Статья. Формирование личностных учебных действий (УУД) во внеурочной деятельности (из опыта работы)


Формирование личностных учебных действий (УУД)
во внеурочной деятельности
(из опыта работы)
Одна  из приоритетных задач начального образования — задача «научить учиться». Это значит, что школа   должна  научить  детей  способам учебной деятельности, которые  обеспечивают успешный процесс обучения. Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных), обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня является фундаментом для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна научить  соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,  моральными нормами. Научить осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. В своей статье я бы хотела рассказать об одном из аспектов формирования личностных УУД, сущность которых заключается не только в готовности  ребенка к обучению в школе, но и в осознании себя учеником. Ребенок должен научиться  понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивать события. При этом  ребенок учится выполнять разные социальные роли: ученик, одноклассник, пешеход, собеседник, гражданин и  другие. Одним из эффективных методов формирования личностных УУД играют внеклассные мероприятия. Для формирования личностных УУД во внеурочное время мне очень помогает сотрудничество с городским познавательно социально-психологическим журналом «ЛюБимый Жук», который является единственным серьезным авторским изданием для детей от 6 до 13 лет под редакцией автора и руководителя журнала Черкасовой Ирины Евгеньевны. Содержание журнала нацелено на развитие личности ребенка, формирование положительных жизненных ценностей, способствует выстраиванию позитивных взаимоотношений с ровесниками и родителями и на осознание самого себя.  В каждом номере журнала познавательная информация, тесты, практические советы, кроссворды, филворды и конкурсы. В журнале поднимаются вопросы мотивации достижения ребенка, развития силы воли и силы духа, формирования эмоциональной устойчивости, самоопределения, общения, дружбы.
Но самое главное, что дети являются не только читателями журнала, а так же авторами статей. Самые интересные высказывания детей на различные темы также опубликуются на страничках журнала. А сколько радости доставляет детям участие в конкурсах, которые предлагает автор журнала. Дети и их родители стараются поучаствовать во всех конкурсах, они получают огромное удовольствие, оттого что и как у них получается, а главный приз такого успеха - фото на обложке журнала. Так, ученики моего класса уже дважды были главным «лицом» журнала. Журнал дает возможность ребенку попробовать свои силы и в серьезных мероприятиях. Так, например, в апреле 2014 года в Екатеринбурге при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области прошел Международный форум «Культура и экология – основы устойчивого развития России» с интеграцией опыта европейских стран. Форум прошел в Уральском федеральном университете, где впервые были приглашены учащиеся начальной школы, организатором которой и стал журнал «ЛюБимый Жук». Дети не только получили массу интересной и познавательной информации, но и огромный опыт публичного выступления. В конце учебного года всех учащихся и учителей, активно сотрудничавших с журналом «Любимый Жук», приглашают в Свердловский Государственный Академический театр Музыкальной Комедии, где подводят итоги года. Происходит награждение учащихся, а учителям вручают диплом и кубок «Учитель - лидер » за высокую организацию воспитательного процесса и вклад в развитие духовно-нравственного потенциала детей.
Таким образом, наше сотрудничество с журналом не только создает оптимальные условия для формирования личностных УУД, но прививает любовь детей к чтению, учит детей трудиться, общаться и достигать успеха, быть инициативной и самостоятельной личностью. Я считаю, что формирование познавательных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное, в своей работе найти такие методы, позволяющие максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.
Я уверенна, что младший школьный возраст является благоприятным для формирования личностного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребенка приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования я и стараюсь создать оптимальные условия для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Одним из эффективных методов формирования УУД
Особую роль в формировании личностных УУД играютвнеклассные мероприятия.
К личностным УУД относятся:
 положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся,
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Как зажечь детей желанием учиться, читать книги, общаться, быть лидерами, достигать успехов  в спорте, учебе, творчестве? Как донести до детей важность каждой минуты, прожитой на Земле? Как научить детей трудиться, и уважать труд других людей? Что сегодня можно предложить ребенку взамен безграничному миру развлечений и потребления? Эти и многие другие вопросы волнуют автора и создателей журнала «ЛюБимый Жук». Ведь нам важно наше будущее и будущее наших детей.
и в рядах наших читателей многие дети, их родители и учителя нашего города. Художественное оформление журнала отвечает особенностям детского восприятия, способствует развитию эстетического вкуса ребенка.
Данный журнал может быть не только хорошим собеседником для ребенка, но и важным подспорьем в работе классного руководителя. А возможность увидеть опубликованными свои работы, безусловно, приносит радость не только детям, но и их родителям и учителям.
Сегодня тираж журнала составляет от 1 400 экземпляров, 6 выпусков в год, формат В5+, 64 полосы.
«ЛюБимый Жук» - это:
журнал;
Активное участие детей школ Екатеринбурга в создании журнала;
Обратная связь от учителей, родителей и детей на страницах журнала;
Реальные истории и имена на страницах журнала;
Конкурсы, проекты и выставки;
Организация детских мероприятий, форумов и конференций;
Участие детей в городских мероприятиях с проектами, выполненными в рамках журнала;
Ежегодный театрально-образовательный проект «Счастливые дети» совместно с Театром музкомедии, подведение итогов, вручение наград: ребенок-лидер, класс-лидер, учитель-лидер;
Клубная система – программа мероприятий на весь учебный год.
Мы открыты для сотрудничества, готовы поднимать и обсуждать на страницах журнала актуальные для наших читателей темы, привлекать специалистов, проводить специальные мероприятия. В журнале «Любимый жук» у каждого есть возможность сказать и быть услышанным.
Опыт работы с ребятами показал, что мы делаем нужное и важное дело, что сегодня есть потребность в таком формате информации, что детям нравится читать, учиться и творить.
Условием эффективного  формирования  личностных УУД  является   умение учителя видеть в ребенке различные стороны его личности – не только лишь недостатки, но также  его  положительные качества.
орые  и составляют основу «умения учиться».