наблюдение;
составлять план своего наблюдения; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Фронтальная Изготовление модели гномона.
Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.
Проведение наблюдения за изменением тени гномона
Земля как планета Солнечной системы (4 ч)
4 Земля среди других планет Солнечной системы
1ч.
Познакомиться с планетами Солнечной системы в порядке увеличения их расстояния от Солнца;
объяснять понятие «Солнечная система»;
приводить примеры планет земной группы, историю возникновения Земли;
выделять существенные признаки понятий; измерять «земные окружности» по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус – наиболее точная модель Земли;
использовать понятия «глобус», «полярный радиус», «экваториальный радиус» для решения учебных задач по определению формы глобуса и сравнения ее с формой Земли;
приводить примеры планет земной группы.
Фронтальная Измерение «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу.
5 Движение Земли по околосолнечной орбите
1ч. Объяснять существенные признаки понятий: «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор»;
Определять особенности положения Земли в дни солнцестояний, равноденствий;
работать с календарем природы;
использовать понятия «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор» для решения учебных задач по изучению географических следствий вращения вокруг своей оси и движения Земли по околосолнечной орбите;
использовать приобретенные знания и умения для проведения фенологических наблюдений;
устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года.
Коллективная Организация проведения осенних фенологических наблюдений.
Подготовка «Календаря природы».
Выполнение практической работы № 1 (обуч)..6 Суточное вращение Земли.
1ч. Объяснять географическое следствие движения Земли вокруг Солнца и вращение вокруг своей оси, пояса освещенности, долготу дня;
называть пояса освещенности;
отбирать источники географической информации с целью подготовки презентации по теме;
изучать модель «Земля-Луна-Солнце» с помощью, которой можно наблюдать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси;
составлять рассказ по плану о четырех особых положения Земли;
составлять и обсуждать презентацию о полярном дне и полярной ночи.
Фронтальная Изучение модели «Земля - Луна - Солнце».
Демонстрирование движения Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.
Выполнение практической работы № 2 (обуч).
7 Повторение и обобщение раздела «Земля как планета Солнечной системы» 1ч. Использовать материал по разделу: «Земля как планета Солнечной системы»;
выполнять итоговые задания;
выполнять тестовые задания;
отвечать на вопросы по разделу «Земля как планета Солнечной системы».
Групповая Составление рассказа по плану о четырёх особых положениях Земли.
Выполнение текстового задания.
Геосферы Земли (26 ч)
Литосфера (8 ч)
8 Слои «твердой» Земли
1ч. Объяснять внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора;
строить модель «твердой» Земли;
использовать понятия «литосфера», «земная кора», «ядро», «мантия» для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли;
составлять характеристику внутренних слоев Земли.
Фронтальная Построение модели «твёрдой» Земли.
9 Вулканы Земли
1ч. Объяснять причины вулканической деятельности и последствия извержения вулканов;
показывать на карте и определять положение, название и высоту вулканов;
строить схему, показывающую строение вулкана;
строить модель литосферных плит;
работать с конструктором литосферных плит;
обозначать на схеме действующие вулканы;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканов.
Коллективная Создание модели литосферных плит.
Работа с конструктором литосферных плит.
Работа со схемой действующих вулканов.
Выполнение практической работы № 3 (обуч.).
10.
11. Из чего состоит земная кора
2ч. Познакомиться с понятиями «горные породы», «минералы», «полезные ископаемые». Свойства и особенности происхождения горных пород, принципиальное отличие горных пород от минералов;
создавать коллекцию горных пород своей местности;
приводить примеры горных пород, отличающихся условиями образования;
определять значение горных пород своей местности;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород (гранит, базальт, мрамор, кварцит).
Фронтальная Создание коллекции горных пород своей местности.
Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.
Сбор образцов горных пород.
Проведение опыта.
12 Строение земной коры.
Землетрясения.
1ч. Познакомиться с материковой и океанической земной корой;
объяснять причины нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения.
Землетрясение - грозное природное явление.
