Инновационные подходы к преподаванию русского языка


Инновационные подходы к преподаванию русского языка как неродного
в условиях поликультурной среды.
Республика Бурятия традиционно является многонациональной республикой. На ее территории проживают представители более 167 национальностей. В условиях такого поликультурного пространства двуязычие является одной из характерных особенностей языковой ситуации. А русский язык выступает в роли языка- посредника при общении людей разных национальностей.
В связи с этим основной целью учителя – словесника в обучении русскому языку как неродному является развитие коммуникативной деятельности учеников, воспитание личности, владеющей искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи. Эти требования определены и Федеральным государственным образовательным стандартом. И это не случайно, потому что прочные умения и навыки владения устной и письменной речью помогают ученикам лучше усваивать содержание других школьных предметов, повышают интерес к литературе и русскому языку, придают уверенность в своих силах. Кроме того, они представляют собой универсальные знания, применяемые в других видах учебной и иной деятельности человека.
В обучении языку существует ряд факторов, обеспечивающих успешное овладение им. Ключевым из них, по исследованиям Т.М.Балыхиной, академика Международной академии наук педагогического образования, является фактор мотивации. Поэтому преподавание русского языка в современных условиях требует от учителя-словесника совершенно новых, инновационных подходов как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий.
К инновационным технологиям можно отнести информационно-компьютерные технологии, сфера использования которых в обучении все больше расширяется. Изменяются технологические рамки образовательного процесса. Информационно-компьютерные технологии становятся, по сути, базовым элементов обучения, поскольку могут быть использованы для решения самых разных образовательных задач.
С переходом общества к инновационным методам работы с информацией, новым формам коммуникации невиданными темпами стал обновляться язык, особенно его лексический пласт: электронная книга, электронная библиотека, электронные деньги, электронные билеты, электронное обучение и даже электронная педагогика. Чтобы общаться с детьми, которые отлично ориентируются в этом электронном мире, учителю нужно быть с ними на равных. Следовательно, самоподготовка учителя подразумевает сегодня овладение именно активными компьютерными технологиями. Их использование определяет   основные тенденции развития обучения, включая и обучение русскому языку.
К числу информационных технологий относятся:
- технологии, использующие компьютерные обучающие программы;
- мультимедиа технологии;
- технологии дистанционного обучения.
На некоторых технологиях, применяемых мною в обучении русскому языку, хотелось бы остановиться подробнее.
Обучение русскому языку подразумевает и пополнение лексического словаря, и формирование орфографической грамотности, и работу над грамматическим строем речи. Эффективным средством в этом направлении будет применение на уроке электронных дидактических игр и обучающих игр. Одной из которых являются анимированные ребусы.
Анимированные ребусы
Ребус – зашифрованное слово, разгадать которое нужно опираясь на представленные картинки, буквы и знаки.  В отличие от простой загадки, где основа словесное описание, ребусы развивают логическое мышление, память и правописание, значительно расширяют словарный запас учащихся и объясняют значение новых слов. Анимированные ребусы есть в сети Интернет, но можно создавать и собственные ребусы – для это существует замечательная программа «Генератор ребусов – Ребус №1». Это уникальная разработка русскоязычного генератора ребусов. Нужно только задать любое слово или фразу, и программа моментально сгенерирует по вашему запросу ребус! Используя соответствующий переключатель, можно создавать специальные ребусы для детей, в которых использованы изображения детских героев из сказок и мультфильмов. Кроме этого можно побуждать учащихся к самостоятельному созданию ребусов. (слайд ЕЛЬ).
   Интерактивные электронные игры
Всем известно, как дети любят играть в компьютерные игры и самым большим наказанием для ребёнка, в настоящее время, является ограничение доступа к компьютеру. Но интерес к игре у человека сохраняется на протяжении всей жизни и здесь кроется неограниченный методический потенциал, который необходимо задействовать в качестве дополнительного мотива при электронном обучении языку.
