Сценарий урока по химии с использованием задачной формы обучения


Сценарий урока по химии с использованием задачной формы обучения
«Вычисление массы (объёма) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке».
Класс: 8
Дата 05.12.2015
Учитель: Пестова Татьяна Михайловна, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени А.И. Исаевой», город Нефтеюганск
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока: освоение учащимися способа деятельности по решению задач, если одно из исходных веществ дано в избытке.
Задачи урока:
порождение способа решения нового вида задач по уравнению химической реакции через сценирование ситуации учения – обучения;
развитие умения анализировать и подбирать аргументацию при решении задачи, способ которой неизвестен;
воспитывать интерес к предмету через содержание учебного процесса и создание ситуации успеха, воспитывать умение работать в группе.
Особенности роли учителя: координатор учебной деятельности учащихся.
Методы обучения: словесный, проблемный, частично – поисковый.
Формы деятельности учащихся: коллективная форма деятельности, самостоятельная работа, учебный диалог.
Средства, имеющиеся у учащихся: основные понятия и формулы, необходимые для решения задач по уравнению химической реакции, закон сохранения массы веществ.
Используемая технология: задачная форма организации учебной деятельности.
Оборудование: компьютер, экран, презентация «Решение задач по уравнению химической реакции», Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, раздаточный материал с условиями задач.
Время проведения: 1урок (40 минут).
Технологическая карта урока
№ Этап урока Цели этапа Форма деятельности учащихся Время
1 Организационный Концентрация внимания учащихся и ориентирование на работу. Беседа 3
2 Актуализация знаний.
Ситуация успеха Актуализация знаний.
Проверка освоенности учащимися ранее изученных способов решения.
Создание ситуации успеха, мотивирующей учащихся на дальнейшую работу. Учебный диалог с использованием презентации.
Самостоятельная работа учащихся с последующим обсуждением.
5
3 Учебная ситуация. (Задание- «ловушка»). Организация «сбоя» в деятельности учащихся.
Самостоятельная работа учащихся с последующим обсуждением. 5
4 Рефлексия
Вывести учащихся в рефлексивную позицию:
- перечисление используемых ранее методов решения;
- соотнесение этих методов с новым материалом;
- осознание невозможности применения этих методов Коллективная форма деятельности учащихся. 7
5 Порождение учащимися нового способа.
Организовать ситуацию нахождения способа решения задачи, если одно из исходных веществ взято в избытке.
Коллективная форма деятельности учащихся. 15
6 Рефлексия действий по порождению нового способа Зафиксировать в устной и письменной речи способ решения задачи
Фронтальная 2
7 Итог урока Проанализировать степень и качество достижения цели урока. Эвристическая беседа 3
Ход урока
I этап
Организационный момент.
Концентрация внимания учащихся и ориентирование на работу.
II этапАктуализация знаний. Ситуация успеха.
Цель: проверка освоенности обучающимися ранее изученных способов решения;
cоздание ситуации успеха, мотивирующей учащихся на дальнейшую работу.
Организация учебного диалога.
На предыдущих уроках мы освоили решение задач по уравнению химической реакции.
1. Вопросы учителя на знание теоретического материала.
(Учащиеся дают обоснованные ответы на вопросы учителя)
1) Какие два способа можно использовать при решении задач по уравнению химической реакции? (Решение с использованием пропорции и с использованием понятия «количество вещества».)
2) Какой способ является основным? (Решение с использованием понятия «количество вещества». Пропорцию используем только на этапе нахождения количества неизвестного вещества).
3) Какие две основные формулы используются в работе? (Формула вычисления массы m=M*n?где m-масса вещества, M-молярная масса, n-количество вещества. Формула вычисления объёма газообразного вещества, взятого при нормальных условиях (н.у.) V=Vm*n? Где V-объём газа, Vm-молярный объём газа, n- количество вещества. Vm при (н.у.) величина постоянная Vm=22,4 л/моль)
2. Учитель предлагает воспроизвести алгоритм решения задач.
Возможный ответ учащихся:
а) Запишем краткое условие задачи.
б) Найдём количество вещества, масса(объём) которых даны в условии задачи по формуле n=m/M (или n=V/Vm).
в) Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты.
г) Над формулами веществ запишем найденные количества веществ, а под формулами – стехиометрические соотношения, отображаемые уравнением реакции.
д) Вычислим количество вещества, массу (объём) которого требуется найти. Для этого составим пропорцию.
е) Найдём массу (объём) вещества, которые необходимо вычислить.
ж) Запишем ответ.
Учитель развивает «ситуацию успеха» и предлагает обучающимся решить задачу, используя алгоритм.
Учащиеся работают в тетрадях самостоятельно. На доске записывает решение учащийся, который раньше других справился с работой. Остальные проверяют своё решение.