Причины их происхождения зоны распространения землетрясений на Земле, сила землетрясений;
различать типы земной коры;
сравнивать океаническую и континентальную земную кору;
объяснять причины установленных различий;
давать определение понятиям:
«землетрясение», «цунами»;
определять интенсивность землетрясений
по описаниям и таблице 12-бальной шкалы;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки землетрясений;
использовать приобретенные знания и умения для оценки интенсивности землетрясений;
устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений.
Фронтальная Определение интенсивности землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы.
13.
14.
Рельеф земной поверхности 2 ч. Познакомиться с понятиями понятия «Рельеф», «Формы рельефа», « Относительная высота форм рельефа», Способы определения относительной высоты географических объектов;
давать определение понятиям «рельеф», «относительная высота»;
различать выпуклые и вогнутые формы рельефа;
изготавливать самодельный нивелир;
определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности;
приводить примеры
различных форм рельефа своей местности.
Фронтальная
Изготовление
Самодельного нивелира во внеурочное время.
и определение относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности.
Выполнение практической работы № 4 (обуч.)
15 Человек и литосфера
1 ч. Объяснять отличия условий жизни человека в горах
и на равнинах. Познакомиться с понятием «полезные ископаемые», их виды и использование.
давать определение понятиям «полезное ископаемое», «месторождение»;
работать с топонимическим словарем и определять происхождение название географических объектов;
приводить примеры
полезных ископаемых и месторождений своей местности;
обсуждать преимущества отдыха на равнинах и в горах
Групповая Проведение самостотельного поиска геогр. информации о топонимах своей местности из различных источников.
Атмосфера (4 ч)
16 Воздушная оболочка Земли
1ч.
Познакомиться с понятиями «атмосфера», «метеорология», «озоновый слой», «тропосфера», «стратосфера», «мезосфера», «термосфера», «атмосфера»;объяснять: размеры атмосферы;
понимать:вещественный состав и строение атмосферы;
проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления;
изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление;
объяснять существенные признаки понятия «атмосфера»;
использовать понятие «атмосфера» для решения учебных задач по определению атмосферного давления.
Фронтальная Изготовление самодельного барометра (во внеурочное время)
Проведение опыта, доказывающего существование атмосферного давления.
Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром.
Проведение опыта.
17. Погода
1ч.
Познакомиться с понятием «погода», с наблюдениями за погодой на метеорологической станции;
давать определение понятию «погода»;
отбирать источники географической информации для составления описания погоды своей местности;
объяснять существенные признаки понятия «погода»
описывать погоду своей местности.
Коллективная Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами.
Проведение опыта.
18 Метеорологические наблюдения
1ч.
Познакомиться с метеорологическими приборами;
совершить заочную экскурсию в музей «Метеорологическая станция Симбирска»;
изготавливать самодельные метеорологические приборы;
измерять направление и скорость ветра, количество атмосферных осадков и температуру воздуха;
составлять краткий рассказ о погоде по результатам своих наблюдений.
Коллективная Изготовление самодельных измерителей направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).
Работа с метеорологическими данными.
19 Человек и атмосфера
1ч.
Объяснять как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере;
составлять прогноз погоды по народным приметам;
определять комфортность условий проживания человека;
отбирать необходимую географическую информацию, используя интернет-ресурсы;
оценивать влияние атмосферы на человека;
приводить примеры влияния человека на состояние атмосферы;
составлять и обсуждать презентации о различных видах атмосферных явлений.
Коллективная Проведение самостоятельного поиска информации о народных приметах своей местности из разных источников.
Выполнение практической работы № 5 (итог.).
Водная оболочка Земли (8 ч)
20 Вода на Земле
1ч.
Познакомиться с понятием «Гидросфера», с её частями.
понимать:вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле;
называть составные части гидросферы, свойства воды, основные элементы круговорота воды;
выявлять различия между большим и малым круговоротом воды. Фронтальная Проведение самостоятельного поиска информации о вещественном составе гидросферы.
21 Свойства воды
1ч.
Познакомиться с видами свойств воды;
проводить опыт по изучению свойств воды;
выделять, описывать и объяснять
существенные признаки воды. Фронтальная Проведение самостоятельного поиска информации о вещественном составе гидросферы.
