Доклад Новые подходы к оцениванию результатов уроков


НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Данные требования сформулированы во ФГОС: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должна: 1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; 3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; 4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования; 5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.); 6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, как основу для оценки деятельности образовательного учреждения, педагогических работников и системы образования разного уровня. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должна включать: 1) требования к организации, определению состава учебных предметов и критериям оценки результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся; 2) требования к организации и формам представления и учёта результатов промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; 3) требования к организации, содержанию и критериям оценки результатов итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;2 4) требования к организации, критериям оценки и формам представления и учёта результатов оценки исследовательской и проектной деятельности обучающихся». Достижение целей многообразия методов и форм оценки образовательных результатов (ООР) означает необходимость комплексного подхода, предусматривающего многообразие аспектов этой оценки: информационный, формальный, технологический и содержательный (на уровне систем критериев и показателей). Кроме того, наше рассмотрение системы ООР должно осуществляться в контексте ее взаимосвязи с ИОС: • развитие понятий и содержания ООР в контексте реализации педагогической системы в управленческих функциях ИОС; • роль и место ИОС в контексте реализации ООР как системного компонента педагогической системы. В этом контексте возрастает значение информационно-технологических аспектов, в том числе аспекта электронного управления. В образовательной сфере традиционные средства оценки результатов обучения расширяются за счет ИКТ, а воспроизводимость этой оценки является одной из самых актуальных проблем. Система дифференцированной оценки учебно-педагогического воздействия, выраженного в результатах обучения, предусматривает следующее: • сравнение исходного и оцениваемого состояний субъекта обучения; • оценка текущего состояния субъекта по определенной системе показателей; • оценка результатов воздействия; • необходимая корректировка воздействия, учебно-образовательного взаимодействия. То есть, необходима оценочная диагностика переменного состояния субъектов обучения. Сегодня все в большей степени на помощь педагогам приходят информационно-коммуникационные технологии, возлагающие на себя всю «рутину» (см. технологический аспект). В соответствии с этим в функции учителя включаются следующие задачи: • сбор информации и оценка исходных знаний учащихся; • проверка и оценка учебных результатов учащихся в сравнении с исходными; • анализ результатов обучения; • рефлексия (оценка и изменение) собственной деятельности; • необходимая коррекция методики обучения. Учебно-педагогическое воздействие ставит своей целью определенное изменение со- стояния субъекта обучения, установление нового состояния личности в качестве инвариантного. То есть это типичное информационно-психологическое воздействие на этого субъекта. Оценка образовательных результатов — это оценивание результатов этого информационно- психологического воздействия. Более того, оценка (факт оценки, процесс, результат) образовательных результатов сама является информационно-психологическим воздействием, поскольку несет в себе воздействующую информацию и определенную психологическую нагрузку на субъекта. Цель этого воздействия — скорректировать поведение субъекта, а через него изменить его состояние.3 Психологический фактор оценки (оценивания результатов обучения) необходимо учитывать. Как и любое другое информационно-психологическое воздействие, оно само нуждается: • в оценке на предмет его эффективности, результативности, характера воздействия; • в необходимой корректировке в случае недостижения целей воздействия. Так обычно и бывает в системе субъектных отношений учителя и ученика. Учитель и ученик — однородные интеллектуальные системы, субъекты. Поэтому они способны на принципах прямой и обратной связи корректировать взаимное воздействие, обратив его в информационное взаимодействие. Как известно, воздействие на субъекта является наиболее эффективным, когда оно переходит в субъектное (субъективное) взаимодействие. Следовательно, реализация любой системы оценки предполагает дифференцированный подход и учет индивидуальных свойств оцениваемой личности, ее психологического состояния, личностного восприятия информации, относительно которой производится оценка. Формальный аспект оценки Является проекцией информационного, его формальным выражением. Оценка в соответствии с этим аспектом все в большей степени дополняет традиционный информационный, вернее, информационно-психологический аспект. Это оценка личной информации учащихся, представленной формально, по формальным правилам. То есть здесь оценивается не личный образ содержания информации, а образ формы, в которую она облечена. Соответственно, процесс оценки тоже является формальным. Следовательно, оценка в соответствии с формальным аспектом тоже формальна. Без умаления ее важности в современной системе оценки образовательных результатов следует отметить, что речь может идти только о дополнении, а не о замене (подмене) информацион- ного аспекта: Полностью доверить бездуховной формальной системе оценку, влекущую психологическое воздействие на личность, нельзя, также как «нельзя доверить компьютеру вопросы судопроизводства, любви и брака» (Д.