Рабочая программа по географии 5 класс по А.А. Летягину (1 час)


РассмотреноСогласованоУтверждаю:
На заседании МОЗД по УВРдиректор школы МОУ Красновосходская СОШПриказ № 147 от 31.08.2015
Протокол № 1 ___________Волкова И.В.__________________Сидикеев Р.Р.
31.08.2015
Муниципальное образовательное учреждение
Красновосходская средняя общеобразовательная школа муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области

Рабочая программа
Наименование учебного предмета география
Класс 5
Уровень общего образования базовый
Учитель Волкова И.В.
Срок реализации программы 2014-2015 учебный год
Количество часов по учебному времени
всего 35 часов в год, в неделю 1 час
Планирование составлено на основе Программы : 5- 9 классы./ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. М.: Вентана – Граф. 2013.
учебник: География. Начальный курс.5 класс. М.: Вентана – Граф. 2013.
Рабочую программу составила______________/Волкова И.В./
Карабаевка 2014
1.Пояснительная записка.

Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются
-приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253 г. Москва «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использовании при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
-распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31 января 2012 № 320-р «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
- распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 25 февраля 2013 г. № 559-р «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области» ;- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- основной образовательной программы основного общего образования МОУ Красновосходской СОШ, утверждённой приказом от 2 сентября 2013г. № 156;
- учебного плана МОУ Красновосходской СОШ, утвержденного
приказом от 27.08.2014г. №140;
-на основе программы География: программа: 5- 9 классы./ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. М.: Вентана – Граф. 2013.
-учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Летягин. «География. Начальный курс 5 класс » М.: Вентана – Граф. 2013.
Рабочая программа рассчитана на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).
Цели и задачи курса.
Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
научить устанавливать связи в системе географических знаний.
2.Общая характеристика учебного предмета:
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
Рабочая программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и составлена на основе программы География: программа: 5- 9 классы./ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. М.: Вентана – Граф. 2012.
Данную программу реализует следующий учебник: География. Начальный курс.5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Летягин. М.: Вентана – Граф. 2012.
«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
Программа линии УМК Издательского центра «Вентана - Граф» разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 70 ч (2 ч в неделю) на 7, 8 и 9 классы.
Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности, используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, Языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а так же на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6)Формирование основ экологической культуры , соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и форму - лировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, коррек -тировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5)владение основами самоконтроля , самооценки, принятия решений и осу -ществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8)смысловое чтение;
9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиции и учёта интересов; формулировать, аргументировать отстаивать своё мнение;
10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий(далее ИКТ - компетенции);
12)формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной , коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
1)формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2)формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3)формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4)овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5)овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7)формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8)формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.
Критерии оценки учебной деятельности по географии. Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4.хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1.Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3.В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4.Ответ самостоятельный;
5.Наличие неточностей в изложении географического материала;
6.Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7.Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8.Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9.Понимание основных географических взаимосвязей;
10.Знание карты и умение ей пользоваться;
11.При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1.Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2.Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3.Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4.Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5.Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6.Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7.Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8.Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9.Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10.Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1.Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2.Не делает выводов и обобщений.
3.Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4.Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5.При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6.Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1.Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2.Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
􀂃выполнил работу без ошибок и недочетов;
􀂃допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
􀂃не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
􀂃 или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
􀂃 не более двух грубых ошибок;
􀂃или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
􀂃или не более двух-трех негрубых ошибок;
􀂃или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
􀂃или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
􀂃допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
􀂃или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
􀂃не приступал к выполнению работы;
􀂃или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
􀂃Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
􀂃 Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
􀂃 Время выполнения работы: 10-15 мин.
􀂃Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
􀂃Время выполнения работы: 30-40 мин.
􀂃Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практическихи самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль тата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра боты.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полн стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено
плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
6.Содержание
1.Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)
География — одна из наук о планете Земля. Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии.
Наблюдения — метод географической науки. Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов.
2.Земля как планета Солнечной системы (4 ч)
Планета Земля (4 ч)
Земля среди других планет Солнечной системы. Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования.
Движение Земли по околосолнечной орбите. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги
Суточное вращение Земли. Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
3. Геосферы Земли (25 ч)
Литосфера (8 ч)
Слои «твёрдой» ЗемлиНедра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин.
Вулканы ЗемлиПроявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры.