22 Мировой океан – главная часть гидросферы
1ч.
Познакомиться с понятиями «Мировой океан», «море», «залив», «пролив», «остров», «архипелаг». Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане;
давать определение понятиям: «гидросфера», «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров»;
показывать на карте и глобусе океаны, моря, заливы, проливы, острова и полуострова;
составлять маршрут морского путешествия, используя карты атласа;
определять происхождение названий географических объектов;
создавать игру «Знатоки морских названий»;
выделять существенные признаки понятий
«гидросфера», «мировой океан», «море», «залив», «пролив», «остров», полуостров».
Коллективная Проведение самостоятельного поиска информации о морских названиях.
23 Воды суши. Реки.
1ч.
Познакомиться с понятиями «река», «исток реки», «устье реки», «речная система», «бассейн реки», «водораздел»;
понимать: причину разнообразия вод суши;
называть составные части вод суши;
давать определение понятиям: «река», «речная система», «бассейн реки», «водораздел»;
использовать понятия: «река», «бассейн», «водораздел» для решения учебных задач по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами.
Фронтальная Проведение самостоятельного поиска информации о реках своей местности.
24 Горные и равнинные реки.
1ч.
Познакомиться с понятиями « горная река», « равнинная река», « порог», «водопад»;
выявлять основные различия горных и равнинных рек;
проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку;
называть и показывать на карте крупнейшие водопады мира;
устанавливать взаимосвязи между формами рельефа и характером реки;
приводить примеры горных и равнинных рек. Фронтальная Проведение воображаемого путешествия по Волге и Тереку.
Выполнение практической работы №6 (итог.)..25 Озера. Ледники.
1ч.
Объяснять что такое озеро;
Познакомиться с понятиями: Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги;
давать определение понятиям: «озеро», «ледник», «айсберг»;
показывать на карте России и полушарий крупные озера;
различать озера по степени солености воды;
объяснять существенные признаки понятий: «озеро», «ледник», «айсберг»;
приводить примеры озер по солености озерных вод.
Фронтальная Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.
Проведение опыта.
26 Вода в «земных кладовых»
1ч.
Познакомиться с подземными водами;
проводить опыт для определения скорости просачивания воды образцы пород (глина, песок, суглинок);
создавать и работать с самодельной моделью родника;
устанавливать взаимосвязи между составом горных пород и скоростью просачивания воды. Фронтальная Проведение опыта определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).
Создание самодельной модели родника и работать с ней ( во внеурочное время).
27 Человек и гидросфера
1ч.
Познакомиться с водой – как с основой жизни на Земле; объяснять использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде»;
определять значение воды в жизни человека;
составлять маршруты путешествий для укрепления здоровья человека;
работать с текстами легенд и народных сказаний, посвященным объектам гидросферы;
устанавливать взаимосвязи между формой рельефа и мощностью ГЭС.
Коллективная Работа с текстом легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы.
Создание в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы.
Биосфера (6 ч)
28 Оболочка жизни
1ч.
Познакомиться с понятиями «биосфера», «живое вещество», «палеонтология»;
объяснять границы биосферы, историю развития жизни на Земле. Вещественный состав и границы биосферы;
понимать: современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле;
давать определение понятиям: «биосфера», «живое вещество»;
работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов;
объяснять существенные признаки понятия «биосфера»;
сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек.
Фронтальная Работа с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов.
29 Жизнь в тропическом поясе
1ч.
Познакомиться с растительным и животным миром Земли;
объяснять особенности расположения экваториальных лесов, саванн, тропических пустынь;
составлять характеристику влажных экваториальных лесов, саванн, пустынь;
называть типичных представителей растительного и животного мира;
составлять и описывать коллекцию комнатных растений;
определять правила ухода за комнатными растениями с учетом природных условий их произрастания;
устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического пояса.
Групповая Работа с правилами ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания.
Выполнение практической работы №7 (итог.).
30 Растительный и животный мир умеренных поясов
1ч.
