Инновационные подходы к преподаванию марийского языка, сущность используемых образовательных технологий, их эффективность


Министерство образования и науки Республики Марий Эл
МУ "Отдел образования и по делам молодежи" администрации
МО "Оршанский муниципальный район"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Лужбелякская основная общеобразовательная школа"
202501582550
-1061085-3152948
Инновационные подходы
к преподаванию марийского языка,
сущность используемых образовательных технологий, их эффективность
Пирогова Людмила Михайловна,
учитель марийского языка
I квалификационной категории
д. Лужбеляк, 2016 г.
-1061085-699308Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Такие вопросы я задала себе в начале своей педагогической деятельности, когда стала преподавать марийский язык в школе. Очень хотелось, чтобы мои ученики работали на уроке активно, творчески, добровольно и плодотворно. Это и предполагают современные требования к урокам. И поэтому же методической темой моей педагогической деятельности является "Использование инновационных технологий на уроках, как фактор повышения знаний обучающихся".
Цель моей работы - прививать желание изучать марийский язык, приобщать учащихся к использованию инновационных технологий обучения и активизировать их познавательную деятельность на уроках.
Задачи:
- развивать познавательную активность и создавать необходимые условия для повышения знаний обучающихся;
- учить обучающихся составлять на уроках мини-проекты;
- развивать умение использовать интернет-ресурсы для успешного изучения и освоения материала на уроках;
- повысить эффективность уроков на основе использования инновационных технологий.
Инновация в переводе с латинского языка обозначает "в новое". Именно инновационное обучение, использование инновационных технологий помогает развивать способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации, что и требует современный образовательный стандарт.
Представляю свой опыт применения наиболее значимых, актуальных для ФГОС и "полюбившихся" мной технологий:
Проектно-исследовательская - учит обучающихся работать и мыслить самостоятельно, повышает интерес к предмету, развивает творческую активность детей, их коммуникативные способности, умения планировать работу, доводить ее до конца. Основной принцип – обучение через открытие. Чаще использую на уроках ИКН.
Мои обучающиеся участвуют в конференциях "Я познаю мир", "Мой первый шаг в науку", получают сертификаты и грамоты.
Здоровьесберегающая - позволяет работать над сохранением здоровья обучающихся через смену деятельности, использование динамических пауз, физкультминуток, различных упражнений для глаз, мульт-зарядок, офтальмотренажёров и т.п.
Технология игрового обучения позволяет в легкой и непринужденной обстановке моделировать жизненно важные профессиональные затруднения и искать пути их решения. Используется на уроках-викторинах, уроках-соревнованиях.
Технология игрового обучения имеет свои преимущества. Используя эту технологию я заметила, что застенчивые обучающиеся получают больше мотивации для выражения своих мыслей, чувств. Если на других уроках они не могли проявить себя в полной мере, то во время уроков игр, уроков-соревнований они более активны, свободно себя чувствуют и охотно вступают в диалог как со сверстниками, так и с учителем. Игра предполагает больше свободы, и таким образом создается благоприятная психологическая атмосфера, понижается тревожность и легче усваивается изучаемый материал.
-1061085-2130598Этнокультурные технологии - Обучение и воспитание детей через культуру, обычаи, традиции своего народа. К этнокультурным технологиям относятся такие технологии (по С.Н.Фёдоровой):

В основном использую на уроках ИКН и внеурочной деятельности.
Дети на кружках этнокультурной направленности обучаются пению, танцам, выполняют проекты, исследования. Участвуют во внеурочной деятельности: выступают с концертами перед школьниками и населением, участвуют на школьной научно-практической конференции, проводят вместе с учителями и родителями, работниками СДК различные народные посиделки, праздники и т.п. Обучающиеся более охотно начинали общаться на родном языке, с удовольствием изучают историю, культуру, быт своего народа.
В начале 2014-2015 учебного года провела небольшое исследование. Детям было предложено ответить на несколько вопросов:
1. Какой язык общения преобладает в вашей семье?
2. На каком языке вы предпочитаете разговаривать со сверстниками?
3. Нужно ли изучать марийский язык и почему?
В январе 2016 года в 2015-2016 учебном году продублировала эти вопросы.
Были получены следующие результаты. Это можно видеть из следующих диаграмм:
-1061085-6993081. Результаты опроса в начале 2014-2015 учебного года

2. Результаты опроса в 2015-2016 учебном году

Из диаграмм видим, что дети стали больше общаться на родном языке не только с родителями, но и со сверстниками, и уже нет таких, кто бы сказал, что нет необходимости изучать марийский язык. Значит престиж марийского языка растёт.
-1061085-699308Технология развития критического мышления. Эта технология позволяет ребёнку развивать самостоятельность, проявлять организационные, креативные качества и умения, учит мыслить критически и применять полученные знания на практике. Применяя технологию критического мышления, я использую такие приемы и методы:
Метод "Интеллект-карта" - карта ассоциаций, карта памяти, карта интеллекта. Этот метод был предложен американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В основе метода лежит графическое оформление темы, изучаемого материала. Смысл этого приема заключается в систематизировании имеющиеся знания по той или иной теме.
Он может быть применен в различных областях, а в процессе образования я использую метод интеллект-карт таким образом.
Пример 1. Тема урока: "Члены предложения", 5 класс. Главная тема оформляется в верхней части листа, как главенствующее. По мере изучения материала интеллект-карта дополняется нижним ярусом - составной частью темы.


