Выступление на педсовете Специфика реализации ФГОС на уроках французского языка в начальной школе


Муниципальное казенное образовательное учреждение «Теляковская СОШ»
Ясногорского района Тульской области
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Специфика реализации ФГОС на уроках французского языка в начальной школе».
Подготовила: Е.А.Лыгорева учитель французского языка
I квалификационной категории
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное образование.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей отечественного образования, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
При сформированности коммуникативной компетентности выпускник начальной школы научится:
представлять себя устно и письменно, заполнять анкету, письмо, поздравление;
представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).
Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает предметные компетенции:
речевую;
языковую;
социокультурную;
компенсаторную;
учебно-познавательную.
Речевую компетенцию выделяют как самую главную.
Речевая компетенция — совершенствование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности:
говорении;
аудировании;
чтении;
письме.
С принятием стандарта нового поколения меняется отношение к субъекту учебного процесса, он становится центром учебного процесса. В требованиях образовательной программы начального образования не употребляется термин «должен», а «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться».
В стандарте 2004 года основное внимание уделялось предметным умениям, а в стандарте нового поколения большое значение уделяется метапредметным умениям. И если рассмотреть данную таблицу, то можно увидеть, что при сформированности речевой деятельности обучающийся, получив определённые умения в одном предмете (то есть выпускник научится), сможет их применить в любом другом (выпускник получит возможность научиться). Мы обучаем детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика.
На уроках обучающимся предоставляю возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей.Изъясняюсь на языке, доступном пониманию ученика.
Учитываю актуальный уровень развития учащихся и их подготовки для создания реальных условий выполнения коммуникативной задачи.
• Ставлю многоуровневые задачи, то есть предполагающие возможность оценить общий подход к их решению и выбрать необходимую стратегию.
• Решаем модульные задачи, то есть предполагающие возможность менять некоторые из условий.
В стандарте нового поколения также большое значение уделяется самостоятельной работе обучающегося. В связи с этим я использую в урочной деятельности такие технологии, как метод проектов, проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др. Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.Провожу уроки в нетрадиционной форме:
•урок-презентация («Система образования во Франции»);
•урок-игра («Путешествие по зоопарку»);
•урок-соревнование («Что вы знаете о Франции?»);
•видео-урок («Путешествие по франкоговорящим странам»);
•урок-брейн-ринг («Достопримечательности Парижа»);
•урок-защита проекта и т. д.
Такие типы учебных занятий необходимы, так как теперь в новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, на умение анализировать свои действия и слова, на развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения называются универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент на уроках французского языка делается на формирование УУД.
Безусловно, овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других - на формирование других видов УУД. Но в целом, на современных уроках французского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
На этапе формулирования темы и целей урока у обучающихся формируются познавательные и регулятивные УУД. При обучении целеполаганию мы практикуем введение проблемного диалога, в результате которого дети определяют границу того, что они знают, а что им только предстоит изучить и формулируют цель урока. Сообщение темы и цели также может осуществляться в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса.
При составлении сценарного плана урока главной целью ставлю не успеть выполнить все, что запланировано, а организовать деятельность детей по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и т.д. Задания формулирую следующим образом: вместо традиционных спишите,

сравните, выпишите и выполните, предлагается обучающимся проанализировать, доказать и объяснить, выразить символом, схему или модель, продолжить, обобщить и сделать вывод, исследовать, оценить, изменить, придумать и т.д.Так же использую развивающие языковые игры.
При планировании практической деятельности учащихся на уроке учитываю дифференциацию обучающихся по уровню подготовки и по темпу работы. Подбираю такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить детей учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов.
При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД.
В конце урока обучающиеся совместно со мной подводят итоги, отвечают на следующие вопросы: понравился ли вам урок, был ли он полезен/понятен, как я работал на уроке. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников ребятам предлагается высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на французский). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно использовать такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность . Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Можно проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, полугодия, после изучения какой-то темы. Среди наиболее эффективных приемов рефлексии можно выделить следующие:
• незаконченное предложение (Я понимаю..., Я знаю… Я могу объяснить, как.... и т.д. );
• тезис;
• оценка знаний и достижений (Я не знал ... - Теперь знаю ...);• анализ субъективного опыта (Я могу организовать..., Я могу применить...);
Более половины времени урока отвожу на самостоятельную деятельность учащихся.
Кроме того, не стоит забывать о таком важном моменте, как здоровьесберегающие технологии. Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, пение, физкульт-минутки.
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.

Новый стандарт предполагает также и внеурочную деятельность обучающихсяВ этом году у нас в школе работает кружок французского языка «Франция Театральная», где одним из приёмов моей работы выступает работа с драматизацией. Драматизация — уникальный способ реализовать и продемонстрировать все достигнутые цели изучения ИЯ (личностные, метапредметные и предметные).
Помимо инсценировок, на кружке мы знакомимся с французскими праздниками. Такие французские праздники как « Noël », « St Valentin » всё больше внедряются в нашу жизнь. Я знакомлю ребят с традициями и обычаями франкоговорящих стран, таким образом повышается интерес к языку.
Викторины обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе. Они способствуют:
•созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету;
•использованию возможностей межличностной коммуникации учащихся;
•развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей.
При внедрении ФГОС школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.