Из чего состоит земная кораВещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы
Строение земной коры. ЗемлетрясенияМатериковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения
Рельеф земной поверхностиРельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относи-тельной высоты географических объектов.
Человек и литосфераУсловия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые.
Атмосфера (4 ч)
Воздушная оболочка ЗемлиАтмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы.
Погода и метеорологические наблюдения. Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска»
Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу.
Водная оболочка Земли (7 ч)
Вода на Земле. Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле.
Мировой океан — главная часть гидросферыМировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане.
Воды суши. РекиРазнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады.
Озёра. Вода в «земных кладовых»Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды.
Человек и гидросфераВода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде»
Биосфера (6 ч)
Оболочка жизниБиосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле.
Жизнь в тропическом поясеРастительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни.
Растительный и животный мир умеренных поясовСтепи. Лиственные леса. Тайга.
Жизнь в полярных поясах и в океане. Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане.
Природная среда. Охрана природыПриродное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником.
7.Учебно - тематический план
№ Тема
Кол-во часов
Раздел 1. Введение. Географическое познание нашей планеты (3 часа).
1 География -одна из наук о планете
Земля 1
2 География - одна из наук о планете
Земля 1
3 Наблюдения - метод географической науки 1
Раздел 2. Земля как планета Солнечной системы (4 ч). Планета Земля (4 ч)
1(4) Земля среди других планет Солнечной системы 1
2(5) Движение Земли по околосолнечной орбите. 1
3(6)
Движение Земли по околосолнечной орбите. 1
4(7) Суточное вращение Земли. 1
Раздел 3. Геосферы Земли (25 ч).
Литосфера (8 ч)
1(8)
Слои «твёрдой» Земли. 1
2(9) Вулканы Земли.
1
3(10) Из чего состоит земная кора.
1
4(11) Из чего состоит земная кора. 1
5(12) Строение земной коры. Землетрясения. 1
6(13) Рельеф земной поверхности. 1
7(14) Рельеф земной поверхности. 1
8(15) Человек и литосфера. 1
Атмосфера (4 ч)
1(16)
Воздушная оболочка Земли.
1
2(17)
Погода и метеорологические наблюдения. 1
3(18)
Погода и метеорологические наблюдения. 1
4(19) Человек и атмосфера. 1
Водная оболочка Земли (7 ч).
1(20) Вода на Земле.
1
2(21) Вода на Земле. 1
3(22)
Мировой океан — главная часть гидросферы. 1
4(23)
Воды суши. Реки 1
5(24)
Озёра. Вода в «земных кладовых».
6(25)
Озёра. Вода в «земных кладовых». 1
7(26) Человек и гидросфера 1
Биосфера (6 ч)
1(27)
Оболочка жизни. 1
2(28)
Жизнь в тропическом поясе. 1
3(29) Растительный и животный мир умеренных поясов. 1
4(30) Жизнь в полярных поясах и в океане. 1
5(31) Природная среда. Охрана природы.
1
6(32) Природная среда. Охрана природы.
1
33 Урок обобщения по разделу «Геосферы Земли».
1
34 Урок обобщения по курсу «Начальный
курс географии». 1
35 Урок обобщения по курсу «Начальный
курс географии». 1
Тематическое (поурочное) планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ урока Тема урока Дата Тип урока Планируемые результаты Учебные действия Оборудование, ЭОР Домашнее задание Номенклатура Примечание
план факт Предметные МетапредметныеЛичностные 1 2 3 4 5.1 5.2 5.3 6 7 8 9 Раздел 1. Введение. Географическое познание нашей планеты (3 часа). 1 География -одна из наук о планете
Земля Вводный урок. Различать географические объекты и правильно называть их,
определять значение объектов ЮНЕСКО для человечества
объяснять
существенные признаки понятий: «географический объект», «географические процессы и явления»
приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий. Выделять существенные признаки понятия,
ориентироваться в учебнике и находить ответ на поставленный вопрос
составлять мини-эссе
анализировать информацию (текстовую и иллюстративную, в том числе видео) для подготовки ответа на вопрос использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей составлять определение понятиям, создавать обобщения. Осознание значимости географических знаний для современного человека.
Ознакомление с примерами природного наследия ЮНЕСКО (на территории мира, в том числе и России).
