Рабочая программа по географии 5 класса по ФГОС по Летягину А.А.


Данная рабочая программа составлена на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2.программы по географии 5-9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы- составители: А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф». 2012 г.
3. Основной образовательной программы основного общего образования МОКУ СОШ с. Спартак на 2014 – 2019 г. (Приказ от 23.08.2014г. №164);
4.Учебного плана приказ №198 от 29 августа 2016 года
5.Календарного учебного графика на 2016-2017 уч.г. ( Приказ от 29.08.2016г. №199)
6.Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МОБУ СОШ с. Спартак.
7.Учебник. География. Начальный курс: 5 класс/ А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 192 с: ил. Атлас и контурные карты: Атлас: Начальный курс географии 6 класс. Изд-во АСТ, 2016. Контурные карты: Начальный курс географии 5 класс. Изд-во АСТ, 2015.

Пояснительная записка.

«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Согласно учебному плану школы на изучение «Начального курса географии» в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

2.Планируемые результаты изучения географии

Источники географической информации
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Природа Земли и человек
Выпускник научится:
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.



3.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
5 класс
1 час в неделю, всего 35 часов, в том числе резерв – 2 часа

№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов



Раздел 1
Введение. Географическое познание нашей планеты
Тема 1.2.Земля как планета Солнечной системы
3 ч

4 ч

Раздел2
Геосферы Земли
Тема 2.1 Внутреннее строение Земли
Тема 2.2 Атмосфера
Тема 2.3. Водная оболочка Земли
Тема 2.4.Биосфера

25 ч
8 ч
4 ч

6 ч


Повторение

2 ч


ВСЕГО
34 часа


В том числе
Практические работы

9



4.Содержание учебного предмета.

Введение. Географическое познание нашей планеты. (3 часа)
Что изучает география? Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и процессы? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты.
Практическая работа №1. Обучение приёмам работы с учебно-методическим комплектом (обучающая)
Практическая работа №2 обуч Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу.
Практическая работа № 3 (обуч)Наблюдение за географическими объектами своей местности, приёмы проведения наблюдений
Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы. (4 часа)
Планета Земля. Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.
Практическая работа № 4 (итог). Фенологические наблюдения за состоянием погоды. Работа с глобусом. Сравнение астрономических и фено логических времён года своей местности
Практическая работа № 5(итог) Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом

Раздел 2. Геосферы Земли. (27 часа)
Литосфера. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.
Рельеф Земной поверхности. Человек и литосфера. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Особенности рельефа своей местности.
Практическая работа №6 Создание конструктора литосферных плит.
Практическая работа №7 (обуч)Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов
Атмосфера. Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности
Практическая работа № 8 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.
Гидросфера. Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.
Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.
Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.
Практическая работа №9 Определение по картам географических объектов.
Биосфера. Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.
Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.
Практическая работа № 10Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Экскурсия. Ознакомление с компонентами природы своей местности.
На каждом уроке географии осуществляется практическая направленность и системно-деятельностный подход, но в КТП внесено 5 оценочных практических работ. В авторской программе резерв учебного времени 2 часа использован в наиболее сложном разделе «Геосферы Земли».
Перечень практических работ
Наблюдение за изменением длины тени гномона.
Создание конструктора литосферных плит.
Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.
Определение по картам географических объектов.
Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Экскурсия. Ознакомление с компонентами природы своей местности.
Направления проектной деятельности обучающихся
Одним из важнейших направлений в обучении географии является метод проектов. В преподавании географии будут использоваться следующие типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
.



5.Тематическое планирование 5 класс (34 часа)
№ ур
Тема урока
Д/З
Пр р
Практические работы
Планируемые результаты
Дата
Примечание




личностные
Метапредметные
предметные
План
Факт


1
Введение. Географическое познание нашей планеты(3ч)

География – одна из наук о планете Земля.
Д/З п1
Пр р№ 1 (обуч)
Обучение приёмам работы с учебно-методическим комплектом (обучающая
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. Принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых в жизни знаний.
Научить работать с учебником и дополни тельными материалами. Участвовать в учебном диалоге. Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. Выявлять уникальность географических объектов в живой и неживой природе.
Знать и объяснять существенные признаки понятий «география и географический объект». Развивать познавательный интерес к предмету.
6.09



2
Зарождение географии.
Д/З п.1

Пр р№2 (обуч) Определение сторон гори зонта по компасу и Солнцу.

Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Развитие этических чувств понимания страданий и морального напряжения в первопроходце, гордости за Родину при ее изучении.
Ставить учебную задачу. Сравнивать полученные результаты с учебной задачей.
Сформировать представления о зарождении древней географии. Владеть знаниями о развитии науки. Владение практическим умением применять прибор для доказательства шарообразности Земли.
13.09



3
Наблюдения – метод географической науки.
Д/З п.2 Ведение календаря погоды
.
Пр р№ 3 (обуч)
Наблюдение за географическими объектами своей местности, приёмы проведения наблюдений(Р.к.)
Осознание значимости наблюдений в научно – профессиональной сфере человека и в быту..
Составлять календарь погоды.
Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам, сезонные изменения водоема.
Формировать и развивать практические компетентности применения народных примет в ежедневной жизни человека.
Отбирать источники географических знаний для проведения наблюдений за погодой, фенологическими явлениями , высотой Солнца.
20.09.



4
Земля как планета Солнечной системы(4ч)
Земля среди других планет Солнечной системы.
Д/Зп.3

Осознавать ценность географических знаний и применения их на практике.
Ставить учебную задачу и уметь сравнить полученные результаты с учебной задачей(современная форма Земли).
.
Понимать и объяснять процесс образования Земли и других планет. Знать состав Солнечной системы. Объяснять понятия глобус, земная ось, полюс, экватор.
Уметь измерять земные окружности (экватор и меридиан) по глобусу
27.09



5
Обращение Земли вокруг Солнца.
Д/З п.4

Пр р№4(итог). Фенологические наблюдения за состоянием пого ды. Работа с глобусом. Сравнение астрономических и фено логических времён года своей местности
(Р.к.)
Овладение знаниями о следствиях обращения Земли вокруг Солнца, применение их в различных жизненных ситуация и для фенологических наблюдений..
Развитие познавательных интересов.
.
Иметь представление о современной научной картине мира. Уметь работать с глобусом, вести наблюдения за объектами и явлениями
4.10



6
Времена года на Земле.
Д/З п.4

Пр р №5(итог) Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом
Использовать знания и умения для фенологических наблюдений.
Уметь высказывать суждения, подтверждать их фактами.
Знать научную картину смены времен года на Земле. Уметь давать определения основным понятиям.
18.10



7
Суточное вращение Земли.
Д/Зп.5

.


Осознание значимости глобальных проблем.
Организовывать работу в группе. Оценивать свою деятельность и деятельность других.
.
Наблюдать действующую модель вращения Земли вокруг Солнца, фиксировать положение Земли в дни равноденствия и солнцестояния. Определять высоту Солнца и составление рассказа
25.10






Геосферы Земли 25 ч

8
Внутреннее строение Земли(9ч)
Слои «твердой Земли».
П.6


Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли как важнейшего компонента научной картины мира.
Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли».
Знать и объяснять существенные признаки понятий
«литосфера», «земная кора», «ядро», «мантия».
1.11



9
Из чего состоит земная кора.
П.8
,

Осознавать ценность знаний о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего компонента научной картины мира и объекта использования в хозяйственной деятельности человека.
Формировать умение организовывать свою деятельность по созданию коллекции горных пород своей местности.
.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород
8.11



10
Образование горных пород.
П.8
.

Формировать установку на ответственное поведение людей в географической среде относительно проблем извлечения горных пород из земной коры.
Развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений (классификация горных пород своей коллекции).
Подготовить «Дневник географа следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов. Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов.
15.11



11
Строение земной коры. Землетрясения.
П.9
Пр.р.№ 6 Создание конструктора литосфер ных плит
Овладение навыками применения знаний о движениях земной коры в возможных чрезвычайных ситуациях.
Формировать и развивать творческие способности учащихся при создании модели конструктора литосферных плит.
.
Знать и объяснять понятия «эпицентр», «очаг землетрясения «сейсмически активный район».
Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-бальной шкалы
22.11



12
Вулканы Земли.
П.7

Пр р№7 (обуч)
Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов
Овладеть знаниями о стихийных природных бедствиях в литосфере и возможных действиях в чрезвычайных ситуациях.
Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск, от бор информации, а также ее презентацию с помощью
информационных технологий (задание для желающих составить презентацию о вулканах и землетрясениях.
Знать и объяснять понятия «очаг магмы», «кратер», «жерло», «лава».
Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на к/к действующие вулканы.
29.11



13
Рельеф земной поверхности.
П.10

Пр р№ 8 (обуч)
Определение ГП гор и нанесение их на к.к.
Сформировать установки социально - ответственного поведения человека в географической среде (влияние антропогенной деятельности на рельеф).
Отбирать источники географической ин формации для составления описаний форм рельефа, для объяснения проис хождения гео графических названий гор и равнин.
.
Знать и объяснять существенные признаки понятий
«рельеф», «горы», «равнины», «абсолютная высота».
Составлять описания гор и равнин, их гео графического положения. Устанавливать взаимосвязи между форма ми рельефа и внешними, внутренними географическими процессами
6.12
..


