Логопедическое занятие для подготовительной группы Путешествие в сказочный лес


Путешествие в сказочный лес
(логопедическое занятие для подготовительной группы)
Цель: обобщение представлений детей о гласных и согласных звуках.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Продолжать учить соотносить звук и букву.
Учить читать написанное слово Рома.
Закреплять умение читать слоги из пройденных букв.
Закреплять умение различать гласные и согласные звуки и буквы.
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух, восприятие.
Развивать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим, умея слушать собеседника и не перебивать его.

Оборудование: Колесникова Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь. Оборудование для дыхательной гимнастики (вертушка, стеклянные пузырьки объёмом 10 мл, бумажные снежинки). Иллюстрации: Старичок-Звуковичок, сказочная Фея, домик с красной крышей для гласных букв, домик с синей крышей для согласных букв. Фонограмма «песенки гласных звуков». Красные кружочки с артикуляцией гласных звуков. Мягкая игрушка медведь.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Логопед. Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказочный лес. А чтобы путешествие было лёгким, разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
- Папа, мама, брат и я
Вместе дружная семья
Один, два, три, четыре
Все живём в одной квартире
2. Дыхательная гимнастика
Снова у нас в гостях Старичок – Звуковичок (выставляется иллюстрация). А у него есть подружка Воздушная Струйка. У вас, ребята, она тоже есть. Подуйте на свою ладонь, на вертушку. А теперь поиграем.
Игра «Посвистим в пузырёк».
Губы – в улыбке, широкий кончик языка – на нижней губе. Пустой пузырёк прижать к подбородку. Ребёнок направляет воздушную струю на кончик языка, стараясь попасть в пузырёк.
Игра «Сдуй снежинку с ладошки».
Губы – в улыбке, широкий кончик языка – на нижней губе. Сделать вдох и на выдохе сдуть бумажную снежинку с ладошки.
3. Объявление темы занятия.
Во время нашего путешествия я расскажу вам сказку о том, как медвежонок познакомился со звуками в своём лесу. Вы уже знаете много звуков, поэтому будете мне помогать.
Однако, я забыла представить ещё одну подружку Старичка – Звуковичка сказочную Фею (выставляется иллюстрация), которая живёт в необыкновенном доме со своим сыном. А как зовут её сына, вам и предстоит узнать. А для этого необходимо выполнить задание № 1 в рабочей тетради на странице 22 (написать под каждой картинкой букву, соответствующую первому звуку в её названии, и прочитать как зовут мальчика).
Итак, сына сказочной Феи зовут... (Ответы детей: Рома).
А теперь – сказка.
4. Сказка.
В одном лесу жил медвежонок (в руках у учителя-логопеда мягкая игрушка). Он очень любил гулять по лесу. Однажды он шёл долго–долго и увидел сказочный домик с красной крышей (выставляется иллюстрация).
В домике кто-то пел. Медвежонок услышал песенку (звучит «песенка гласных звуков» на мелодию собственного сочинения).
А-а-а, а-а-а – шире ротик детвора
У-у-у, у-у-у – губки хоботком тяну
И-и-и, и-и-и – губки к ушкам растяни
О-о-о, о-о-о – наши губки колесо
Э-э-э - повторяем дружно Э
Ы-ы-ы – тянем мы на все лады
- Какие чудесные звуки! Как поют!– подумал медвежонок и тихонько постучал в дверь.
Дверь открылась и его встретили звуковички - красные кружочки (показываются кружочки с артикуляцией гласных звуков).
- Здравствуй, — сказали они, — кто ты?
- Я – обыкновенный медвежонок, зовут меня Мишутка, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?
- А мы звуки.
- Как же вас зовут?
(По артикуляции гласных, символически изображённых на картинке, дети определяют звуки. У каждого ребёнка на столе набор гласных букв. Ребёнок называет звук, показывает букву. Модель ответа детей: «Меня зовут А»)
- Очень приятно познакомиться! – сказал Медвежонок.
- А фамилия у нас у всех одна,- сказали звуки.
-Да? — удивился медвежонок,- Какая же у вас фамилия?
- Все мы — … (Ответы детей: «Гласные!»)
Давайте, ребята, покажем медвежонку, какие мы знаем гласные буквы. А каким цветом мы их обозначаем? (Ответы детей: красным). И теперь выполним задание № 3 в рабочей тетради на странице 23 (закрасить кубики с гласными буквами красным карандашом).
Посмотрел медвежонок на выполненную работу и сказал:
- Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте! Можно, я еще к вам приду?
- Будем очень рады!
И пошёл медвежонок дальше.
5. Физкультминутка «Мишка шёл...»
Учитель-логопед берёт игрушку медведя и читает стихотворение, а дети выполняют движения, соответствующие тексту.
Мишка шёл-шёл-шёл,
К мосту подошёл,
Мост перешел,
Дальше пошел.
Мишка шёл-шёл,
К горке подошёл,
В горку вошёл,
С горки сошёл.
Мишка шёл-шёл
И к деткам пришёл.Вдруг видит – стоит синий домик (выставляется иллюстрация). Остановился медвежонок, стал слушать. Но песенку не услышал. Зато в домике кто-то рычал (как? – Дети определяют 1-й звук в слове «рычал»), мычал (как?…), летал (как?...), понукал (как?...).
Вдруг дверь открылась и медвежонок услышал:
- Привет! Ты кто?
- Я – обыкновенный медвежонок, зовут меня Мишутка, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?
- Мы звуки.
- Ой, как много звуков в нашем лесу! Я вас всех и не запомню сразу!
- А зовут нас…
И тут поднялся страшный шум, потому, что они все вместе назвали свои имена. (Дети хором произносят по согласному звуку).
- Всё! Всё! Тихо! – закричал медвежонок. Но звуки шумели. Тогда медвежонок закричал: «Тихо! Я что-то придумал!». Звуки замолчали, а потом спросили хором:
- Что?
- Вам нужна одна фамилия, чтобы сразу было понятно, что вы все умеете шуметь! Вы согласны?
- Да! Да! — закричали звуки. - Мы согласны!
И так они кричали долго-долго: «Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны!»…
- Стоп!- крикнул Мишутка. Если вы согласны, значит – вы… (Ответы детей: «Согласные!»).
- Ура!!! Мы согласные! Мы согласные! Мы согласные!
- Ой-ой-ой! — закричал медвежонок, — Как же вы шумите! Пойду-ка я в другой домик. Там живут другие звуки – Гласные. Они песни поют, а вы только шумите!
- А мы тоже хотим петь, но не умеем,- сказали согласные грустно. Может, ты что-нибудь придумаешь?
- Я придумал! Вам надо подружиться с гласными и петь вместе.
- Но как? Мы же не умеем петь!
- И не надо. Вы будете помогать – произносить свои звуки, а гласные будут петь свои. Вместе получатся слоги и слова. А слоги и слова можно и произносить, и петь, и даже читать. Пойдём к гласным в гости? (Ответы детей: «Да!»). Они будут рады! И выполним задание № 2 в рабочей тетради на странице 22 (соединить лучики с серединой солнышка и прочитать слоги).
6. Итог занятия.
О чём мы сегодня говорили?
Что понравилось больше всего?
Ребята, наше занятие окончено, давайте попрощаемся с жителями сказочного леса и покажем, с каким настроением мы возвращаемся домой. Спасибо!!!