Мотивация на изучение географии. Наблюдать за географическими объектами своей местности.
Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».
Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли. Учебник, атласы,глобус. Учебник §1. Дневник следопыта-географа. 2 География - одна из наук о планете
Земля 1 Урок-исследование. Различать географические объекты и правильно называть их,
определять значение объектов ЮНЕСКО для человечества
объяснять
существенные признаки понятий: «географический объект», «географические процессы и явления»
приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий. Выделять существенные признаки понятия,
ориентироваться в учебнике и находить ответ на поставленный вопрос
составлять мини-эссе
анализировать информацию (текстовую и иллюстративную, в том числе видео) для подготовки ответа на вопрос использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей составлять определение понятиям, создавать обобщения. Осознание значимости географических знаний для современного человека.
Ознакомление с примерами природного наследия ЮНЕСКО (на территории мира, в том числе и России).
Мотивация на изучение географии. Наблюдать за географическими объектами своей местности.
Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».
Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли. Учебник, гномон. Учебник §1. Дневник следопыта-географа. 3
Наблюдения - метод географической науки 1 Урок-практикум. Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; составлять план своего наблюдения; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
устанавливать причин но-следст венные связи, стро ить логичес кое рассуж дение,организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Развитие умения фиксировать проводимые наблюдения в письменном описании результатов развитие умения работать индивидуально и в группе. Изготавливать модель гномона.
Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.
Проводить наблюдение за изменением тени гномона. Учебник §2. Дневник следопыта-географа, гномон. Раздел 2. Земля как планета Солнечной системы (4 ч). Планета Земля (4 ч) 1(4) Земля среди других планет Солнечной системы 1 Изучение нового материала. Приводить примеры планет земной группы. Называть космические тела, определять место планеты Земля среди других планет Солнечной системы.
Сравнивать планеты Солнечной системы по различным параметрам. Приводить доказательства шарообразности Земли. Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли
Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусами, длиной меридианов и экватора. Строить логическое рассуждение о форме и размерах Земли по представленной информации. (Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятель ности). Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли. Учебник, глобус, рулетка. Учебник §3. Дневник следопыта-географа. 2(5)
Движение Земли по околосолнечной орбите.
1 Изучение нового материала. Выделять и объяснять существенные признаки понятий: «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор».
Описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси и движения по орбите.
Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. Использовать понятия «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор» для решения учебных задач по изучению географических следствий движения Земли по околосолнечной орбите. Определять зависимость продолжительности светового дня от времени года, температуры от высоты солнца над горизонтом. Осознание роли Солнца и расположе ния Земли в разное время года, как основы всех изменений на планете Земля (законов природы).
(Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки). Организация проведения осенних фенологических наблюдений.
Готовить «Календарь природы». Учебник, теллурий. Учебник §4. Дневник следопыта-географа. 3(6)
Движение Земли по околосолнечной орбите. 1 Урок-практикум Понимать причины фенологических явлений.
Использовать приобретённые знания и умения для проведения фенологических наблюдений.
Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года.
Организовывать фенологические наблюдения.
Фиксировать свои наблюдения для сравнения и установления зависимости между изменениями погоды и
состоянием неживой и живой природы (растительного и животного мира), занятия человеком. Вести наблюдения за изменениями компонентов погоды в зависимости от времени суток и года. Самостоятельно осуществлять наблюдение и делать необходимые записи в «Календаре природы», формулировать вопросы взрослым для уточнений.
(Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.) Организация проведения осенних фенологических наблюдений.
Готовить «Календарь природы». Учебник, теллурий. Учебник §4. Дневник следопыта-географа. 4(7) Суточное вращение Земли. 1 Изучение нового материала. Использовать понятия «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор» для решения учебных задач по изучению географических следствий вращения Земли вокруг своей оси.
Наблюдать действующую модель движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси и движения по орбите. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Изучать действие модели «Земля-Луна -Солнце». Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.
Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли.
Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».
Находить дополнительную информацию о полярном дне и полярной ночи. Составлять
(Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности). Изучать модель «Земля — Луна — Солнце».
Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.
Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли. Учебник, теллурий, глобус. Учебник § 5. Дневник следопыта-географа. Раздел 3. Геосферы Земли (25 ч).