Познакомиться с особенностями природы степей, лиственных лесов и тайги;
составлять характеристику степей, лиственных лесов и тайги;
называть типичных представителей растительного и животного мира;
создавать игры биогеографического содержания;
устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира умеренного пояса.
Групповая Создание игры биогеографического содержания
31 Жизнь в полярных поясах и в океане
1ч.
Познакомиться с особенности природы арктической и антарктической пустынь;
составлять характеристику тундры, арктической и антарктической пустынь;
называть типичных представителей растительного и животного мира;
изучать морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах»;
работать с определителем морских животных;
сравнивать природные условия, растительный и животный мир Арктики и Антарктики;
устанавливать взаимосвязи между условиями жизни и распространением живых организмов в глубинах океана.
Групповая Изучение виртуально морских животных, используя путеводитель «Жизнь в морских глубинах».
Работа с определителем морских животных.
32 Природная среда. Охрана природы.
1ч. Познакомиться с понятиями «окружающая среда», «природная среда», природное окружение человека, природные особо охраняемые территории.
Заочно познакомиться с Лапландским заповедником;
давать определение понятиям: «окружающая среда», «природная среда», «искусственная среда»;
называть особо охраняемые природные территории;
составлять схему экологической тропы;
составлять схему взаимосвязей оболочек Земли;
приводить примеры различных видов особо охраняемых природных территорий своей местности.
Коллективная Совершение виртуального путешествия по экологической тропе Лапландского заповедника.
Составление в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.
33 Повторение и обобщение раздела «Геосферы Земли» 1ч. Использовать материал по разделу: «Геосферы Земли»;
выполнять итоговые задания;
выполнять тестовые задания;
отвечать на вопросы по разделу «Геосферы Земли».
Групповая Выполнение тестового задания.
Резерв – 2 часа

Раздел (тема) Личностные
результаты Метапредметные результаты
Регулятивные
УУД Познавательные
УУД Коммуникативные
УУД
1. Введение. Географическое познание нашей планеты - осознание необходимости защиты окружающей среды;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;
- воспитание ответственного отношения к природе;
- осознание необходимости защиты окружающей среды;
- развитие мотивации к изучению различных естественных наук.
- формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;
- умение выбирать средства и применять их на практике;
- умение оценивать достигнутые результаты.
- умение ставить учебную задачу под руководством учителя;
- умение планировать свою деятельность под руководством учителя;
- умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- умение работать в соответствии с предложенным планом;
- умение участвовать в совместной деятельности;
- умение сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
- умение оценивать работу одноклассников.
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;
- умение выделять главное, существенные признаки понятий;
- умение определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- умение сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- умение высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- умение классифицировать информацию по заданным признакам;
- умение выявлять причинно-следственные связи;
- умение решать проблемные задачи;
- умение анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- умение вести поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
- умение работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;
- умение вести качественное и количественное описание объекта;
- умение создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками взрослыми;
- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
- умение выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
- умение слушать, вести дискуссию, диалог;
- умение владеть монологической и диалогической формами речи;
- умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую;
- умение находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.
2. Земля как планета Солнечной системы (5 ч) - развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческие способности:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
- формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;
- умение выбирать средства и применять их на практике;
- умение оценивать достигнутые результаты.
- умение ставить учебную задачу под руководством учителя;
- умение планировать свою деятельность под руководством учителя;
- умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- умение работать в соответствии с предложенным планом;
- умение участвовать в совместной деятельности;
- умение сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
- умение оценивать работу одноклассников.
. - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;
- умение выделять главное, существенные признаки понятий;
- умение определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- умение сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- умение высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- умение классифицировать информацию по заданным признакам;
- умение выявлять причинно-следственные связи;
- умение решать проблемные задачи;
- умение анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- умение вести поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
- умение работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;
- умение вести качественное и количественное описание объекта;
- умение создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками взрослыми;
- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
- умение выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
- умение слушать, вести дискуссию, диалог;
- умение владеть монологической и диалогической формами речи;
- умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую;
- умение находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.