14
Относительная высота форм рельефа.
П.10


Овладеть навыками работы по определению на местности относи-тельных высот точек земной поверхности.
Формировать способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.
Знать и объяснять понятие «относительная высота».
Подготовить
«Дневник географа
следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности.
13.12



15
Человек и литосфера.
П.11



Сформировать установку на ответственное исполь зование богатств лито сферы как части среды обитания.
Формировать и развивать умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации о своей мест ности из разных источ ников (работа с топонимическим слова рем, определение прои схождения названий географических объектов).
.
Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.
Проводить изучение полезных ископаемых своей местности.
Сформировать понятие о природных памятниках литосферы
20.12
.


16
Атмосфера(4ч)
Воздушная оболочка Земли.
П.12

Осознание целостности природы, значимости атмосферы для всего человечества

Умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, выделять главное.

Знать и объяснять существенные признаки понятия «атмосфера».
Использовать понятие для решения учебных задач.
27.12



17-
18
Погода и метеорологические наблюдения.
П.13



Высказывать мнение об утверждении «Тропосфера- кухня погоды».
Подготовить «Дневник географа- следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами
Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы.
17.01
24.01



19
Человек и атмосфера.
П.14


Пр.Р.№ 9
Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения. Овладение навыками действий в чрезвычайных ситуациях.
Умения ориентироваться в окружающем мире, принимать решения.
Умение работать в коллективе.
Приводить примеры редких явлений в атмосфере. Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.
Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс).
31.01



20
Водная оболочка Земли(7ч)
Вода на Земле.
Д/З п.15..
Пр р№ 10 (обуч) .Обозначение на к/к объектов гидросферы
Осознание значимости гидросферы для всех, живущих на Земле.
Развитие познавательного интереса к изучению темы.
Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы по диаграмме. Л/Р Изучение свойства самого удивительного вещества на Земле. Усвоить понятие «гидросфера».
.7.02



21
Мировой круговорот воды.
Д/З п. 15

Эмоционально – целостное отношение к явлениям движения воды.
Развитие творческих способностей учащихся.
Выявлять взаимосвязь между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе».
.14.02



22
Мировой океан главная часть гидросферы.
Д/З п. 16

.


Необходимость сохранения и рационального использования вод Мирового океана.
Развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и практических умений.
Картографическая грамотность. Определение происхождения названий географических объектов. Использование способов запоминания названий.
Умение определять по карте ГП, глубину, размеры океанов и других частей гидросферы.
21.02



23
Воды суши. Реки.
Д/З п. 17

.
Реки – дети океана. Необходимость их охраны.
Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Определять по карте части реки. Знать основные понятия. Выявить основные различия горных и равнинных рек.
28.02



24
Озера.
Д/З п.18



Патриотизм. любовь к своей стране.(Самое глубокое и самое большое озера в мире).
Развитие умения организовать свою деятельность.
Знать смысл понятия «озеро». Уметь приводить примеры пресных и соленых озер. Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через разные горные породы.
7.03



25
Человек и гидросфера.
Д/З п.19

Пр р№ 1 1
Гидрологические наблю дения речки Сухое Тарказы
Формирование социально – ответственного поведения в отношении объектов гидросферы.
Научить работать с текстами легенд и народных сказаний, посвященных объектам гидросферы.
Понимать роль гидросферы в обеспечении жизни и деятельности человечества на Земле.
.14.03



26
Обобщающий урок по теме.

Овладение системой знаний по теме.


21.03



27
Биосфера (6ч)
Оболочка жизни.
Д/З п.20

Осознание себя как маленького звена в цепочке жизни на Земле.
Овладение способностями к самостоятельному приобретению новых знаний
Понимание существенных признаков понятия «биосфера».
4.04



28
Жизнь в тропическом поясе.
Д/З п. 21

Овладение умениями ухода за комнатными растениями.
Умение определять правила ухода за комнатными растениями, составлять описание коллекции комнатных растений.
Умение устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического пояса.
.11.04



29
Растительный и животный мир умеренных поясов. Р.к.
Д/З п. 22

Пр р №12 Описание распространенных предста вителей раститель ного и животного мира своей местности.
Умение взаимодействовать с людьми в процессе игровой деятельности.
Умение отбирать источники географической информации для составления описаний животных и растений разных районов Земли и глубин океанов.
Установление особенностей растительного и животного мира полярных поясов и океана.
18.04



30
Жизнь в полярных поясах и в океане.
Д/З п. 23

Представление о России как морской державе, часть территории которой лежит в полярной области.
Развитие практических умений работать с путеводителем и определи телем.
Составлять описание животных морских глубин и полярных областей.
25.04
.





31
Природная среда.
Д/З п.24


Приводить примеры стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
Развитие познавательных интересов.
Умение оценивать последствия антропогенных воздействий на природную среду.
.2.05



32
Охрана природы.
Д/З п.24
Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством составления описания экологической тропы. Эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством составления описания экологической тропы.
Понимание роли человека и своей роли в частности в деле охраны природы.
16.05




33-34
Резервные часы




23.05
30.05









15