Литосфера (8 ч) 1(8)
Слои «твёрдой» Земли. 1
Введения в тему и изуче-ние новых знаний Объяснять признаки понятий: литосфера, земная кора, Использовать понятия земная кора, ядро, мантия для решения учебных задач по созданию модели внутреннего
строения Земли.
Сравнивать слои «твердой Земли» по различным параметрам.
Называть способы изучения земных глубин.
Создавать модель «твёрдой» Земли для решения задач .Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях в слоях Земли. Создавать модель «твёрдой» Земли для решения задач .Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях в слоях Земли.
Целеполаганию, планировать пути достижения целей.
Строить логическое рассуждение о слоях Земли по представленной информации. Будут сфор-мированы мировоззрен-ческие знания о строении Земли и взаимосвязи между эле-ментами ли-тосферы и историей ее формирования. Будет сформирован познавательный интерес к изучению прошлого, настоящего и будущего планеты Земля. Строить модель «твёрдой» Земли. Учебник, табл. «Строение Земли».
Учебник § 6. Дневник следопыта-географа. 2(9)
Вулканы Земли.
1 Изучение новых знаний и умений Выделять и объяснять признаки понятий: вулкан, магма, лава, кратер, желоб.
Понимать причины возникновения вулканов. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца
Описывать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами.
Обозначать на карте действующие вулканы.
Давать определение понятиям «вулкан».
Выделять описывать и объяснять существенные признаки вулканов.
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов вулканизма.
Отображать в речи содержание совершаемых действий. Будут сформированы знания о вулканах России. Будут сформированы правила без-опасного поведения при извержении вулканов, опыт рефлексивно-оценочной деятельнсти. Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит.
Определять положение Тихоокеанского огненного кольца.
Обозначать на схеме действующие вулканы. Учебник, видеофрагмент. Учебник § 7. Дневник следопыта-географа. Везувий,Гекла,Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна 3(10) Из чего состоит земная кора.
1 Изучение новых знаний и умений Выделять и объяснять признаки понятий: минералы, горные породы.
Использовать приобретённые знания и умения для определения горных пород.
Объяснять разную толщину земной коры на основе анализа строения земной коры.
Проводить самостоятельный поиск горных пород своей местности. Использовать понятия земная кора, минералы, горные породы для решения учебных задач по изучению внутреннего строения Земли.
Определять зависимость прочности земной коры от количества ее слоев.
Самостоятельно формулировать вопросы взрослым для уточнений. Будет форми-роваться ответ-ственное от-ношение к уче-нию, готов-ность и спо-собность обу-чающихся к саморазвитию и самообразо-ванию на осно-ве мотивации к обучению и познанию. Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.
Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов. Учебник, коллекция горных пород. Учебник § 8. Дневник следопыта-географа. 4(11) Из чего состоит земная кора. 1 Применения полученных знаний Применять поученные знания в повседневной жизни (в природе, на даче).
Составлять коллекцию горных пород и минералов. Выявлять зависимость залегания горных пород от местности.
Отбирать информацию из различных источников
Составлять рассказ по плану о горных породах и минералах своей местности.
Составлять коллекцию горных пород своей местности.
Уметь вести самостоятельный поиск и организовывать свою деятельность по составлению «Дневника
географа - следопыта». Будет разви-ваться ком-муникативная компетент-ность в общении и со-трудничестве со сверстни-ками в про-цессе учебно-исследова-тельской дея-тельности. Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.
Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов. Учебник, коллекция горных пород. Учебник § 8. Дневник следопыта-географа. 5(12) Строение земной коры. Землетрясения. 1 Изучение нозучение но-и-тосферы и ис-ли.
вых знаний и умений Выделять, описывать и объяснять существенные признаки землетрясений.
Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт, для оценки интенсивности землетрясений.
Наблюдать за работой сейсмографа. Овладеть навыками работы с таблицей и шкалой баллов землетрясений.
Составлять и анализировать таблицу «Шкала землетрясений».
Будет сформи-ровано знание поведения в чрезвычайной ситуации - при землетрясе-нии. Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы. Учебник, видеофрагмент. Учебник § 9. Дневник следопыта-географа. 6(13) Рельеф земной поверхности. 1 Изучение новых знаний и умений. Объяснять существенные признаки понятий: рельеф, горы, равнины.
Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа
Сравнивать различные формы рельефа. Планировать свою деятельность по проведению практической работы (в том числе в группе).
