Учитель года 2016. Конкурсное задание Методический семинар. Объяснительная записка к компьютерной презентации


Применение активных методов обучения
для реализации ФГОС НОО.
(Из опыта работы Мандрыкиной Е.А.)
Слайд 1.
Современное общество стремительно меняется. Изменились запросы общества к гражданину. Изменились и подходы к обучению и воспитанию.
Слайд 2.
ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоившим основную образовательную программу начального общего образования: личностным, предметным, метапредметным, формирование которых невозможно без активной деятельности самого учащегося.
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической и педагогической науках, так и в образовательной практике. Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе.
Слайд 3.
В связи с этим цель моей педагогической деятельности на современном этапе заключается не столько в том, чтобы обогатить школьников знаниями, сколько научить их самостоятельно добывать знания, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
Формированию умения учиться способствует активная позиция ученика на уроке.
Слайд 4.
Особенности используемых мной активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями, т.е. такое обучение, которое соответствует требованиям современных образовательных стандартов.
В 2011 году я приняла первый класс и приступила к реализации ФГОС НОО. Изучив результаты готовности детей к обучению в школе, ориентируясь на требования стандарта, пришла к выводу, что в данных условиях необходимо применение современных образовательных технологий.
Слайд 5.
Наиболее приемлемыми для меня стали интерактивные технологии. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
В своей практике я начинаю использование интерактивных форм с работы в статичных парах, для первоклассников это важный этап в обучении сотрудничеству на уроке. При формировании умения действовать в постоянных парах, можно осуществлять переход на работу в парах сменного состава, а затем уже и в группах.
Слайд 6.
Я остановила свой выбор на применении технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ). Данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, она направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Технология позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения.
Слайд 7.
Урок, построенный в соответствии с технологией критического мышления, состоит из трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия.
Слайд 8.
Первая стадия - вызов.
Слайд 9.
Дети должны применять свои полученные ранее знания, делать прогнозы, определять цели своего исследования. Ребенок становится активным только тогда, когда начинает целенаправленно мыслить и выражать эти мысли словами, т.е. демонстрирует знания (себе и другим), активно мыслит. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения нового материала.
На стадии вызова я применяю различные приемы: «Корзина идей», «Верите ли вы, что…», «Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал», «Мозговой штурм». Я часто использую  прием «Мозговой штурм». Он стимулирует творческую активность. Для обсуждения я предлагаю высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических (время обсуждения проблемы ограничивается обычно 1–5 минутами). Затем из общего числа высказанных идей мы отбираем наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Слайд 10.
      Вторая стадия - осмысление. Ребенок  вступает в контакт с новой информацией или идеями. Моя задача поддержать у детей активность, созданную во время вызова. Они должны научиться самостоятельно и активно работать. Учащиеся анализируют новую информацию: перечитывают текст, записывают или задают вопросы о том, что не поняли.
Среди множества приемов, используемых на данном этапе мне наиболее близок «Кластер «Грозди». Кластер - графический прием систематизации материала. Сфера применения кластеров необъятна. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.
Слайд 11.
Учащиеся делают попытки систематизации материала, как уже изученного, так и к изучению которого еще не приступили. Я применяю кластеры на уроках по всем учебным дисциплинам.
В 1 – 2 классах я помогаю ученикам правильно выстраивать «цепочку» при помощи кластера «Гроздь»: предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Затем они самостоятельно используют этот прием. Кластер хорош тем, что его можно использовать и при изучении новой темы на уроке и при закреплении уже изученного материала, с его помощью на уроке математики можно проанализировать и решить даже одну отдельно взятую задачу.
Слайд 12.
 Третья стадия – рефлексия. Рефлексия – это то состояние, когда информацию пропускаешь через своё видение.  
В рамках данного этапа ученик обязательно обращает полученную информацию в словесную, письменную форму, т.е. происходит осмысление новой информации. Именно на этой стадии учащиеся анализируют и пополняют свой запас знаний.
Существует много приемов, которые используются на данной стадии: «Ассоциации», «Синквейн», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» и др. На своих уроках я чаще использую «Метод пяти пальцев».
Приемы, используемые в ТРКМ, многофункциональны, работают на развитие интеллектуальных и личностных умений.
Слайд 13.
Слайд 14.
Применение технологии способствует формированию у моих учеников универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
На уроках с применением технологии «Развитие критического мышления» дети учатся работать с информацией, активно ее воспринимать, проводить анализ и преобразование информации, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения, учатся логически рассуждать, у них формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, сравнения и т.д.), следовательно, у учащихся формируются познавательные УУД.
