Методический семинар Развитие математической речи младших школьников











Развитие математической речи младших школьников

















Шестакова Наталья Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ п. Омсукчан»
"Основные цели начального курса математики – ...дать начальное математическое развитие, включающее в себя... развитую математическую речь и память".
(из Программы начальных классов, 1-4, "Просвещение",1994г.)
Почему среди прочих целей математического образования, пусть далеко не на первом месте, но говорится о развитии речи? Я считаю, это следствие того, что математикой воспитываются и такие качества как точность, четкость и ясность речи и ума. Способность четко и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому.
В современных условиях, когда объем необходимой человеку и обществу информации быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определенного количества знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке информации. Одно из решающих условий этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека. Поскольку средством обучения и источником необходимой информации, прежде всего, является речь, то основной перечень общеучебных умений непосредственно соотносится с формированием у учащихся навыков различных видов речи.
Учебный процесс подразумевает развитие речи на всех уроках, в том числе и на уроках математики. Но математический язык кардинально отличается от естественного языка. При изучении математики особую важность играет умение логически мыслить и правильно рассуждать. Таким образом, речевая деятельность учителя должна носить информационно познавательный, коммуникативный, стимулирующий характер, постоянно и целенаправленно способствовать речевому развитию младшего школьника.
Развитию речи учащихся постоянно уделялось внимание в методических исследованиях по различным школьным дисциплинам. Этими вопросами занимались, например, Т.А.Ладыженская, (русский язык), М.Р.Львов, (начальные классы) и многие другие авторы методик.
На важность и специфику развития мышления и речи при обучении математике неоднократно указывали А.Я.Хинчин, Б.В.Гнеденко, И.А.Гибш, М.В.Потоцкий и другие.
Для овладения математическими знаниями существенно важно не только хорошее владение обычной речью, но и математической терминологией, символикой. Понимание математического материала находит внешнее выражение в правильной, хорошо развитой (устной и письменной) математической речи.
Анализ устных и письменных ответов учащихся на уроках математики свидетельствует о том, что во многих случаях ученики не умеют излагать свои мысли связно, грамотно, ясно и логично, грамматически неверно строят предложения, не умеют правильно оформлять записи, чертежи, схемы, допускают много ошибок, неточностей в написании и произнесении математических терминов.
Для организации работы по развитию математической речи я разработала систему упражнений, направленных на развитие устной и письменной математической речи учащихся. Использую упражнения из учебника по математике или подбираю дополнительные упражнения. Это органично вписывается в учебный процесс и дает заметный развивающий эффект.
Задания изменяю таким образом, что цель задания сохранена, но его вид или формулировка направлены на максимальное участие речи детей при выполнении данного задания.
Слайд
Все предлагаемые упражнения дифференцирую по следующим темам:
Работа с числовыми выражениями.
Работа с условием задачи.
Работа с геометрическим материалом (исходя из требований программы).
Работа с числовыми выражениями.
Работе с числовыми выражениями уделяю особое внимание.
Рассмотрим примеры основных видов заданий, которые использую в процессе обучения.

слайд



1. – Прочитайте по-разному.
 
а). 2+3
- два плюс три
- к двум прибавить три
- два прибавить к трем
- сложить два и три
- сумма двух и трех
- два увеличить на три
- на три больше, чем два
- слагаемые два и три
 
б) 5-3
- пять минус три
- от пяти вычесть три
- три вычесть из пяти
- разность пяти и трех
- пять уменьшили на три
- на три меньше, чем пять
- уменьшаемое пять, вычитаемое три


Такой вид заданий, как чтение числовых выражений разными способами способствует более интенсивному развитию звуковой стороны речи и обогащению словарного запаса учащихся; формированию правильного произношения и употребления математических терминов (их понимание и умение объяснить значение этих терминов); формированию умения составлять связное высказывание, а также усвоению правильного написания математических терминов при работе по соотнесению словесной записи числовых выражений и знаковой.
слайд
2. Подберите слова из обиходной речи, в которых скрыто действие:
сложение (увеличение)
вычитание (уменьшение)

добавили
убавили

пришли
ушли

приехали
уехали

влили
отлили

связали
развязали

выросли
завяли

вернулись
сорвали

привезли
вышли

доложили
увезли

Работа с этим словарем позволяет с математической точки зрения уточнить смысл тех или иных приставок, а с другой стороны, стимулирует осознанное освоение математических операций через образы родного языка.
слайд
3. Соотнесение словесной записи числовых выражений и знаковой и
нахождение их значения.
При работе с предложенными заданиями, слежу за правильным произношением числительных, рациональным порядком слов в высказывании, возможностью перестановки слов без ущерба для смысла высказывания, использованием математических законов для разнообразия формулировок. Это же содержание предлагается учащимся и в обратном виде: "Запишите высказывание (предложение) в виде математического выражения".

