Выступление из опыта работы по теме Формирование и оценка личностных УУД у младших школьников

Сабирзянова Гюзелия Галлямутдиновна,
учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП №1 г.Малмыжа Кировской области


ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Новые социальные запросы общества ставят перед школой необходимость создания условий, при которых в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться. Подчиняясь требованиям нового стандарта, в нашей школе разработана Основная общеобразовательная программа НОО; Программа формирования УУД; Программа духовно-нравственного развития, воспитания; рабочие программы по предметам и внеурочной деятельности, по которым мы определяем свою педагогическую деятельность и формируем саморазвивающуюся личность, то есть личность, желающую и умеющую учиться.
УУД разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
В своем выступлении поделюсь опытом формирования личностных универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия это три блока действий:
самоопределение: личностное, профессиональное, жизненное;
действие смыслообразования;
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Первый блок – личностное самоопределение. У своих школьников формирую как самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное,
что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера),
что я хочу (какие цели я ставлю),
что я могу (представление о своих возможностях),
что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую),
что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее заметные достижения).
Еще одним направлением в личностном самоопределении является действие, связанное с формированием идентичности личности. В нашей школе действует проект «Так закалялась сталь» направленный на формирование гендерной идентичности, который стал победителем на областном форуме. Начиная с 1 класса, мы с детьми говорим о том, к какой гендерной группе они относятся, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей, о внутренней позиции ученика. Проведенный мной классный час «Самый, самый» был направлен на развитие таких черт как смелость, воля, мужественность. А классный час «Улыбка маленькой леди» воспитывает нежность, скромность, аккуратность. Конкурсы к праздникам 23 февраля и 8 марта ярко показывают, как проявляется мужественность и женственность в моих детях.
На уроках и во внеурочной деятельности на кружке «Вятичи» формирую основы гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей малой Родины. В формировании социальной идентичности младшего школьника (роли сына, дочери, внука, брата и сестры) большое влияние оказывает семья. Проведение семейных праздников «Папа, мама, я – читающая семья», «Спортивная семья», праздников к 23 февраля и 8 марта, концерты ко Дню матери способствуют сближению родителей и школы.
Важным является и профессиональное самоопределение младшего школьника, ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Дети ориентируются на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Профессиональную ориентацию в начальной школе я осуществляю, приглашая родителей на классные часы, где они рассказывают о своей профессии, организую экскурсии на предприятия города. Все это предполагает жизненное самоопределение, построение жизненных планов на отдаленное или на ближайшее будущее: окончание школы, поступление в учебное заведение, приобретение профессии, построение семейной жизни.
Второй блок: смыслообразование – связан со смыслами учебной деятельности. Мои ученики задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и стараются находить ответ на него. Смысл и мотивы учения имеют решающую роль.
Для развития смыслообразования использую разные приемы мотивации школьников. Для определения уровня развития школьной мотивации с первоклассниками в октябре была проведена методика «Беседа о школе». С этой целью учащимся предлагалось ответить на разные вопросы о школе. Результаты опроса: нравится общаться в школе – 40%, ходят в школу по принуждению – 35%, имеют более высокий уровень сформированности учебной мотивации – 25%.
Чтобы детям было интересно, радостно от процесса обучения, придаю урокам эмоциональную окраску, вовлекаю в активную познавательную деятельность. Дети всегда ждут чего-то интересного, захватывающего, нового. Они хотят радоваться своим успехам и удачам товарищей. Часто на уроке использую элементы соревнования, ведь одна из удивительных особенностей соревновательной ситуации – мгновенный переход от эмоциональной взволнованности к стремлению действовать, добиваться успеха.
Третий блок – линия нравственного развития личности. Отношения нравственности и морали пронизывают школьную жизнь, учебную деятельность, отношения с учителями, со сверстниками. У младших школьников стремлюсь развить таких качества личности, как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведение и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Во время уроков, во внеурочной деятельности, на переменах в неформальной обстановке учу своих воспитанников оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе и отделять оценку поступка от оценки самого человека (не человек плохой, а плохо поступил)
В школьных учебниках, по которым мы учимся, в каждых разделах сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает моим ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения.
На уроках литературного чтения я формирую следующие личностные универсальные действия:
смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»;
самоопределение и самопознание на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений;
основы гражданской позиции путём знакомства с героическим историческим прошлым России.
На развитие личностных УУД направлены задания, которые я применяю в своей практаке: 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста (В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа).
В 1 классе при работе над произведениями А.Барто, Я.Акима и многих других у детей формируется школьная мотивация, личностная идентичность – роль брата или сестры, сына или дочери.
Многие тексты учебников по литературному чтению несут духовно-нравственный смысл («Старый дед и внучек», «Два товарища»), и, работая с ними, мы не можем пройти мимо нравственной оценки поступков героев.
В 1 классе в «Азбуке» есть произведения на развитие гражданственности: «Название русских городов», «Наше Отечество».
Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет мне не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности. (На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл).
Изучение материала об истории России формирует гражданскую идентичность.
Все задания, которые я сопровождаю инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят», взаимопроверка учат уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано, позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.
На уроках технологии, в ходе преобразовательной творческой деятельности, закладываю основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Для развития личностных УУД я использую метод проектного обучения, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Работу в группах при организации проектной деятельности в первом классе я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие;
никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет право на ошибку.
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил.
В процессе создания проектов к праздникам «Живая азбука», «Моя школа, класс»; итоговым урокам по предметам «Числа вокруг нас» , к родительским собраниям «Моя семья» - у учащихся формировались универсальные учебные действия в различных сферах: личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (совместная работа), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали).
В первом классе методом оценки личностных результатов учащихся является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио. Портфолио – это сборник личных работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д. Главная функция использования портфолио для ученика – осознание самого себя «Какой я?»; для меня – условие формирования рефлексивного отношения школьника к учебной деятельности, своеобразная методическая копилка, наглядность процесса обучения; для родителей – богатая информация об индивидуальном развитии ребенка.
Итак, формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательного процесса: урочной, внеурочной и внеклассной деятельности. Результаты наблюдений, диагностик, тестов свидетельствуют о положительной динамике формирования личностных УУД что является гарантом развития компетентной личности.