Конспект урока на тему «КРАСОТА ДУШИ»


Урок по курсу «Русский характер - русская душа»
Афанасьева Г. Н. преподаватель
русского языка и литературы
Тема «Красота души»
Цель урока: дать учащимся первые представления о том, что есть в основе
курса «Русский характер – русская душа», зажечь в душах ребят
огонек доброты, милосердия, чуткости, внимания, справедливости.
Задачи: создать на уроке такую обстановку, чтобы у ребят возникло чувство
общности с другими людьми, осмысление человеческой жизни, в том числе и своей;
- пробуждать нравственно – эстетические чувства в детях, опираясь на их жизненный опыт;
- особое внимание придавать воспитанию общечеловеческих нравственных духовных ценностей;
- способствовать развитию у учащихся устойчивого интереса к чтения художественной литературы, углубление личностного восприятия и осознания произведения;
- заставить зазвучать русскую тему, русские струны в душах наших учеников.
Оборудование:1. Рассказ В.Белова «Скворцы»
2. Тетради.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
3.Слово учителя:
- хочу предупредить, что у нас сегодня не урок литературы, хотя на партах лежат именно учебники литературы, и не классный час, хотя нам сегодня предстоит очень много беседовать, размышлять , рассуждать. Что же тогда? Давайте назовем сегодняшний урок – введение в предмет. Этот предмет существует в нашей школе с 1997 года. Что это за предмет, узнаете чуть позже. Следите за моей речью… Какие слова я чаще всего буду произносить, выделять голосом, делать логические ударения.
В центре нашего внимания будет рассказ Василия Белова «Скворцы», обладающий огромным эмоциональным зарядом, еще этот рассказ можно назвать хлебом насущным для наших очерствевших от нелегкой жизни душ. Сегодня мы будем работать с этим рассказом, уходить от него и снова возвращаться.
- Давайте познакомимся с героями этого рассказа. С чего обычно начинается знакомство? (с имени)
ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ ИМЯ
- Как же зовут нашего героя?
- Почему Павлуня? Какие еще есть варианты этого имени?
(Паша, Павел, Пашка, Павлик, Паха и т.д.)
- Что же значит это имя?
(работа со словарем имени)
- Оправдано ли это имя в рассказе?
- Докажите текстом.
- Чем заняты окружающие?
Мать хлопочет по дому, моет, чистит;
Отец – ремонт трактора, скворечник
- Почему так много хлопот?
Весна
- Давайте проследим её приход.
Работа с текстом: небо
ВзаправдашняяВесна Земля
Сосульки
Стр. 115
Свет
- А чем, как вы думаете, заняты сверстники Павлуни?
- А что же Павлуня?
Он прикован к постели, значит для него ничего этого нет. И вот однажды в его
жизни появились скворцы.
Текст: «Павлуня посмотрел в окно и обомлел. На грядах и не вытаявшем лужке прыгали скворцы…»
Слово учителя: Они единственная отрада маленького мальчика. Он живет их жизнью. Засыпает и просыпается с мыслью о своих друзьях. У него нет тех развлечений, которые занимают других ребятишек. Чаще всего он один со своими мыслями. А здесь жизнь – пусть скворечная, но жизнь!
- А не пора ли нам поговорить а Павлуне, как о человеке. Какой он? Что вы узнали о нем из текста?
Запись на доске:
Добрый
Богатый внутренний мир – небо, самовар.
Мечтатель
Сильный духом
- о характере человека судят, ребята, по поступкам. Способен ли Павлуня на поступок? Расскажите.
Поступок, т.е. действие, что делает.
Давайте проследим, как совершает свой подвиг Павлуня.
Текст стр. 117
Вывод: т.е. забыв о себе, встает, пытается идти, спасти, помочь- Каким словом мы назовем поступок, когда человек забывает о себе ради других?
Подвиг
- Но ему уже 7 лет? Можно ли совершить подвиг в 7 лет?
Ответы: да, конечно, можно, если у него есть характер, если у него такой характер.
Как думаете, а что влияет на формирование характера?
Запись в тетради:
- коллектив (его нет)
- быт семьи + (игрушек нет, валенок нет…)
- друзья (нет их)
- прочитанные книги (нет их)
- родители +
Что можно сказать о родителях Павлуни?
Труженики
- Как мальчик к ним относится?
Жалеет (Эх, папка, папка…)
Понимает
- А родители?
(голубчик, Павлуня, советуются,разговаривают как со взрослым,
доверительные отношения)
- Почему же отец обманул мальчика?
- А могут ли дети давать уроки родителям? Примеры. (И.Северянин«В парке плакала девочка» Поступок отца- простил…)
- Может ли отец гордиться своим сыном?
- А вы бы хотели?
-А какой характер у вас?
Игра «Волшебный луч»
Приглашается к доске любой ученик, садится на стул: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства. Ребята называют только положительные качества, стороны личности (умный, добрый, нежный), поведенческие характеристики (помогает, дает), черты характера и т.д.Такая игра помогает ученику приобрести уверенность в себе, помогает осознать себя как носителя достоинств, изменяется его положение в классе, смягчает психологический климат в коллективе.
Играть можно сколько угодно, учитывая время и активность ребят.
- Вот вы сейчас говорили «красивый», «симпатичный» и т.д., а почему В.Белов не рисует внешность Павлуни?
Худенький почему эта слабость не остановила мальчика?
Слабенький
Хрупкий
Стр. 78-79
Он думал о другой жизни, тоже слабой, тоже хрупкой.
Запись на доске, составленная в ходе беседы
Имя.
Добрый
Мечтатель
Сильный духом Характер Душа
Богатый внутренний мир
Самоотверженный
Поступок
- Что хотел сказать автор своим рассказом?
Слово учителя:
Жизнь хрупка, мир души маленького человека, особенно маленького, так топок, что требует крайне бережного к себе отношения. Но сила духа может быть намного сильнее, больше силы физической. Она-то и способна творить чудеса. Мы живем в том мире, который создаем для себя сами. Он может быть добр и ласков, если мы сами полны доброты, а может быть груб и жесток, полон зависти, обид, если наша душа больна.
Посмотрите вокруг себя: сколько можно увидеть людей, которые нуждаются в вашей любви, жалости, понимании. Будьте добрее, и ваша жизнь станет светлее.
- А чем мы можем поддержать Павлуню? (Написать письмо, послать книги, пригласить в гости, собрать деньги на лечение и т.д.)
- Так как же называется предмет, который позволит нам стать лучше, добрее, позволит многое-многое узнать о характере русского человека, и о твоем характере, в том числе, предмет, который будет учить вас любить
понимать
помогать
сострадать
принимать
открывается запись:
Русский характер – русская душа