Выступление по теме Технология проблемно-диалогового обучения


Технология проблемно-диалогового обучения
Проблемно-диалогическое обучение представляет собой современную дидактическую систему развивающего образования, позволяющую заменить традиционный урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. Данная технология относится к технологиям деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Автором технологии проблемно-диалогического обучения является кандидат психологических наук Мельникова Елена Леонидовна.
Проблемно-диалогическая технология создана на основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях: проблемном обучении и психологии творчества. Технология носит общепедагогический характер, т.е. может быть реализована на любом учебном предмете и любой образовательной ступени.
Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества, обеспечить творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Условно обучение можно разбить на 2 этапа:
1 этап - постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования). При этом используются следующие методы обучения:
   -побуждающий от проблемной ситуации диалог;
 -подводящий диалог;
   -сообщение темы урока мотивирующим приемом.
2 этап  - поиск решения (это этап формулирования нового знания). При этом используются следующие методы обучения:
 -побуждающий к гипотезам диалог;
  -подводящий к знанию диалог.
Как видно, диалог пронизывает весь процесс обучения. В ситуации «ученик-учитель» учебный диалог превращается из метода передачи учебной информации в метод ее самостоятельного добывания, с помощью которого ученик усиливает свои познавательные возможности и творческие способности. Диалог - вид деятельностного обучения. Он учит обучающихся отстаивать свою позицию, учит навыкам коммуникации, делает каждого участника диалога субъектом рождения и получения знаний, закрепляет знания в ходе активного диалогического общения обучающихся.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся.
На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом:
Сначала учитель создает проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками.
На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т. е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Результатом побуждающего диалога является развитие творческих способностей ученика.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которые активно задействуют и развивают логическое мышление учеников.
На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.
На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее. Результатом подводящего является развитие логического мышления.
Технология проблемно-диалогового обучения рассматривает использование различных приёмов создания проблемной ситуации. Рассмотрим некоторые приемы.
Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением учащимся противоречивых фактов.
Тема. Элементы 4 группы главной подгруппы (9 класс)
Учитель Ученики
Прочитайте формулы соединений.
- Найдите схожие по составу формулы.
-К какому классу относятся?
- Определите группу и положение элементов в ПСХЭ, степени окисления (предъявление первого факта).
- Какое агрегатное состояние имеют вещества?
(Предъявление второго факта)
-Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)
- Какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы) H 2О , CO2, Al2 O3, SiO2, N2 O5.
- CO2, SiO2.
-Оксиды.
- 4 группа, главная подгруппа, неметаллы
- степень окисления +4.
- CO2 — газ, SiO2 — твердое вещество (возникновение проблемной ситуации).
- Неметаллы имею сходное строение атомов, их оксиды похожи по составу, но оксиды имеют имеют разные физические свойства
(осознание противоречия).
- Почему оксиды углерода и кремния имеют разные агрегатные состояния? (Учебная проблема как вопрос)
Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием по новому материалу
Тема «Соединения алюминия» (9 класс)
Учитель Ученик
- Всегда ли в химии соблюдается математическое правило «От перемены мест слагаемых сумма не меняется»? То есть, будет ли разница в полученных результатах от того, что одни и те же вещества мы будем смешивать в разном порядке?
- Учитель показывает опыт по получению гидроксида алюминия двумя способами:
1) к хлориду алюминия приливает щелочь (осадок появляется и тут же исчезает)
2) к щелочи приливает раствор хлорида алюминия (осадок появляется и не исчезает)
( предъявление научного факта)
- Какое было мнение о соблюдении правила?
- Как вы думаете, почему в первом опыте мы не получили нерастворимое основание?
( побуждение к осознанию противоречия) - Какая разница? Результат будет один

- Результат разный
(возникновение проблемной ситуации)

