Статья Инновационные подходы к преподаванию русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной среды


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Инновационные подходы к преподаванию русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной среды Занимаюсь изучением и внедрением инновационных подходов к преподаванию русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной среды . Известно, что в школе русский язык выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения знаний по многим дисциплинам. Особое значение пр едмет «Русский язык» как средство обучения приобретает для тех российских школьников, для которых он не является родным, то есть для детей - инофонов. Учитывая то, что в одной аудитории находятся представители различных этнических групп (и дети, прибывшие, н апример, из Украины, из среднеазиатских республик, и с Кавказа, и коренные жители данного региона), необходимо так смоделировать учебный процесс, дополняя и изменяя образовательные стратегии, чтобы равно вовлечь всех школьников в процесс обучения. В связи с этим в смешанных (полиэтнических) классах возникает необходимость скорректировать образовательную программу в целях полноценного одновременного обучения русскому языку и детей - носителей языка, и детей - инофонов, в разной степени им владеющих. Это становит ся необычайно сложным в условиях типовой школы и накладывает определенный отпечаток на структуру современного урока. В рамках педагогического опыта реализуется проект «Инновационные подходы к преподаванию русского языка как неродного в условиях полиэтниче ской образовательной среды ». Урок русского языка в классе, где обучаются дети, владеющие им на разных уровнях, имеет свою специфику: в отличие от других предметов его основное предназначение связано с формированием в первую очередь коммуникативных унив ерса льных учебных действий , а целью является достижение коммуникативной компетентности учащихся. В связи с этим можно выделить следующие ключевые характеристики урока русского языка сегодня: • речевая направленность, • функциональность, • ситуативность, • обеспеченность общей мотивацией (дополнительное включение вопросов и тем, интересных и важных для всех учащихся), • индивидуализация и дифференциация процесса обучения в условиях коллективных форм работы (как правило, это работа по уровневым карточкам). В условиях смешанного класса возникает необходимость использования активизирующих коллективных форм обучения: работы в парах, группах, по цепочке и др. Их достоинство состоит в том, что они значительно увеличивают объем речевой деятельности на уроках: пред варительное обсуждение ответов помогает детям преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с классом смешанного состава. Конечно, не менее важно организовать обучение в условиях, адекватных реальной коммуникативной деятельности. Работа в парах (причем всегда подвижных, например, ребенок - инофон + ребенок - носитель язы ка или два ребенка - инофона, по лучивших отдельное задание на карточке и т.п.) помогает исправлять речевые ошибки учеников через планирование и составление диалогов по заданной ситуации. Например, ребята оказывают друг другу помощь в правильном и четком произнесении русских фраз, в том числе и за счет индивидуальной работы друг с другом. Так происходит достижение «образца», то есть эталонного звучания. При усвоении произносительн ых норм часто детский контакт на уроке обеспечивает лучший результат, чем аналогичный контакт с учителем. Работа «по цепочке» используется для закрепления опыта использования грамматических форм и структур (со зрительной опорой и без нее), при составлении рассказов по сюжетным картинкам, пересказе. Для того чтобы у всех детей в равной мере вызвать интерес к русскому языку, использ ую дидактические игры: наглядные, словесные, ро левые. Активно применяю раз личные виды карточек как для индивидуальной работы, так и для групповой, раздаточный материал (например, абаки с гласными буквами для закрепления таких тем, как «Непроверяемая безударная гласная в корне слова», «Проверяемая гласная в корне слова» и другие, круги с падежами, о порные таблицы - схемы по разным темам), предметные картинки, загадки, ребусы. С помощью наглядных игр расширяю словарный запас учащихся. Провожу с ловесные игры и без опоры на предметную наглядность. Их цель – закрепление уже известной лексики и развитие по знавательной активности, формирование коммуникативных УУД в соответствии с поставленной перед учащимися учебной задачей. Словесные игры – одно из самых эффективных средств контроля за процессом формирования устной речи учащихся. Припоминание и воспроизведе ние слов в словесных дидактических играх осуществляется наряду с решением других мыслительных задач: заменой одного