Новые подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся на начальной ступени обучения в рамках перехода на ФГОС НОО.

Слайд
Новые подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся на начальной ступени обучения в рамках перехода на ФГОС НОО.

слайд С 1 сентября 2011 года первоклассники начали обучение по ФГОС второго поколения. Образовательные стандарты рассматриваются сегодня как средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного развития, связанного с изменяющимися сегодня запросами личности и семьи, ожиданиями общества и требованиями государства в сфере образования.

Как сказано в Письме Министерства образования РФ «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения»
«Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания».
Оценка – это показатель качества работы и ее исполнения. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса: ученики, учителя, родители. Оценка результатов образования является необходимым условием реализации требований образовательных стандартов.
В 1х классах введено безотметочное обучение . Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно – познавательную деятельность первоклассников. Работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся. Эта работа проводится в несколько этапов:

слайд
1. Самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения.

2. Самооценка ученика дифференцируется. Ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

3. Предметом совместных усилий ребенка и взрослого становится способ производства формализованной оценки. Каждому заданию приписывается «цена» - балл.

слайд
Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:

Оценивать свою работу по заданным учителем критериям;
Соотносить свою оценку с оценкой учителя;
Договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
Обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.

При организации урока перед собой ставлю задачу - стимулировать рефлексию на всех этапах учебно-познавательной деятельности. При проведении урока на закрепление и повторение, формирую потребность к самооценке. В частности, на уроках окружающего мира, я активно использую такой вид оценивания, как «Лист успешности» (слайд) На протяжении всего урока или его части, после выполнения задания и его проверки, учащиеся фиксируют свой результат цветовой гаммой. Это хороший наглядный пример учебного и личностного роста ребенка.
Например: (слайд) если результат фиксировался в цветовой гамме, то в конце урока каждый для себя подсчитывает количество кружков – красных, желтых, зеленых и ставит себе сам отметку. Так, как количество кружков может иногда варьироваться, то коллективно обсуждаем конечную отметку, если это необходимо.
Работая с первоклассниками, каждый из нас знает, что до введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания – звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке. (слайд)
Оценочная школа




Такой вид оценивания и самооценивания удобен на уроках обучения грамоте и окружающего мира. Он позволяет любому ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося; носит информативный характер; способствует формированию позитивной самооценки.
слайдПосле проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку.
Активно применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных и устных работ. (слайд) Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. (слайд) И тогда для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, тесты по окружающему миру, которые активно используются на уроках. (слайд)
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. (слайд) С этой целью с первого класса каждым ребенком заводится папка название которой каждый ученик выбирает индивидуально “Мои успехи”, “Мои достижения”, “Мое творчество”.(слайд) В папку вкладываются все работы ученика, выделенные ими как успешные и достойные признания окружающих. Портфолио помогает ученику, учителям-предметникам и родителям оценить возможности ребенка.
Мне очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в нашем классном коллективе в течение учебного дня, и насколько успешно оценивают свои учебные достижения учащиеся. Вот один интересный прием – работа с “деревом настроений”(слайд), которое мной используется как своеобразный диагностический инструмент для определения настроения, эмоционального фона учащихся в течение учебного дня. Уходя домой, учащиеся ещё раз подходят «дереву настроения» и корректируют его, если это необходимо.
Какие средства, формы и методы текущего оценивания мы бы не использовали в своей педагогической практике, главное - обеспечить комплексную оценку результатов: общую характеристику всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.
слайд
Новая система оценивания позволяет учителю:

Получить информацию (оценка – цель)
Составлять список планируемых результатов
Опираться на уровневую дифференциацию обучения (требования к базовому уровню – требования к повышенному уровню обучения)
Внедрение оценки индивидуального прогресса учащихся
Включение разных видов контрольно – оценочной деятельности
Проводить зачетную систему контроля (тематический контроль). Задача учителя увидеть пробелы ученика, помочь ему пересдать то, что не выполнил.

Из всего выше сказанного следует, что учитель в обновляющейся школе должен не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя.
Свое выступление, мне бы хотелось закончить словами
Василия Александровича Сухомлинского (слайд): «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успехов в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребёнке, его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без неё нет школы».
Успех, как известно рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
И очень приятно осознавать, что вдохновителями для своих учеников являемся мы, уважаемые коллеги с Вами.
Спасибо за внимание. И желаю всем творческих успехов!


грамотность аккуратность внимание



15