- (осознание противоречия)
? ( учебная проблема как вопрос)
Тема: «Гидролиз солей» (11 класс)
Учитель Ученик
- Мы с вами уже знакомы с тем, что кислоты имеют кислую среду растворов и лакмус изменяет окраску на красную. В растворах щелочей лакмус синеет.
- Какую окраску будет приобретать лакмус в растворах солей?
- Показывается опыт, где соли имеют кислую, щелочную и нейтральную среду, а лакмус соответственно приобретает красную, синюю и фиолетовую окраску
(предъявление научного факта)
Почему соли могут иметь разную среду? ( побуждение к осознанию противоречия)
- Что будем изучать? ( побуждение к формулированию проблемы) -останется фиолетовым, так как в растворах солей не присутствуют кислоты и щелочи (обычный ответ, ошибочный)
(возникновение проблемной ситуации)
-Сложно ответить
(осознание противоречия)
- Реакция среды растворов солей
( учебная проблема как тема урока)
Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом.
Тема. Гидролиз солей (11 класс)
Учитель Ученики
-Какую среду имеют кислоты, основания, вода?
- Какую среду будут иметь соли?
- Такой среды нет. (Показывает опыт, где соли имеют кислую, щелочную и нейтральную среду.) (Предъявление научного факта)
-Почему соли могут иметь разную среду? (Побуждение к осознанию противоречия)
- Что будем изучать? (Побуждение к формулированию проблемы) - Кислая, щелочная, нейтральная.
- Соленую (обычный ответ, ошибочный).
(Возникновение проблемной ситуации)
- Сложно ответить (осознание противоре-чия).
- Реакция среды растворов солей (учебнаяпроблема как тема урока)
Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим.
Тема. Элементы 6 группы (9 класс)
Учитель Ученики
- Определите степени окисления по положению в ПСХЭ у О и S (практическое задание).
- Какова степень окисления S в формулах SO2 и SO3 ?-В атомах О и S строение внешнего электронного слоя одинаково. Почему О не проявляет аналогичные степени окисления?
(Побуждение к осознанию противоречия)
- Какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы) -Степени окисления –2, +4,+6.
(Возникновение проблемной ситуации)
(Осознание противоречия)
Откуда берутся валентные электроны? (Учебнаяпроблема как вопрос)
Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «Яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «Актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно. «Яркое пятно» — это может быть ребус, видеосюжет, картина, отрывок из текста, любой интригующий материал из жизни.
Например, тему: «Теория электролитической диссоциации» начинаем с опыта по исследованию электропроводимости воды, сухой соли, раствора соли в воде. При изучении темы «Жесткость воды». Сравниваем образование пены в жесткой и мягкой воде. Данные опыты достаточно ярко демонстрируют свойства веществ и вызывают неподдельный интерес. Тему «Гидролиз» можно начать с сатирического стихотворения:
Лежа дома на диване,
Про прогулку думал Ваня.
— Сколько в мире, — думал Ваня, —
Есть кислот и оснований
Например, вода морей —
Это ведь раствор солей.
Где-то я читал когда-то:
Там хлориды и сульфаты…
И соляной там и серной
Кислоты полно, наверно:
Ведь вчера прошли мы в школе,
Что в воде идет гидролиз!
И зачем себе на горе
Люди в отпуск едут к морю?
Если долго там купаться,
Можно без трусов остаться:
Ткань любую кислота
Растворяет до конца.
Ванин слушая рассказ,
Целый час смеялся класс.
Учитель. О каком процессе сегодня на уроке пойдет речь? (О гидролизе)
— Исходя из рассказа Вани, скажите, что такое гидролиз. (Взаимодействие солей с водой)
— Что может быть, по мнению Вани, продуктом гидролиза? (Кислоты)
Затем учитель формулирует тему уроку и начинает изложение материала.
Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. Дети «открывают» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: они усваивают лучше то,что открыли сами и выразили по своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
Технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал». При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.
Проблемно-диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной), в то время как традиционные методы всегда фронтальны.
При проблемно-диалогических методах средства обучения (опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний, а при традиционных методах они обслуживают репродуктивное усвоение знаний.
Технология проблемного диалога является эффективным средством реализации ФГОС, обеспечивает формирование всех видов универсальных учебных действий:
-регулятивных УУД (умение решать проблемы);
- коммуникативных УУД (использование диалога);
- познавательных УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы).
УУД, формируемые на основных этапах урока:
Название этапа урока Цель Формирование УУД
1 Организационный момент Включение учащихся в деятельность на личностно -значимом уровне Личностные: смыслообразование,
самоопределение
2 Актуализация знаний Повторение материала, необходимого для изучения новой информации, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося Познавательные (логические): анализ, синтез, сравнение, обобщение
3 Возникновение проблем-
ной ситуации Создать проблемную ситуацию на основе противоречий Познавательные (общеучебные): умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации
4 Постановка проблемы
(целеполагание) Обсуждение «затруднений», проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить Регулятивные: целеполагание, планирование
5 Поиск решения
Выдвинуть гипотезы. Построить выход
из затруднения. Проверить гипотезу
Регулятивные: целеполагание, планирование. Познавательные (логические)
6 Выражение решения Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала
Общеучебные: моделирование
7 Применение знаний
на практике
Закрепить полученные знания в упражнениях, в которых новое знание используется вместе с ранее
изученным материалом
Личностные: самоопределение,
смыслообразование. Регулятивные:
взаимо- и самоконтроль, взаимо-
и самооценка
8 Самостоятельная работа
Каждый учащийся для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет
Регулятивные: взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценка
9 Итог урока
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов
своей деятельности и всего класса
Общеучебные: рефлексия.
Личностные: самоопределение,
смыслообразованиеОсновными достоинствами данной технологии является то, что:
  - ребенок является субъектом обучения;
 - происходит развитие познавательной активности ученика;
  - обеспечивается формирование логического мышления и речи учащихся;
  - технология является здоровьесберегающей, т. к. строится на интересе ребенка.
Список использованных источников
Литература
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., АПКиПРО, 2002, 2006. 168 с.
Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сб. материалов. - М., Баласс. 2006. С. 144-180.
Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. - М.: Баласс, 2008. С. 272-286.
Интернет-ресурсы
http://www.kpmo.ru. Конференция «Информационные технологии в образовании».
http://www.ito.su. Международная конференция «Применение новых технологий в образовании».