Определять зависимость формы рельефа от строения земной коры. Будет разви-ваться чув-ство гордо-сти за при-родное наследие своей Роди-ны и края (горы и рав-нины), от-ражение их величия в художе-ственных и музыкаль-ных произ-ведениях. Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности Учебник, физическая карта полушарий. Учебник § 10. Дневник следопыта-географа. 7(14) Рельеф земной поверхности. 1 Применение по-лученных знаний и спосо бов действий. Использовать понятия рельеф, относительная высота для решения учебных задач по определению на местности относительных высот точек земной поверхности.
Определять относительную высоту холма с помощью нивелира. Умение работать в группе и распределению обязанностей по определению высоты холма.
Использование измерений геодезии в других науках. Будет разви-ваться чувство гордости за при-родное наследие своей Родины и края (горы и рав-нины), отражение их величия в художе-ственных и музыкальных произведениях. Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности. Учебник, физическая карта полушарий, нивелир. Учебник § 10. Дневник следопыта-географа. 8(15) Человек и литосфера. 1 Систематизации и обобще-ния получен-ных знаний. Правила поведения при опасных природных явлениях в литосфере.
Устанавливать значение полезных ископаемых в жизни человека.
Отбирать источники географической информации для объяснения происхождения географических названий гор и равнин. Самостоятельное приобретение знаний из разных источников информации
Находить дополнительную информацию о жизни человека в горах и на равнинах. Будет разви-ваться опыт творческой деятельнос ти при работе по составлению раздела топоними-ческого словаря. Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.
Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы. Учебник § 11. Дневник следопыта-географа. Атмосфера (4 ч) 1(16)
Воздушная оболочка Земли.
1
Вводный урок.
объяснять существенные признаки понятия «атмосфера»
измерять атмосферное давление
использовать понятие «атмосфера» для решения учебных задач
изготавливать самодельный барометр проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления. выделять существенные признаки понятия,
ориентироваться в учебнике и находить ответ на поставленный вопрос
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
анализировать информацию (текстовую и иллюстративную, в том числе видео) для подготовки ответа на вопрос
составлять определение понятия.
Развитие умения фиксировать проводимые наблюдения в письменном описании результатов
развитие умения работать индивидуально и в группе.
Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.
Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром.
Учебник, табл. «строение Атмосферы», видеофрагмент.
Учебник § 12. Дневник следопыта-географа.
2(17)
Погода и метеорологические наблюдения. 1
Изучение новых знаний.
объяснять существенные признаки понятия «погода», «ветер», «атмосферные осадки»,
проводить измерения направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самостоятельными приборами
подготавливать «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самостоятельными приборами.
организовывать метеорологические наблюдения.
соотносить свои действия с планируемыми результатамиорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
составлять определение понятиям, создавать обобщения. Развитие коммуникативной компетентности в об-щении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при построении и демонстрации действия модели.
Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами.
Учебник, барометр, модели флюгера, дождемератермометра.
Учебник § 13. Дневник следопыта-географа.
3(18)
Погода и метеорологические наблюдения. 1 Овладения практическими уме-ниями. Использовать понятия «ат-мосфера», «ветер», «атмо-сферные осадки», «погода», «климат» для решения учебных задач по созданию самодельных метеорологических измерителей, определению суточной температуры воздуха
изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр)
Использовать метеорологические приборы (барометр, термометр, осадкомер, анемометр) для наблюдения за погодой, состоянием воздуха своей местности. Ориентироваться в учебнике и находить ответ на поставленный вопрос
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
пользоваться приборами и инструментами
создавать модели для решения учебных и познавательных задач.
Развитие умения фиксировать проводимые наблюдения в письменном описании результатов развитие умения работать индивидуально и в группе.
развитие умения работать индиви-дуально и в группе. Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами. Учебник, барометр, модели флюгера, дождемератермометра. Учебник § 13. Дневник следопыта-географа. 4(19) Человек и атмосфера. 1 Обобщения и систематизации полученных знаний. Составлять описание ре-зультатов наблюдений фактической погоды и будущего со-стояния атмосферы.
проводить самостоятельный поиск географической ин-формации о погоде своей местности из разных приводить примеры редких явлений в атмосфере, стихийных природных бедствий в атмосфере.
