«Групповая работа как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС в начальной школе»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Натальинская средняя общеобразовательная школа

Публичное представление собственного педагогического опыта
«Групповая работа как средство
формирования УУД в условиях реализации ФГОС в начальной
школе»
Автор: Шишкина Людмила Васильевна,учитель начальных классов МБОУ Натальинская СОШ
2014-2015 уч.г.
«Групповая работа как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС в начальной школе»
Я, учитель начальных классов сельской школы Шишкина Л.В работаю по комплекту У М К "Гармония".
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней.
Что такое развивающее обучение? Каковы его характерные признаки? Чем оно отличается от привычного, которое стали называть, "традиционным" и вкладывать в это понятие отрицательный оттенок? Вот круг вопросов , на которые прежде всего ищут ответы учителя.
Нельзя сказать, что идея развивающего обучения нова, что раньше проблемы развития ребёнка в процессе обучения не ставились и не решались. Я могу перечислить ряд имён (Л.С.Выготский, Е.Н.Кабанова-Миллер, Н.Я.Менчинская , И.С.Якиманская и др.) с которыми связаны проблемы развития личности в процессе обучения. В тот или иной период развития общества эта идея выдвигалась на передний план или временно "забывалась", но никогда не снималась, никогда не прекращалось её изучение. Определив развивающее обучение в самом общем виде как обучение, направленное на развитие детей, важно для дальнейшей его характеристики разобраться в таком понятии, как содержание развития в младшем школьном возрасте, и тем самым ответить на вопрос: что развивать в ребёнке? Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.
Я неоднократно повторяю слова В.А.Сухомлинского, ставшие для меня главным принципом: "В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат ". И вновь анализирую свою работу, ищу новые подходы к вершинам знаний и успеха.
Исходя из принципа - не проводи с детьми того, что самой неинтересно, я нашла то, что не надоедает. Самые разнообразные по содержанию и по форме уроки бывают очень интересными и позволяют не только закрепить обширный материал, но и расширить знания ребят. На уроки к нам приходят гости из любимых мультфильмов с портфелем "Эрудит", из которого дети выбирают задания по своим способностям. Группа сильных учеников -моих помощников , первыми выполнившие свои задания, проверяют подготовку детей, оценивая иногда строже меня.
Развитие детей в школе должно происходить на основе современных технологий и методик, которые помогут учащимся владеть учебной деятельностью, т.е. уметь учиться («умею учить себя»), развивать познавательные интересы («люблю учиться») и внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность и деятельность своих товарищей»).
Обладая большим опытом работы в образовательной сфере, я имела возможность убедиться в том, что на разных этапах профессиональной деятельности эффективными бывают и разные методы работы с детьми. Опытным путём отсеивались менее эффективные формы работы, и по крупицам собиралось и применялось все более плодотворное и результативное, приносящее удовлетворение в работе и мне, и детям.
Ещё много лет назад я стала применять эпизодически парную работу, а затем уже внедряла её и в групповую работу с временными творческими группами. Со временем этот вид работы стал необходимостью, так как давал положительные результаты. Сейчас все работают по федеральному образовательному стандарту нового поколения и развитие детей в школе должно происходить на основе современных технологий и методик, которые помогут учащимся владеть учебной деятельностью, т.е. уметь учиться («умею учить себя»), развивать познавательные интересы («люблю учиться») и внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность и деятельность своих товарищей»).
И я считаю, что именно групповая технология является наиболее приемлема при формировании компетентностей учащихся, что предполагает новый стандарт. Поэтому приоритетным направлением в своей работе ставлю групповую методику. Использование на уроках групповой работы убедили меня в том, что:
1. Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.
2. Меняется характер взаимоотношений ,возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся.
3.Между детьми исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность.
4.Растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.
5.Сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя.
При работе в группах должны действовать воспитательные задачи:
умение слушать и слышать;
умение правильно относиться как к своей работе так и коллективной;
умение правильно оценивать деятельность свою и своих товарищей;
умение подчиняться правилам поведения в группе;
общение и совместная деятельность позволяют укреплять друг в друге самостоятельность, независимость;
Каковы же мотивы включения в совместную учебную деятельность?
Вместе работать веселее и интереснее.
Общение, положительный настрой, ведь практически все дети имеют опыт коллективных действий игровых или трудовых.
Возможность научиться способам взаимодействия в обучении (при распределении этапов работы).
Лучшее запоминание материала.
Возможность сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту.
Групповая технология даёт:
1.каждому ребёнку эмоциональную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера
2.возможность самоутвердиться
3.даёт учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
Результатами моей работы по данной технологиям считаю: хорошие результаты качества знаний в классах, а также готовность ребёнка к взаимодействию с окружающим миром, способность работать с информацией разного типа, желание и умение проявлять самостоятельность и инициативу, способность использовать средства речи для получения и передачи информации, умение участвовать в диалоге, способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, способность переводить практическую задачу в учебную, способность решать учебную задачу творчески.