Ученики учатся использовать средства языка, в том числе и математического, и речи для получения и передачи информации, учатся самовыражению, они активно участвуют в диалоге, учатся работать в сотрудничестве друг с другом, а значит формируются коммуникативные УУД.
Идет и формирование регулятивных УУД: умений строить гипотезы, обосновывать их, ставить перед собой обдуманные цели, сами уроки выстроенные в логической цепочке «вызов – осмысление – рефлексия», способствуют развитию регулятивных действий, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.
Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы. Человек с хорошо развитым критическим мышлением коммуникабелен, мобилен, самостоятелен. Он внимательно относится к людям и несет ответственность за результаты своей деятельности, а, значит, у него сформированы личностные УУД.
На основе программы формирования УУД, разработанной в школе, мной ведется мониторинг индивидуальной динамики уровня сформированности УУД.
Мной была проведена диагностика формирования УУД у обучающихся на протяжении четырех лет обучения (в начале и в конце каждого учебного года). Опираясь на технологическую карту формирования УУД, заполняю индивидуальную карту сформированности УУД. На основе данных индивидуальной карты составляется сводная карта сформированности УУД всего класса.
Слайд 15.
Прослеживается положительная динамика формирования всех видов УУД, что свидетельствует о том, что организация образовательной деятельности с использованием интерактивных методов обучения способствует развитию УУД у учащихся. Некоторое отставание можно заметить в формировании регулятивных УУД. Это объясняется тем, что ученики действительно затрудняются в постановке задач, планировании своей деятельности и т.п. Формирование таких умений – длительный процесс.
Применение технологии «Развитие критического мышления» способствует достижению предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО и, как следствие, стабильно высоким показателям качества знаний.
Слайд 16.
Слайд 17.
Важным элементом формирования компетенций у учащихся начальных классов, является ориентация младших школьников в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Мне использование ИКТ на уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.  
Слайд 18.
      
Технология развития критического мышления с применением ИКТ помогает повысить компетентность ученика, учит самостоятельно учиться, используя различные информационные источники, Интернет-ресурсы, уметь обращаться к своему личностному опыту.
Знакомиться с клавиатурой мои ученики начинают с первых дней в школе. Как только мы изучаем новую букву, ребята находят ее на клавиатуре. Постепенно они начинают печатать слоги и слова, предложения. В дальнейшем компьютер становится неотъемлемой частью наших уроков. Дети даже помогают мне в подготовке к урокам, самостоятельно строят диаграммы, графики, алгоритмы.
Слайд 19.
Большое значение в решении задачи формирования личностных, предметных и метапредметных результатов играет правильная организация внеурочной деятельности.
Мною разработаны и успешно реализуются программы внеурочной деятельности «Родничок» (духовно-нравственное направление), «Хочу всё знать» (общеинтеллектуальное направление), «Радуга в палитре» (общекультурное направление). На занятиях по внеурочной деятельности я стараюсь приобщить младших школьников к исследовательской деятельности, создать условия, способствующие  творческому развитию школьников.
Приоритетными для меня являются вопросы: «Как построить свою работу, чтобы воспитывать ребенка в соответствии с современными запросами общества? Как, выпустив 4 класс, не оставаться сторонним наблюдателем, а продолжать тесное взаимодействие со своими выпускниками?»
Я нашла ответы на эти вопросы, когда, работая в школьном НОУ, вплотную занялась социальным проектированием. В подготовку и реализацию проекта вовлечены почти все ученики школы. Эта работа объединяет, сплачивает, позволяет каждому внести посильный вклад в общее дело. Дети учатся работать в команде, совместно находить пути для достижения общей цели. За последние годы школьные команды под моим руководством реализовали более 10 проектов.
На X Областном конкурсе социальных проектов в рамках Всероссийской акции «Гражданин Воронежского края – гражданин России» наш проект «Всем детям рады в этом мире» стал победителем. В 2014 году на этом же конкурсе с проектом «Спешите делать добрые дела» мы заняли 2 место. В 2015 году наш проект «Свеча в ладони» получил областную общественную премию «Золотой лев – 2015».
Слайд 20.
Учитель, сколько бы лет не работал в школе, должен подходить к своей работе творчески. Но у каждого учителя свой стиль, свой почерк. Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личных компонентов учителя: от его навыков, от эрудиции (чем больше знает и умеет учитель, тем больше знают и умеют его ученики), от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски уроков.
И как бы не сердился порой учитель на своих учеников, он должен помнить слова В. Розова «Доброта – вещь удивительная, она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором всякий захочет разговаривать». Я ни разу не пожалела, что стала учителем. Школа – моя жизнь, а дети - моя радость.