Учитель года — 2016. Конкурсное задание Методический семинар. Пояснительная записка.

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
«Использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»
Савинова Л.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «Ромодановская СОШ № 2»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Тема опыта « Использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе» (Слайд 1)

Цель педагогического опыта: развитие познавательной активности учащихся на основе применения современных технологий, ведущего к повышению качества знаний младших школьников. (Слайд 2)

(Слайд 3) Актуальность и перспективность опыта
Современные образовательные технологии способствуют более успешному формированию современной научно - исторической картины мира, возможности познания окружающей действительности, созданию условий для образования учащихся в соответствии с требованиями времени и является важным средством активизации познавательной деятельности учащихся.
Использование современных образовательных технологий помогает сделать изложение нового материала более увлекательным, наглядным и динамичным, помогает легко устанавливать обратную связь с учениками.  В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании.
При этом применение современных образовательных технологий на уроках повышает статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками.

(Слайд 4) Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Своеобразие и новина опыта заключается в том, что при использовании современных технологий повышается интерес к учебной деятельности и создаются условия для творческой мыслительной деятельности обучающихся.

(Слайд 5) Современные педагогические технологии
в общеобразовательной школе
Часто педагогическую технологию определяют как: 
 совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
    Информационно – коммуникационная технология
    Технология развития критического мышления
    Проектная технология
    Здоровьесберегающие технологии  
    Технология проблемного обучения
    Игровые технологии
   Технология мастерских
    Кейс – технология
    Технология интегрированного обучения
    Педагогика сотрудничества. 
    Технологии уровневой дифференциации 
    Групповые технологии. 
На некоторых из них остановлюсь поподробнее.
(Слайд 6) Информационно – коммуникационная технология
“Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы” (Семёнов А.П.)
Считаю, что новые информационные  технологии  имеют большое влияние на содержание учебных предметов:
возможность более углубленно изучить материал;
заинтересованность учащихся в поиске новой информации;
привлечение учащихся к самостоятельной работе;
осуществление качественного и быстрого контроля знаний  учащихся. 
Применение ИКТ  направлено на  достижение основной цели модернизации образования:
улучшение качества обучения;
обеспечение гармоничного развития личности;
ориентирование в информационном пространстве;
овладение информационной культурой.


(Слайд 7) Информационно – коммуникационная технология в моей работе
Систему применения ИКТ разделяю на следующие этапы:
1 этап:  Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа;
2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта;
3 этап: Применение информационных продуктов на уроках разных типов, во внеклассной работе, при руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся;
4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.
В своей педагогической деятельности я использую:
  готовые презентации,
  самостоятельно подготовленные презентации,
  презентации, подготовленные на основе шаблонов (из Интернета),
  анимированные кроссворды, ребусы, тренажёры и др.

(Слайд 8) Наши результаты работы с Интернет - ресурсами
Ученики вверенного класса принимают активное участие в различных Интернет-конкурсах и олимпиадах и уже достигли некоторых успехов.

Не нуждается в представлении технология критического мышления.
(Слайд 9) Технология критического мышления через чтение и письмо.
 Критическое мышление – разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  
На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. 
На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Происходит формирование собственной позиции.
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.  
Используемые методические приемы развития критического мышления:
1.        Приём «Чтение с остановками» 
2.       Приём « Чтение с пометами»
3. «Да-нетка»


(Слайд 10) Проектная технология
    
Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно конструировать свои знания;
интегрировать знания из различных областей наук;
критически мыслить.

(Слайд 11) Реализация экспериментальной площадки.
В начале 2012 - 2013 учебного года на базе МБОУ «Ромодановская СОШ №2» была создана экспериментальная площадка «Исследовательская деятельность по экологии». Исследовательский проект «Любовь к родному к краю безгранична». Настоящий проект
предусматривает преобразование пришкольного участка,
осуществляет реальную практико – ориентированную деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды,
предоставляет широкие возможности для самореализации учащихся, выполнения ими социально значимых проектов.

(Слайд 12) Школьные клумбы.
В ходе реализации проекта в результате озеленения территории предполагается создание фонда посадочного материала, проведение акций, конкурсов, праздников, мониторингов окружающей среды, а также уроков, экскурсий, практических лабораторных и исследовательских работ, проектной деятельности.

(Слайд 13) Экскурсия на конезавод Ичалковского района
В рамках проекта «Любовь к родному краю» мы посетили с экскурсией конезавод Ичалковского района.

(Слайд 14) Национальный парк «Смольный»
Музей природы
Также с экскурсией побывали в Национальном парке «Смольный», где посетили музей природы, прошлись по экологическим тропам.
(Слайд 15) Национальный парк «Смольный»

Экологическая тропа «Лесная палитра»


(Слайд 16) Проект «Наши зимующие птицы»
С удовольствием приняли участие в Республиканском конкурсе «Покорми птиц!» Несколько кормушек развесили в школьном саду и в течение зимних месяцев подкармливали наших пернатых друзей.

В своей педагогической практике активно использую технологию проблемного обучения.
(Слайд 17) Технология проблемного обучения
 Проблемное обучение отвечает требованиям времени: обучать - исследуя, исследовать - обучая.

          Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Проблемное обучение способствует
достижению высокого уровня умственного развития;
формированию способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности;
развитию интереса к учебному труду;
обеспечению прочных результатов обучения.
   В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.
 строят гипотезу,
намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

(Слайд 18) Игровые технологии
 
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
 Преимущества игровых технологий:
активизация и интенсификация процесса обучения;
воссоздание межличностных отношений;
свободный, психологически раскрепощённый контроль знаний;
отсутствие болезненной реакции учащихся на неудачные ответы;
деликатный и дифференцированный подход к учащимся в обучении.

Классификация педагогических игр
1.   По области применения (физические, интеллектуальные, трудовые и др.)
2.  По (характеристике) характеру педагогического процесса (обучающие, контролирующие, обобщающие, познавательные, творческие и др.)
3.  По игровой технологии (предметные, сюжетные, ролевые и др.)
4.   По предметной области (математические, физические, экологические и др.)
5.   По игровой среде (настольные, уличные, компьютерные и др.)

(Слайд19) Кейс – технология
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
 Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:
анализировать информацию,
сортировать ее для решения заданной задачи,
выявлять ключевые проблемы,
выбирать оптимальное решение и формировать программы действий
Кроме того, дети:
получают коммуникативные навыки
учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.
(Слайд 20) Мои достижения
В рамках самообразования систематически участвую в различных онлай-олимпиадах, конкурсах, видеоконференциях.

Использование на уроках современных технологий является главным элементом обучения для развития познавательной активности, мыслительной и творческой деятельности учащихся.

Возможность тиражирования
Опыт работы представлен:
1) на сайте МБОУ «Ромодановская СОШ №2» : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2) на сайте Социальная сеть работников образования: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3) на сайте ИНФОУРОК [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











15