Интерактивная электронная игра, прежде всего – увлекательное занятие, позволяющее сменить форму обучения, снять напряжение урока, повысить мотивацию к изучению языка.  Для обучающегося игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, какой вариант выбрать, как добиться успеха, как стать первым, лучшим. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность обучающегося. Именно в этом таятся богатые дидактические возможности электронной игры. В процессе электронной игры незаметно усваивается языковой и речевой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.    
С точки зрения характера дидактического интерактивного взаимодействия учащегося и электронного средства обучения ИЭИ является разновидностью лексического или грамматического компьютерного тренажёра. Но формальная её реализация: красочный интерфейс, выражающий некоторую сценарную идею, погружение в виртуальную реальность, насыщенность мультимедийными элементами создаёт у обучающего иллюзию участия в каком-то событии (например, в охоте или собирании сосновых шишек), а не «сухого» академического усвоения знаний. Стремление пройти игру с меньшим количеством ошибок за меньшее время, получить максимально возможную сумму баллов – вот главные стимулы и показатели методической эффективности электронной обучающей игры.
Место интерактивных электронных игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала и ей можно отводить не более 10-15 минут. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.
            Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать меру, иначе результат может быть совершенно противоположным.
 Одним из основных подходов к преподаванию русского языка является коммуникативно-деятельностный подход. Суть его заключается в том, что обучение должно носить деятельностный характер, т.е учитель должен уметь создавать специальные условия для организации совместной активной деятельности учащихся. Такие условия возможно создать применяя ИКТ. Например, использование мультфильмов в качестве ресурса для проектной деятельности учащихся. Проектная технология сегодня является одной их эффективных, так как основывается на идеях системно-деятельностного подхода. Это необходимое условие для реализации Федеральных стандартов, которые направлены на достижение метапредметных результатов. Использование мультимедиа даёт возможность учителю заинтересовать учащихся, организовать как индивидуальную, так и коллективную работу по реализации проекта.
В любой деятельности, в том числе и коммуникативной важен мотив. Мультфильмы в обучении языку могут выступать одновременно и мотиватором, и ресурсом.
При выборе мультфильма необходимо соблюдать некоторые требования:
Мульфильм должен нести в себе воспитательное начало.
Подбирать анимации без диалогов и дикторского текста. Это позволит больше развернуться фантазии учащихся.
По времени мульфильм не должен превышать 5-6 минут.
И даже в течение этого времени он должен быть максимально содержательным. Только так удастся удержать внимание детей.
Анимация должна быть высокого качества, чтобы её без проблем можно было транслировать на большом экране.
Например, некоторые формы работы с анимационным фильмом  “БУТЫЛКА”, предложенные английским педагогом Марком Уорнером, предполагают деятельность учащихся в разных областях учебных знаний:
Литература
Создайте письменную версию этой истории.
Представьте себе телефонный разговор между двумя персонажами. Что бы они сказали друг другу?
Написать новую историю о двух персонажах, которые могли бы общаться только с помощью сообщений в бутылке.
Написать альтернативный конец этой истории.
Составьте список слов, чтобы описать, из каких материалов сделаны персонажи.
Написать предисловие к анимации. Откуда взялись эти два персонажа?
Сделать несколько пауз при просмотре и обсудить, о чём персонажи могли бы думать, чувствовать.
Записать и воспроизвести несколько вариантов диалога между персонажами.
Провести мозговой штурм идей для новых версий “Бутылки”, дать им название.
Естествознание
Можете ли вы объяснить, что происходит в итоге с двумя персонажами, используя научную терминологию?
Компьютерные технологии
Используя графические редакторы, создайте нечто новое, что данные персонажи могли бы положить в бутылку.
Не могли бы вы попробовать сделать свой собственный вариант кукольной анимации?
Дизайн
Использовать песок или снег, как моделирование материалов. Какие формы (объекты) вы можете сделать? 