слова синонимичным ему, названием предмета или действующего лиц а по его признакам или действи ям, группированием предметов по сходству и разл ичию. Это игры, полезные не только детям - инофонам, но и носителям языка, потому что они развивают чувство слова, обеспечивают лексический прирост, дают возможность пользоваться разными языковыми средствами. Занимательные игры оживляют урок, делают его бол ее интересным и разнообразным. Учебная задача, поставленная перед школьниками в игровой форме, становится для них более понятной, а словесный материал легче и быстрее запоминается. Закрепление старых и приобретение новых коммуникативных навыков и умений в игровой форме также происходят более активно. В процессе игры дети усваивают новую лексику, тренируются в произношении и закреплении в речи определенных слов, словосочетаний, целых предложений, стремятся выразительно читать стихотворения, используют загадк и, пословицы. В условиях смешанного класса самыми эффективными оказываются именно коллективные формы работы, активизирующие возможности как каждого ребенка, так и всего коллектива учащихся. Итак, учитывая содержание современного языкового образования , со блюдаю ряд непременных тр ебований к уроку русского языка: 1. Урок должен предусматривать не только накопление информации, но и ее применение на практике: реализация системно - деятельностного подхода в условиях смешанного класса должна осуществляться через фор мирование в пе рвую очередь коммуникативных унив ерсальных учебных действий . 2. Урок должен быть вариативным по структуре и приемам обучения: учителю необходим арсенал средств для обучения детей - носителей языка и одновременное владение приемами обучения детей - инофонов. 3. Обязательный аспект проведения урока – воспитательное и позитивно - эмоциональное воздействие на учащихся: все компоненты урока призваны обладать культурно - значимым и нравственно - воспитательным потенциалом. 4. Урок должен давать возможность как гр упповой (коллективной) формы работы учащихся, так и одновременной индивидуализации обучения (что обеспечивает работу каждого учащегося). Таким образом, происходит стимулирование способностей детей в смешанном классе и создается учебная перспектива в отноше нии конкретного обучающегося. 5. Урок должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязью частей, единой логикой развертывания деятельности педагога и учащихся, а одним из базовых требований к уроку является его научность, то есть соответствие современно му уровню лингводидактической мысли, педагогики, психологии. 6. Урок должен отражать искусство педагога, иметь свой методический «почерк», позволяющий не столько технологизировать процесс обучения, сколько придать ему личностный смысл. 7. Урок обязан обладать внутренней логикой с четким переходом из одной части в другую в соответствии с лингводидактической целью и закономерностями процесса обучения (под внутренней структурой урока подразумеваются шаги, обусловливающие движение к достижению целей, отчасти это от ражает технологическая карта урока). 8. На уроке должны осуществляться как планомерное повторение, так и систематический контроль освоенного, что позволит учителю реализовывать обратную связь и находить рациональные пути к развитию личностных, метапредметных и предметных достижений учеников. 9. Главный критерий качества урока состоит не столько в разнообразии тех или иных видов работы, сколько в осуществлении динамики обучения. 10. Применение интерактивных средств – с целью повышения продуктивности обучения – должно быть систематическим и подразумевать решение конкретных учебно - практических задач. 11. Современный урок русского языка должен дать возможность учителю не только реализовать свой личностный потенциал, но и продемонстрировать образец высокопрофессиональной языковой, коммуникативно - речевой и педагогической культуры общения. В ходе обучения государственному русскому языку у детей - инофонов должна сложиться опорная система владения следующими метапредметными действиями: речевыми, среди которых следует выделить навыки смыслового (целевого) чтения и работы с информацией (запрос, обработка, усвоение), а также собственно коммуникативными, необхо димыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками и дальнейшей социализации. Введение Федеральных государс твенных образовательных стандартов (ФГОС) в систему школьного обучения в России, задачи гуманизации и гуманитаризации образования диктуют необходимость дальнейшего поиска путей оптимизации процесса обучения русскому языку и его отражения в структуре современного урока. Материалы, разработанные в ходе реализации педагогического проекта:  Карточки - информа торы по орфографии (Приложение 1 );  Карточки - информато ры по пунктуации (Приложение 2 ).