различать географические явления и правильно называть их
учитывать фенологические изменения в природе своей местности
приводить примеры возможных действий в чрезвычайных ситуациях
проводить оценки прогноза, со-ставленного по народным при-метам, в мае источников.
Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
находить дополнительную информацию об опасных и редких явлениях в атмосфере.
создавать обобщающую схему. Развитие умения соблюдать правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здо-ровью людей. Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.
Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс). Учебник. Учебник § 14. Дневник следопыта-географа. Водная оболочка Земли (7 ч). 1(20) Вода на Земле.
1
Изучение новых знаний.
Объяснять существенные признаки понятия «гидросфера»,
использовать понятие «гидросфера» для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера,
отбирать источники географической информации для составления описаний океанов, для объяснения происхождения географических названий океанов,
выделять описывать и объяснять существенные признаки воды.
Умение определять понятия;
-умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств;
устанавливать причинно- следственные связи и делать выводы;
умение организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками
анализировать информацию (текстовую и иллюстративную, в том числе видео) для подготовки ответа на вопрос;
использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей;
составлять определение понятиям, создавать общения.
Осознание роли круговорота воды в природе;
понимание роли воды в повседневной жизни и деятельности человека. Изучать и описывать свойства воды.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды. Учебник, видеофрагмент, табл. «Мировой круговорот воды».
Учебник §15. Дневник следопыта-географа.
2(21) Вода на Земле. 1 Урок-практикум Объяснять существенные признаки понятия «гидросфера»,
использовать понятие «гидросфера» для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера,
отбирать источники географической информации для составления описаний океанов, для объяснения происхождения географических названий океанов,
выделять описывать и объяснять существенные признаки воды. Умение определять понятия; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств; устанавливать причинно- следственные связи и делать выводы; умение организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками анализи ровать информацию (текстовую и иллюстративную, в том числе видео) для подготовки ответа на вопрос; использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей;
-составлять определение понятиям, создавать общения Осознание роли круговорота воды в природе; понимание роли воды в повседневной жизни и деятельности человека . Изучать и описывать свойства воды.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды. Учебник, видеофрагмент, табл. «Мировой круговорот воды». Учебник § 15. Дневник следопыта-географа. 3(22)
Мировой океан — главная часть гидросферы. 1 Изучение новых знаний. Объяснять существенные признаки понятия «океан»,
отбирать источники географической информации для составления описания океанов, объяснения происхождения географических названий океанов и морей,
составлять описание океанов их географического положения,
использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для выделения частей Мирового океана,
проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников,
определять и использовать способы запоминания
названий географических объектов
проводить по разным источникам исследования гидронимов,
создавать игру «Знатоки морских названий»,
создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы. Умение определять понятия; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств; устанавливать причинно- следственные связи и делать выводы; умение организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками
создавать модели для решения учебных и познавательных задач;
организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Понимание специфических свойств мирового океана, его составных частей;
выделение географических особенностей природы мирового океана;
развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми при построении и демонстрации действия игры. Определять происхождение названий географических объектов.
Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.
Создавать игру «Знатоки морских названий».
Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы. Учебник, видеофрагмент, карта океанов. Учебник § 16. Дневник следопыта-географа. Моря: Чёрное,Балтийской,Средиземное,Красное,Охотское,Японское,Карибское 4(23)
Воды суши. Реки 1 Изучение новых знаний. Объяснять существенные признаки понятия «река»,
использовать понятие «река» для решения учебных задач, по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами,
приводить примеры равнинных и горных рек,
устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки,
отбирать источники географической информации для составления описания рек, объяснения происхождения географических названий рек,составлять описания рек их географического положения, использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, источников питания и режимов реки, проводить самостоятельный поиск географической информации о реках своей местности из разных источников, объяснять существенные признаки понятий «исток», «устье», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги и водопады»; сравнивать две реки (горную и равнинную по выбору). Умение определять понятия; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств;
устанавливать причинно- следственные связи и делать выводы;
умение организовать совместную деятельность со сверстниками;
умение создавать схемы «Воды суши» для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение
умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Развитие умения фиксировать проводимые наблюдения в письменном описании результатов;
развитие умения работать индивидуально и в группе;
осознание роли рек для природы и человека. Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек. Учебник, видеофрагмент «Реки России», «Река Волга». Учебник § 17. Дневник следопыта-географа. Реки: Нил,Амазонка,Миссисипи с Миссури,Конго,Енисей,Волга,Лна,Амур,Обь, Терек 5(24)
Озёра. Вода в «земных кладовых». 1 Изучение новых знаний. Использовать понятия для решения учебных задач по созданию модели родника, устанавливать взаимосвязи между составом горных пород и просачиванию воды, объяснять существенные признаки понятия «ледник», «айсберг», «подземные воды»,
создавать презентацию
« Строение ледника и его значение». Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью;
представление о здоровом образе жизне и социальном взаимодействии;
умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки природных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф
создавать модели для решения учебных и познавательных задач;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Осознание значимости водной оболочки для современного человека. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.
Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).
Создавать и работать с самодельной моделью родника. Учебник, видеофрагмент «Озёра России», «Озеро Байкал». Учебник § 18. Дневник следопыта-географа. Оз.Байкал,Ладожское,Аральское,Виктория,Танганьика,Верхнее,Онежское 6(25)
Озёра. Вода в «земных кладовых». 1 Урок-практикум Использовать понятия для решения учебных задач по созданию модели родника, устанавливать взаимосвязи между составом горных пород и просачиванию воды, объяснять существенные признаки понятия «ледник», «айсберг», «подземные воды»,
создавать презентацию
« Строение ледника и его значение». Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью;
представление о здоровом образе жизни и социальном взаимодействии;
умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки природных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф
создавать модели для решения учебных и познавательных задач;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Осознание значимости водной оболочки для современного человека. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.
Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).
Создавать и работать с самодельной моделью родника. Учебник, видеофрагмент «Озёра России», «Озеро Байкал». Учебник § 18. Дневник следопыта-географа. 7(26) Человек и гидросфера 1 Обобщения и систематизации полученных знаний. Приводить примеры стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, проводить самостоятельный поиск географической информации о чрезвычайных ситуациях своей местности из разных источников. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Понимание роли водной оболочки для человека и природы. Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы.
Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы. Учебник, видеофрагмент. Учебник §19. Дневник следопыта-географа. Биосфера (6 ч) 1(27)
Оболочка жизни. 1
Изучение новых знаний.
Объяснять существенные признаки понятия «биосфера»,
использовать понятие «биосфера» для решения учебных задач . овладение умениями устанавливать связь между развитием биосферы и экологическими проблемами человечества;
самостоятельно находить информацию грамотно оформлять полученные результаты;
анализировать и использовать информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение ; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение планирования и регуляции своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ;формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов.
Учебник, видеофрагмент.
Учебник § 20. Дневник следопыта-географа.
2(28)
Жизнь в тропическом поясе. 1 Изучение новых знаний. Объяснять существенные признаки тропического пояса,отбирать источники географической информации для составления описания влажных экваториальных лесов, саванн, тропических пустынь, объяснение разнообразия жизни на Земле, использовать приобретенные знания и умения,проводить самостоятель ный поиск географической информации о тропическом поясе, определять и использовать способы запоминания названий географических объектов Способность к самостоя тельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью;представление о здоровом образе жизне и социальном взаимодействии; умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки природных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружаю щей среды как сферы жизнедеятельности;
создавать модели для решения учебных и познавательных задач;организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Развитие умения фиксировать проводимые наблюдения в письменном описании результатов;
развитие умения работать индивидуально и в группе;
осознание роли рек для природы и человека. Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.
Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания. Учебник, видеофрагмент. Учебник § 21. Дневник следопыта-географа. 3(29) Растительный и животный мир умеренных поясов. 1 Изучение новых знаний. Объяснять существенные признаки умеренного пояса, отбирать источники географической информации для составления описания степей, лиственных лесов умеренных широт, тайги; объяснение разнообразия жизни на Земле, использовать приобретенные знания и умения, проводить самостоятель ный поиск географической информации о тропическом поясе, определять и использовать способы запоминания названий географических объектов Способность к самостоя тельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью;представление о здоровом образе жизне и социальном взаимодействии; умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки природных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружаю щей среды как сферы жизнедеятельности;
создавать модели для решения учебных и познавательных задач;организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Развитие умения фиксировать проводимые наблюдения в письменном описании результатов;
развитие умения работать индивидуально и в группе;
осознание роли рек для природы и человека. Создавать игры биогеографического содержания. Учебник, видеофрагмент. Учебник §22. Дневник следопыта-географа. 4(30) Жизнь в полярных поясах и в океане. 1 Изучение новых знаний. Объяснять существенные признаки полярного пояса, отбирать источники географической информации для составления описания тундры, арктических и антарктических пустынь, объяснение разнообразия жизни на Земле и условии жизни в океане, использовать приобретенные знания и умения, проводить самостоятель ный поиск географической информации о тропическом поясе, определять и использовать способы запоминания названий географических объектов Способность к самостоя тельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью; представление о здоровом образе жизни и социальном взаимодействии; умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки природных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружаю щей среды как сферы жизнедеятельности;
создавать модели для решения учебных и познавательных задач ; организовывать учебное сотрудничество и совмес тную дея тельность с учителем и сверстниками. Развитие умения фиксировать проводимые наблюдения в письменном описании результатов;
развитие умения работать индивидуально и в группе;
осознание роли рек для природы и человека. Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».
Работать с определителем морских животных. Учебник, видеофрагмент. Учебник §23. Дневник следопыта-географа. 5(31) Природная среда. Охрана природы.
1 Изучение новых знаний. Объяснять существенные признаки понятий «природная среда», использовать понятий заповедники и особо охраняемые природные территории для решения учебных задач, приводить примеры природной окружающей среды и искусственной среды, отбирать источники географической информации для составления описания природных зон , использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, проводить самостоятельный поиск географической информации о заповедниках своей местности из разных источников. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждени; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Понимание роли биосферы для человека. Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.
Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.
Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы. Учебник, видеофрагмент. Учебник § 24. Дневник следопыта-географа. 6(32) Природная среда. Охрана природы.
1 Обобщения и систематизации полученных знаний. Объяснять существенные признаки понятий «природная среда», использовать понятий заповедники и особо охраняемые природные территории для решения учебных задач, приводить примеры природной окружающей среды и искусственной среды, отбирать источники географической информации для составления описания природных зон , использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, проводить самостоятельный поиск географической информации о заповедниках своей местности из разных источников. Способность к самостоя тельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью;представление о здоровом образе жизне и социальном взаимодействии; умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки природных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружаю щей среды как сферы жизнедеятельности;создавать модели для решения учебных и познавательных задач; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Понимание роли биосферы для человека. Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.
Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.
Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы. Учебник, видеофрагмент. Учебник § 24. Дневник следопыта-географа. 33 Урок обобщения по разделу «Геосферы Земли».
1 Обобщения и систематизации полученных знаний. 34 Урок обобщения по курсу «Начальный
курс географии». 1 Обобщения и систематизации полученных знаний. 8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Литература для ученика .Учебно-методический комплекс (УМК):
География. Начальный курс.5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Летягин. М.: Вентана – Граф. 2012.
География. 5 класс. Дневник географа следопыта ( Рабочая тетрадь). Автор А.А. Летягин. М.: Вентана – Граф. 2013.
Атлас. Начальный курс географии 5 класс с комплектом контурных карт. Автор А.А. Летягин. М.: Вентана – Граф. 2013.
Литература для учителя.
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, ченияобеспечивающего реализацию рабочей программы:
География: программа: 5- 9 классы./ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. М.: Вентана – Граф. 2013.
География. Начальный курс.5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Летягин. М.: Вентана – Граф. 2013.
География. 5 класс. Дневник географа следопыта ( Рабочая тетрадь). Автор А.А. Летягин. М.: Вентана – Граф. 2013.
Атлас. Начальный курс географии 5 класс с комплектом контурных карт. Автор А.А. Летягин. М.: Вентана – Граф. 2013.
5.Перечень Интернет-ресурсов: http://www.youtube.com / ; http://www.openclass.ru/node; my-geography.ru;
Средства обучения:
•медиатека,
•Интернет,
•комплект географических карт и тематических таблиц по всем разделам школьного курса географии;
•комплект портретов выдающихся географов и путешественников;
•учебно-методическая, справочно-информационная литература:
Темы проектов. 5 класс
1) Действующие вулканы мира.
2) Природное наследие ЮНЕСКО на территории мира и России.
3) Народные приметы о погоде в жизни современного человека..4)Проектирование фотоколлажа «Реки мира», «Водопады мира».