Джонсон, книга «Компьютерная этика»). Вместе с тем, формальная оценка расширяет границы многообразия оценки образовательных результатов, что соответствует требованиям ФГОС. Это контрольные работы, тесты и лабораторные работы на компьютере и т.д. Но она не самодостаточна: необходима комплексная оценка по всему многообразию оценок. Как нельзя исключить учителя из парадигмы обучающий — знание — обучаемый, так нельзя его исключить из системы оценки результатов обучения, полученных в этой парадигме. Кроме того, формальная оценка, являясь универсальной по форме выражения и применения, лишена возможности учета индивидуальности, всех «стрижет под одну гребенку». Поэтому результаты этой оценки непредсказуемы и могут оказаться самыми неожиданными. Однако, если эта оценка не «последняя инстанция», то ее универсальность полезна — надо адаптироваться к условиям стандартов оценки. Систематический автоматизированный контроль за ходом учебной деятельности является эффективным средством повышения качества обучения. В частности, средства контроля и оценки выполняют следующие функции: • помогают осуществлять текущую, тематическую и итоговую проверку знаний и умений учащихся;4 • накапливают информацию о результатах учебной деятельности, в том числе, о результатах решения учебных задач и создания проектов. Поскольку автоматизированная (посредством технологий, ИКТ) реализация формальных средств оценки необходима и имеет тенденции к своему расширению, то требуется ин- теграция этих средств со средствами диагностики. При такой интеграции технологии оценки могут обладать возможностями представления оцениваемой учебной деятельности вместе с ее результатами в «расширенном формате»: • показать любое действие в развернутой последовательности операций и их результатов, конечный результат. • показать исходную информацию, условия выполнения, выбор стратегии решения задачи. В оперативном режиме взаимодействия технологии оценки могут выступать также как средства самооценки и самоконтроля учащихся, формирования их способности к этому. Они также могут увидеть не только конечные результаты своего взаимодействия с автоматизированной системой оценки, но и видеть ход этого взаимодействия «в расширенном формате». Применяя в обучении и самообучении эти средства оценки и контроля, учитель и сами учащиеся получают возможность анализировать: • уровень освоения субъектом обучения учебного материала; • уровень сформированности умений целенаправленного поиска ресурсов ИОС для решения возникающих проблем; • характер взаимодействия учителя и учащихся в системе обучения. Итоги данного анализа могут стать основанием для корректирования учебно- педагогического воздействия (взаимодействия), планирования новых вариантов методики обучения и методики оценки его результатов, индивидуальных образовательных траекторий каждого субъекта обучения (и ученика, и учителя). Таким образом, использование технологий ИОС позволяет достичь: • повышения оперативности контроля; • эффективности в отслеживании динамики учебных достижений учащихся; • оперативности в использовании статистических показателей. Технологический аспект вовлекает систему ООР в сферу субъектных образовательных от- ношений, выраженную в ИОС. Электронный образ ООР в ИОС становится доступным не только учителю и ученикам, но и всем заинтересованным лицам, в первую очередь, администрации и родителям. Поскольку в функции ИОС входит не только статистический анализ ООР, но и синтез, обобщение оценки по определенному множеству параметров, то эти лица могут увидеть «карти- ну» в развернутом виде, в деталях, в синтетической форме, в динамике развития. Родители могут своевременно реагировать на оценочное отражение в ИОС состояния своего ребенка, способствуя изменению его реального состояния, либо изменению формы информационно-психологического воздействия на него (при наличии оснований). Чтобы оценки не были неожиданными для учащихся и их родителей, надо знакомить (средствами ИОС) всех прямых и косвенных участников образовательного процесса с требованиями Стандарта в ходе изучения каждой темы, раздела или всего курса в целом. В соответствии с положениями ФГОС образовательные результаты подразделяются на следующие два типа.5 К результатам, не подлежащим формализованному контролю, относятся следующие: • характеристика социальных чувств и образов отношений (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); • ценностные ориентации субъекта образования, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); • индивидуальные психологические характеристики личности. Такие результаты воспитания личности, проявляющиеся в ее культуре, духовных качеств не поддаются формальной количественной оценке: нет формально выраженных критериев (признаков), показателей (значений признаков), которыми можно «измерить» эти качественные свойства человека, которые либо имеются, либо отсутствуют. Они проявляются в поведении и отношениях личности с внешним миром, с людьми, объектами среды, природы, т.