Пример 2. Тема урока: "Обобщение по теме "Глагол", 7 класс

-1061085-699308Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Каждая ассоциативная линия оформляется для удобства одним цветом.
Метод интеллект-карт может быть применён как на стадии вызова, как на стадии осмыления, так и на стадии обобщения, рефлексии, подведения итогов. Он позволяет систематизировать знания по изученной теме, может использоваться как подсказка при дальнейшем изучении темы и дополняться.
Следующий прием - "Прием ЗХУ" - знаю, хочу узнать, узнал" мной на уроках марийского языка переиначен. Я его озвучила как приём "З П" - кум П: палем ыле, пален налнем, ынде палем. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового. Этот прием позволяет обобщить знания на начальном этапе, критически осмыслить изучаемый материал, систематизировать знания на конечном этапе.
Например: "Пале мут", 6 класс.
Палем Пален налнем Ынде палем
Пале мут могай? йодышлан вашешта Эше иктаж могай йодышыжо уло мо? Пале мут предложенийыште определений лиеш Определений веле мо? ... ... ...

Рефлексивная технология помогает осознанию обучающимся своей деятельности: каким способом получен результат, какие встречались затруднения, как они устранены, что при этом чувствовал ученик.
Применяя эту технологию я использую также различные приемы и методы: листы оценивания учебных достижений, лесенка успеха, Синквейн, линейка достижений и т.п.
Лист оценивания позволяет обучающимся объективно оценить их достижения на уроке, оценить свой вклад в урок и проанализировать, где ещё есть пробелы в знаниях.


-1061085-699308Таблица 1. Пример листа самооценки.
Ф.И.О._______________________________________
-1529715-1320800 -3240405-1320800 -5286375-1320800 -6002655-1320800
1. Блиц йодыштмаш "5" - чыла чын
"4" - 1-2 йоҥылыш ыле
"3" - пелыже чын
"2" - йӧсылыкым шижым 2. Наречийын значений тӱшкаже
(2 - 5 балл) 3. Наречийын ышталтмыже (2 - 5 балл) А. состав дене лончылымаш Б. наречий-влакым чоҥымаш В. йоҥылышым тӧрлымаш 4. Вуйнам пудыратена (мыскара йодыш-влак) 5. Наречийын таҥастарыме степеньже
(2 - 5 балл) 6. Тест "Наречий"
(2 - 5 балл) 7. Интеллект-карт "Наречий"
(2 - 5 балл) 8. Уроклан тыгай отметкым налам манын шонем 2 гыч 5 марте Иктешлымаш оценке Иктешлымаш оценке - чыла оценкыдам ушыза да лулан пайлыза

-1061085-699308Таблица 2. Пример листа оценки работы группы
Название команды_________________________________
задания
Ф.И.
Кузе аклаш
1. Командылан лумым пуымаш + - молодец, чыла чын да писын ыштен
+▬ - изиш йонылыш лие, но тӧрлен моштен
▬ - паша ыш лек
2. Разминка 3. Редактор паша 4. Ойлымашым чоҥымаш ... ... 5. Группын пашаже
Лесенка успеха, сосуд достижений, линейка достижений показывают на каком уровне находятся знания по изучаемой теме и помогают их анализировать
Метод "Синквейн", как рефлексивная технология, помогает обобщить и систематизировать знания
Синквейн - стихотворение из 5 строк
Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным.
Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными.
Третья строка – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
Пятая строка – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философской обобщение, повторяющее суть темы.
ИКТ - технологии. На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося.
Использование ИКТ на уроках марийского языка мне позволяют сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; помогают расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся. Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.
-1061085-1108249Люблю создавать мультимедийные презентации. Дети с удовольствием отвечают на вопросы и имеют возможность тут же себя проверить.
Для подготовки к урокам могу порекомендовать такие сайты, где можно найти дополнительный и интересный материал к урокам:
http://learningapps.org. Здесь можно создавать различные игровые, конкурсные задания он-лайн как для индивидуальной работы, так и для групповой;
mhr.wikipedia.org. Марийская википедия
wiki.fu-lab.ru. Орфографические словари разных языков
shketan.ru
TestEdu. Используя этот шаблон, готовлю тестовые задания по предметам. Это очень удобный метод оценки знаний, а также самооценки своих способностей.
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий повышают познавательный интерес к предмету, позволяют мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении.
Диаграммы, отражающие динамику предметных знаний
по родному (марийскому) языку
-6991356353025140105410
135826594615

-1061086-699309Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по родному языку во всех классах составляет 100%, качество обучения и средний балл повысились. Учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, конкурсах по предмету, у слабых учащихся снижается порог тревожности...
Каждый язык - это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Наш марийский язык - это язык, на котором мы говорим с детства. В светлых глубинах языка отражается не только природа нашего края, но и вся история духовной жизни народа мари.
Как учитель марийского языка, мечтаю о том, чтобы в нашем обществе не было равнодушных, черствых людей, которые стыдились бы своего родного языка; стараюсь, чтобы мои дети любили и уважали красивый и певучий, выразительный и образный наш марийский язык.
Я учу их знать, любить культуру и историю родного края, уважать традиции народа Республики Марий Эл, гордиться богатством, красотой марийского языка.