Задача: Рассчитайте, какая масса оксида цинка получится при сжигании цинка массой 6,5г.
Дано: Решение:
m(Zn)=6,5г M(Zn)= 65г/моль M(ZnO)=81г/моль n(Zn)=m/M=
m (ZnO)-? 6,5г/65г/моль=0,1моль
0,1 моль x моль
2Zn +O2=2ZnO n=2моль n=2моль
0,1моль/2моль = x моль/2 моль
x= 0,1*2/2=0,1 моль n(ZnO)=0,1моль
m(ZnO)=M(ZnO)*n(ZnO) m(ZnO)=81г/моль * 0,1моль =8,1г
Ответ: m(ZnO)=8,1г.
III этапУчебная ситуация. (Задание- «ловушка»).
Цель: организация «сбоя» в деятельности учащихся.
Обучающиеся работают в группах (4 человека).
3адача.2 Вычислите массу сульфида магния, полученного в результате взаимодействия 48г магния и 48г серы. (задание-«ловушка»).
Выполняя данное задание, учащиеся решают задачу по алгоритму. Учитель организует «сбой», когда выясняется, что у учащихся, вычислявших массу сульфида магния, по массе серы ответ отличался от тех, кто решал задачу, используя массу магния.
Возможные варианты решения:
n(Мg)=48г/24г/моль=2моль
n(S)=48г/32г/моль=1,5моль
M(Мg)=24г/моль
M(S)=32г/моль
M(МgS)=56г/моль
2моль x моль
Мg + S = МgS n=1 моль;n=1 моль; n=1 моль
по уравнению реакции n(Мg)=
n (МgS),
следовательно n(МgS)=2 моль.
m(МgS)= 56г/моль*2моль=112г.
n(Мg)=48г/24г/моль= 2моль
n(S)=48г/32г/моль=1,5 моль
M(Мg)=24г/моль
M(S)=32г/моль
M(МgS)=56г/моль
1,5моль x моль
Мg + S = МgSn=1 моль;n=1 моль; n=1 моль
по уравнению реакции n(S)=
n (МgS), следовательно n(МgS)=1,5 моль.
m (МgS)= 56г/моль*1,5моль= 84г.
«сбой» в деятельности учащихся (учащиеся знают, как решить задачу, если масса (объем) одного вещества известны, а массу (объем) другого вещества необходимо выяснить и учащиеся не знают как решить задачу. если даны исходные массы двух веществ.
IV этапРефлексия
Цель: вывести учащихся в рефлексивную позицию:
- перечисление используемых ранее методов решения;
- соотнесение этих методов с новым материалом;
- осознание невозможности применения этих методов.
Коллективная форма деятельности учащихся.
Действия учителя Действия учеников
Учитель организует коммуникативное взаимодействие учащихся.
Учитель фиксирует несостоятельность или проблематичность использования тех или иных методов решения.
Исходя из того, что дана одна и та же масса исходных веществ (Мg и S) учащиеся используют любое вещество для расчетов, но ответы получаются разные.
V этапПорождение учащимися нового способа.
Цель: организовать ситуацию нахождения способа решения задачКоллективная форма деятельности учащихся.
Действия учителя Действия учеников
Учитель координирует деятельность учащихся по порождению нового способа, организуя «трассу движения» мыслительной деятельности обучающихся
Учащиеся выдвигают гипотезу, способ действия:
предлагают сложить массы веществ, чтобы получить ответ в задаче.
Исходя из закона сохранения массы веществ, ответ должен быть 48+48 = 96г,
Учитель фиксирует, что в этом случае учащимися не учитывается количество молей взятых веществ. Закон сохранения массы справедлив, если расчеты проводятся по уравнению реакции с учетом стехиометрических соотношений, т.е. коэффициентов.
Учитель подводит учащихся к тому, что сравнивать вещества можно только по количеству, но не по массе веществ.
Учащиеся возвращаются к уравнению реакции и смотрят на стехиометрическое соотношение исходных веществ.
По уравнению реакции 1 моль магния реагирует с 1 моль серы, а по решению 48г магния – это 2 моль, а 48г серы – 1,5 моль.
Учащиеся понимают, что магний не полностью вступил в реакцию:
2 моль – 1,5 моль = 0, 5 моль магния не прореагировало.
Следовательно, магний взят в избытке и по нему нельзя определить массу сульфида магния.
Это новый вид задач, когда одно из исходных веществ взято в избытке.
Организует ситуацию проверки усвоения способа решения задач нового типа
Учащиеся вносят дополнения в известный им алгоритм решения задач по уравнению химической реакции.
а) Запишем краткое условие задачи.
Б) Найдём количество вещества, масса (объём) которых даны в условии задачи по формуле n=m/M (или n=V/Vm).
в) Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты.
г) Над формулами веществ запишем найденные количества веществ, а под формулами – стехиометрические соотношения, отображаемые уравнением реакции.
д) Определив то вещество, которое взято в избытке, исключить его из дальнейших расчетов.
е) Вычислим количество вещества, массу (объём) которого требуется найти. Для этого составим пропорцию.
ж) найдём массу (объём) вещества, которые необходимо вычислить.
з) Запишем ответ.
VI этапРефлексия действий по порождению нового способа
Цель: зафиксировать в устной и письменной речи способ решения задач, если одно из исходных веществ дано в избытке.
Действия учителя Действия учеников
Учитель организует рефлексию по фиксации нового способа.
1. В чем заключалась основная трудность при решении задачи?
2. Как вы ее смогли преодолеть?
3. Учитель предлагает учащимся выделить еще раз выделить основные этапы решения задач данного вида и акцентирует внимание обучающихся на дополнении в алгоритме решения.
Учащиеся отметили, что известный им алгоритм решения не позволили им решить ее или решение имеет два ответа

Учащиеся выделяют основную мысль, что, выяснить, какое вещество необходимо для расчетов можно только информацию о количестве исходных веществ, а не по массе и объему.

VII этапИтог урока
Цель: проанализировать степень и качество достижения цели урока.
Учитель проводит рефлексию по целевому итогу урока.
Как вы считаете, умение находить неизвестный способ решения какой-то сложной задачи пригодится вам в жизни? (Учащиеся высказывают свое мнение).
Учитель обозначает результативный итог урока.
Учитель комментирует домашнее задание.
Домашнее задание
Задача.
Смешали два раствора, один из которых содержал 55,3 г хлорида бария, а другой – 17,4 г сульфата натрия. Вычислите массу образовавшегося сульфата бария.