е. опосредованно, во взаимодействии этой личности в пространстве и времени. Тем не менее, поскольку функция воспитания официально заложена в образовании и планируются вполне определенные результаты личностного развития, то должна быть и оценка на предмет их наличия и качества. Выявление таких личностных результатов образования требует особых оценок на уровне специального мониторинга, социологических опросов и пр. К результатам, подлежащим формализованному контролю, относятся: 1) Предметные знания и умения: • научные знания и представления о природе, обществе, человеке, информационных системах; • умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности. 2) Обобщенные способы деятельности: • умения, связанные с информационной и коммуникативной деятельностью, с ин- формационным взаимодействием. Во ФГОС умения рациональной учебной деятельности и общеинтеллектуальные умения объединены в понятии «универсальные учебные действия» — УУД. Выделяют пять основных видов УУД: 1) Личностные УУД, направленные на ценностно-смысловую ориентацию учащихся: формирование знаний о моральных нормах, умений соотносить свои поступки с этическими нормами, представлений о социальных ролях и межличностных от- ношениях; 2) Регулятивные УУД, связанные с организацией учащимися своей учебной деятельности, т.е. с их саморегулированием; 3) Познавательные УУД, включающие общеучебные и логические УУД; 4) Знаково-символические УУД, позволяющие осуществлять определенные способы преобразования учебного материала — формализацию, моделирование, выделе- ния существенного; 5) Коммуникативные УУД, обеспечивающие формирование коммуникативных компетентностей, умений конструктивного диалога, продуктивного взаимодействия. /Коротенков Ю.Г. Учебное пособие «Информационная образовательная среда ос- новной школы» c. 122/6 Практически все эти УУД субъекта образования формируются и развиваются при по- средстве ИОС, через информационно-коммуникативное, деятельностнопознавательное взаимодействие с ней и ее системами – субъектными и объектными. В итоге такого планирования учебно-образовательных результатов получается система требований к результатам предметного обучения, как требования разного уровня усвоения каждого отдельного элемента учебного содержания (разноуровневый рубеж). Выделенные таким образом требования к результатам обучения как раз и служат критерия- ми оценки достижения требуемого уровня усвоения субъектами обучения изучаемого предмета. Каждому критерию соответствует множество показателей, имеющих количественное выражение (в баллах), одно из которых начисляется субъекту (которое он заслужил). Путем суммирования получают общее количество заслуженных субъектом баллов и соответствующее им итоговое значение оценки. Дистанционные методы обучения Основанные на современных технологических достижениях, обладая высокой степенью охвата и дальности действия, они будут играть возрастающую роль. В настоящее время уже накоплены достаточные знания, методика и опыт реализации систем дистанционного обучения (ДО), использующих телекоммуникационные системы. Существенное место занимают системы ДО с использованием современных телекоммуникационных технологий и систем непосредственного телевизионного вещания. Бурно развивающееся дистанционное обучение является еще одной перспективной тенденцией развития образования и его ИОС. Особенность ДО в том, что субъект обучения, связанный лишь опосредованно с системой обучения, находится одновременно в двух состо- яниях — развития и саморазвития. При этом, как отмечается рядом специалистов, методистов, педагогов, ДО имеет свои недостатки, лишает живого общения и, следовательно, социокультурного и психологического влияния учителя. Поэтому оно специфично и предполагает дифференцированное применение. За исключением экстремальных случаев, субъектами этого обучения должны быть уже сформированные (духовно и интеллектуально), сложившиеся личности. Здесь совсем не обязательно замыкаться на «обычных» процессах обучения, через лекционные или диалоговые занятия, осуществляемые в интерактивном режиме. Во многих российских школах при изучении иностранного языка, например, широко практикуется метод проектов, при подготовке которых ученик или творческий коллектив учащихся подбирает под непосредственным руководством учителя литературу и информацию через посредство сетевых ресурсов. Метод проектов получил развитие в работах Е.С.Полат, где отмечено, что, важнейшим качеством ученика является его способность к самостоятельному добыванию знаний (в ИОС и ассоциативной среде). Для осуществления проектной работы ученик должен обладать не- обходимыми умениями и информационной субкультурой: • «работать с информацией, с текстом, ... вести поиск, ... анализировать информацию, делать обобщения, ... • генерировать идеи, ... находить много вариантов решения проблемы, ... прогнозировать последствия того или иного решения, ... • вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, ... отстаивать свою точку зрения, 7 подкрепленную аргументами, ... лаконично излагать свою мысль» /Е.С. Полат/. Метод проектов является эффективным способом достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, представленным как своим содержанием, так и формой его выражения. Проект — это, кроме всего, показатель умения документированного оформления, грамотного и правомерного пользования литературными источниками, информацией первоисточников, в том числе, а вернее, в первую очередь, электронных (именно они — главная опора в проектной работе), создавать производную информациюДОКЛАД
По теме «Новый подход к оцениванию образовательных результатов на уроках технологии»
Подготовил: Дегтярев Анатолий Ильич учитель технологии
МКОУ Кривополянская СОШ
Районное методическое объединения учителей технологии
20.04. 2016 год.