6+6
13-6

14-5
5+8

7+4
12-3

9+2
4+9

Учащиеся должны найти значение только тех числовых выражений, которые будут указаны на доске или на карточке и которые соответствуют знаковым записям. Обращается внимание учащихся на то, что не все записи будут использованы.
Из четырнадцати вычесть пять.
Девять прибавить к четырём.
К четырём прибавить восемь.
Двенадцать минус шесть.
Три вычесть из восьми.
Три вычесть из двенадцати.
Семь плюс четыре.
слайд

4. Прочитайте словесные формулировки числовых выражений. Запишите их с помощью цифр и знаков действий и найдите их значения.
К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два.
К девяти прибавить один, а затем из суммы вычесть один.
Из семи вычесть четыре, а затем к разности прибавить четыре.
Из шести вычесть три, а затем к разности прибавить шесть.
Предлагаю эти упражнения с использованием игровых форм. Мы эти игры называли "Переводчик", т.к. действительно осуществляли перевод с математического языка на обиходный и наоборот.

Работа по этому заданию начинается с чтения предложений. Потом дети записывают их с помощью цифр и знаков действий и решают.
Слайд
Следующее упражнение способствует умению правильно проговаривать числительные, развивает логическое мышление.
5. Верно ли, что:
Двенадцать больше трёх на девять;
с восьми часов утра до пятнадцати часов того же дня прошло шесть часов;
сумма семи и восьми равна шестнадцать;
шестнадцать меньше семи на девять;
самое маленькое число один?
Я предлагаю детям прочитать данные предложения (высказывания),а затем записать их (высказывания) с помощью цифр и знаков действий. После того как составлены выражения, выполняется проверка.
слайд
6. Следующее упражнение «Сюрпризный конверт»
11-9
12-8
16-7

8+7
5+6
9+4

Прошу учащихся
· записать данные числовые выражения в тетрадь и найти их значения. Затем из «сюрпризного конверта» дети достают карточку со словесными формулировками данных числовых выражений. Им необходимо отметить знаком «+» те формулировки, которые соответствуют данным числовым выражениям:
Из одиннадцати вычесть девять.
Сумма чисел восьми и семи.
Первое слагаемое двенадцать второе слагаемое восемь.
Число пять увеличить на шесть.
Число шестнадцать уменьшить на семь.
Четыре увеличить на девять.

Работа с условием задачи.
слайд
Использую следующие формы работы с условием задачи, такие как:
Составление вопроса или вопросов к условию задачи.
Составление текста задачи по рисунку.
Восстановление задачи из так называемого «деформированного» текста.
Полагаю, что такие формы работы с условием задачи нужно использовать как можно чаще. Такие упражнения могут быть полезны для развития связной речи. Рассмотрим несколько примеров работы с условием задачи.
Такой вид заданий, как составление вопросов к условию задачи предполагает две формы работы:
1. Составить вопрос, уже обозначенный словом «сколько».
Коля набрал в шахматном турнире 5 очков, а Серёжа на 3 очка больше Коли. Сколько очков набрали оба мальчика? Сколько очков набрал Серёжа? На какой из этих вопросов легче ответить и почему?
Данное задание предполагает разбор и выбор решения задачи в зависимости от поставленного вопроса.
Предлагаю условие задачи , а вместо слов в вопросе стоит многоточие.
слайд
Задача. Коля набрал в шахматном турнире 5 очков, а Серёжа на 3 очка больше Коли. Сколько?
Учащимся предлагается прочитать задачу и самим придумать вопрос к данному условию. Вопросы, которые предлагают дети, записываются на доске. Затем производится сравнение и анализ поставленных вопросов.
Так как вопросы могут быть определены, не в том порядке как решается задача, то необходимо отметить последовательность вопросов и принятие решения. Чтобы выяснить данную последовательность проводится анализ каждого из вопросов.
Вопрос: «Сколько очков набрали оба мальчика?» Выясняется у учащихся, что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос (сколько очков набрал каждый из них). Если что-то из нужных данных неизвестно, значит, на вопрос нет возможности ответить сразу. Следовательно, этот вопрос не может быть первым.
Вопрос: «Сколько очков набрал Серёжа?» Работа аналогичная. Здесь выясняется, что сразу ответить на этот вопрос можно, нужно только выполнить необходимое действие. Следовательно, этот вопрос будет первым.
слайд
2. Составить вопросы, но дано только условие.
Например.
Задача. Папа нашёл в лесу 6 маслят, а подосиновиков 8. Придумай вопросы к данной задаче.
Вопросы, которые предлагают ученики, записываются на доске, с целью последующего возвращения к ним и перечитывания.
Если условие задачи позволяет поставить несколько вопросов, то обязательно проводится сравнение способов решения задачи. Так как вопросы могут быть составлены, не в том порядке, в каком решается задача, то необходимо отметить последовательность действий.
Пример: 1. Сколько всего грибов нашел папа? 2. Насколько меньше нашел папа маслят, чем подосиновиков? 3. Насколько больше подосиновиков нашел папа, чем маслят?
слайд
Составление текста задачи по рисунку.
Детям демонстрируется рисунок и дается задание: «Составь и реши задачу». Если такая задача входит в содержание урока её необходимо решить.
слайд
Восстановление задачи из так называемого «деформированного» текста.
Например.
Задача. На вешалке висят шляпы и шапочки. Шляп - 9, а шапочек на 5 меньше, чем шляп. Сколько шапочек на вешалке? Сколько всего головных уборов на вешалке?
Можно разделить данный текст задачи на части и запишите их на доске.
-На вешалке висят
-Шляп – 9 штук
-Сколько шапочек на вешалке?
-а шапочек на 5 меньше, чем шляп.
-шляпы и шапочки
-Сколько всего головных уборов на вешалке?
Учащимся предлагается восстановить порядок предложений, а затем прочитать полученный текст. После того как задача прочитана, разбор задачи и её решение проводится как обычно.