3. Геосферы Земли (27 ч)
Литосфера (8 ч)
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;
- воспитание ответственное отношение к природе;
- осознание необходимости защиты окружающей среды;
- развитие мотивации к изучению различных естественных наук.
- формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;
- умение выбирать средства и применять их на практике;
- умение оценивать достигнутые результаты;
- умение ставить учебную задачу под руководством учителя;
- умение планировать свою деятельность под руководством учителя;
- умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- умение работать в соответствии с предложенным планом;
- умение участвовать в совместной деятельности;
- умение сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
- умение оценивать работу одноклассников.
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;
- умение выделять главное, существенные признаки понятий;
- умение определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- умение сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- умение высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- умение классифицировать информацию по заданным признакам;
- умение выявлять причинно-следственные связи;
- умение решать проблемные задачи;
- умение анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- умение вести поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
- умение работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;
- умение вести качественное и количественное описание объекта;
- умение создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками взрослыми;
- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
- умение выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
- умение слушать, вести дискуссию, диалог;
- умение владеть монологической и диалогической формами речи;
- умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую;
- умение находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.
4. Атмосфера (6 ч) - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей.
- формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;
- умение выбирать средства и применять их на практике;
- умение оценивать достигнутые результаты;
- умение ставить учебную задачу под руководством учителя;
- умение планировать свою деятельность под руководством учителя;
- умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- умение работать в соответствии с предложенным планом;
- умение участвовать в совместной деятельности;
- умение сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
- умение оценивать работу одноклассников.
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;
- умение выделять главное, существенные признаки понятий;
- умение определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- умение сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- умение высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- умение классифицировать информацию по заданным признакам;
- умение выявлять причинно-следственные связи;
- умение решать проблемные задачи;
- умение анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- умение вести поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
- умение работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;
- умение вести качественное и количественное описание объекта;
- умение создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками взрослыми;
- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
- умение выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
- умение слушать, вести дискуссию, диалог;
- умение владеть монологической и диалогической формами речи;
- умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую;
- умение находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.
5. Водная оболочка Земли (7 ч.) - воспитание ответственное отношение к природе;
- осознание необходимости защиты окружающей среды;
- развитие мотивации к изучению различных естественных наук;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- формирование патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
- формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;
- умение выбирать средства и применять их на практике;
- умение оценивать достигнутые результаты.
- умение ставить учебную задачу под руководством учителя;
- умение планировать свою деятельность под руководством учителя;
- умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- умение работать в соответствии с предложенным планом;
- умение участвовать в совместной деятельности;
- умение сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
- умение оценивать работу одноклассников.
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;
- умение выделять главное, существенные признаки понятий;
- умение определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- умение сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- умение высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- умение классифицировать информацию по заданным признакам;
- умение выявлять причинно-следственные связи;
- умение решать проблемные задачи;
- умение анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- умение вести поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
- умение работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;
- умение вести качественное и количественное описание объекта;
- умение создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками взрослыми;
- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
- умение выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
- умение слушать, вести дискуссию, диалог;
- умение владеть монологической и диалогической формами речи;
- умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую;
- умение находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.
6. Биосфера (6 ч.) - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- формирование патриотизма, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей.
- формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;
- умение выбирать средства и применять их на практике;
- умение оценивать достигнутые результаты;
- умение ставить учебную задачу под руководством учителя;
- умение планировать свою деятельность под руководством учителя;
- умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- умение работать в соответствии с предложенным планом;
- умение участвовать в совместной деятельности;
- умение сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
- умение оценивать работу одноклассников.
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;
- умение выделять главное, существенные признаки понятий;
- умение определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- умение сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- умение высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- умение классифицировать информацию по заданным признакам;
- умение выявлять причинно-следственные связи;
- умение решать проблемные задачи;
- умение анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- умение вести поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
- умение работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;
- умение вести качественное и количественное описание объекта;
- умение создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками взрослыми;
- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
- умение выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
- умение слушать, вести дискуссию, диалог;
- умение владеть монологической и диалогической формами речи;
- умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую;
- умение находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.