Изобразительное искусство
Нарисуйте то, что вы положили бы в бутылку для отправки сообщений от одного персонажа к другому.
Музыка
Если бы анимация была без музыки. Не могли бы вы подготовить фонограмму?
География
Подумайте о двух основных местоположениях в мультфильме. Чем они похожи, чем отличаются? Как бы вы кратко описали их тому, кто еще ни разу не видел мульфильма?
Организованная на основе анимационного фильма деятельность учащихся способствует многосторонней коммуникации, активизирует познавательную деятельность, способствует совместному поиску решений, позволяет учитывать индивидуальные способности учащихся.
Для коллективного оформления результатов проекта можно также использовать ИКТ. Огромную помощь в этом могут оказать облачные технологии. На сегодняшний день они являются самыми перспективными в развитии информационных технологий.
Под облачными технологиями (англ. cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса, создавая возможности для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания.
Облачные технологии позволяют организовать:
обмен информацией и документами, необходимыми для учебного процесса, среди учащихся и преподавателей;
проверку домашней работы;
консультирование по проектам и рефератам;
выполнение совместных проектов в группах: подготовку текстовых файлов и презентаций, организацию обсуждения и правки документов в режиме реального времени с другими соавторами;
публикацию результатов работы в Интернете в виде общедоступных веб-страниц;
выполнение практических заданий на обработку информационных объектов различных видов: форматирование и редактирование текста.
В своей работе я использую систему «Google», для этого необходимо, чтобы все ученики заранее совместно с родителями обзавелись Google-аккаунтом и умели пользоваться почтой gmail.com. Работая над проектом, учащиеся могут одновременно пользоваться одним документом или презентацией, зайдя через свой аккаунт. Например, после просмотра мультфильма детям предлагается написать продолжение увиденной истории... Это будет коллективная работа, ее окончательный вид непредсказуем, поскольку зависит не только от фантазии учеников и их навыков создания креативных текстов, но и готовности удерживать линию повествования или соблюдать требования жанра... Технология создания коллективного рассказа проста. Ученики, как соавторы, приглашаются учителем в документ, в котором уже есть несколько фраз, как бы задающих начало рассказа. Авторы могут включаться в работу последовательно, а могут попробовать работать синхронно, встраивая кусочки своего текста в текст соавторов, что, конечно, сложнее, но и интереснее! Сервис GoogleDocs для совместной творческой работы хорош еще и тем, что все участники видят мигающий курсор на тех местах, где одновременно "творят" другие соавторы редактируемого текста... А еще у всех есть возможность обменяться репликами во встроенном, прямо в документ, чате.
Обучая детей созданию свободных текстов, важно отрабатывать определенные навыки по созданию текстов разных жанров и стилей. Поэтому иногда в задании редактируемого совместно документа можно задать определенные условия или ограничения. Ограничения могут быть количественными (скажем, каждому участнику нужно дописать не менее/не более трех предложений), или лексическими (например, употреблять лишь слова, начинающиеся на одну букву или использовать только слова определенных частей речи...). Эти условия не произвольны, а вытекают из той учебной задачи, которую ставит перед учениками учитель. Как, например, работа над стилем письменной речи, или освоение какой-то специальной лексики. Словом, так может происходить отработка любых учебных тем, над которыми раньше ученик мог трудиться лишь индивидуально.
Таким образом, инновационные подходы к преподаванию русского языка с использованием информационно-компьютерных технологий позволяют сделать обучение не только разнообразнее, но и продуктивнее. Конечно, существуют разные точки зрения относительно использования компьютерных технологий в обучении. Но, я считаю, что во всём нужно знать меру: лекарство может быть ядом и яд может быть лекарством. Сегодня владение навыками работы на компьютере и применение информационных технологий в системе урочной и внеурочной деятельности уже относится к базовым компетентностям учителя. И при удачном и правильном сочетании различных методик и технологий обучение русскому языку оказывается интересным и для ученика, и для учителя.