Хорошо развивает математическую речь и
Работа с геометрическим материалом.
слайд
В 1 классе геометрический материал представлен не так широко, как в последующие годы обучения, но он достаточно разнообразен. Представленные задания направлены на обогащение словарного запаса ученика. Работа с геометрическими фигурами проводится на уровне ознакомления и узнавания.


Предлагается учащимся внимательно рассмотреть орнамент; выяснить, из каких геометрических фигур он состоит; попросить учащихся сосчитать, сколько одинаковых фигур находится в орнаменте. После этого предлагается раскрасить орнамент.
слайд
Напиши названия фигур.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
слайд
Работа с названиями геометрических фигур. Расширить данное задание, можно подготовив названия фигур на карточках печатными буквами.
угол

прямая

кривая

четырехугольник

ломаная


На доске начерчены данные фигуры. Учащиеся должны сопоставить чертёж и название. Необходимо вспомнить, почему так называются фигуры или назвать отличительные признаки данных фигур. После этого можно записать названия фигур в тетрадь письменными буквами.
Во 2-4 классах при работе с геометрическими фигурами веду подготовку учащихся к изложению материала в форме монологической речи. Например, «Расскажи все, что ты знаешь об этой фигуре», даю задания на выявление умения изображать геометрические объекты на чертеже и при этом описывать свои действия в устной речи, а также задания на распознавание фигур.

Подводя итоги выше сказанного можно сделать вывод, что речь является основным средством обучения и источником необходимой информации. Логическая, чёткая, документальная, образная речь учащихся является одной из главных задач обучения. Чем активнее обучаемые совершенствуют свою речь, пополняют свой словарный запас, тем выше их уровень познавательных возможностей и культуры.
Именно на уроках математики учащиеся должны привыкать к краткой, чёткой, логически обоснованной речи. Именно в математике мы должны приучать к тому, что даже в обычной речи следует избегать слов и фраз, которые не несут смысловой нагрузки.
Математическая речь говорит об уникальности, универсальности математического языка, который предельно кратким, сжатым образом описывает окружающую действительность. Дети начинают понимать и принимать математику как мощный инструмент для освоения действительности, а не просто как набор действий, который может выполнить и машина.
Развитие речи будет происходить эффективно при определённой последовательной педагогической работе, в основе которой лежит логика усвоения речевого материала, его неоднократное восприятие, многократное воспроизведение, самостоятельное использование усвоенного материала в речевых ситуациях на всех уроках.
Требования к уровню развития математической речи учащихся начальных классов, перечень конкретных речевых умений по каждому классу в отдельности, которым овладевают ученики 1-4 классов, должны явиться основой в развитии математической речи учащихся среднего и старшего звена.










13PAGE 15


13PAGE 14815




Заголовок 1 Заголовок 715