Конспект урока по русскому языку на тему Части речи. Понятие о частях речи (3 класс)

1
Тема урока. Части речи. Понятие о частях речи.

Цель урока: ознакомить с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи, формировать умение распознавать части речи, развивать орфографическую зоркость, работать над расширением словарного запаса; развивать навыка сотрудничества, доброжелательности.

Ход урока
1. Организация класса.
Психологическая поддержка. Учащиеся становятся в круг, держась за руки. Учитель произносит слова шепотом, дети за ним вслух хором повторяют:
Мы - умные! Мы – старательные!
Мы – дружные! Мы - внимательные!
Мы отлично учимся и все у нас получится!

2. Минутка каллиграфии.
Сс Ск Сл Св
Сквозь землю провалиться- (стыдно)
-Составить предложение с данным фразеологизмом.

3Словарная работа.

На доске записаны ранее изученные 10 словарных слов. Дети в течение минуты изучают их, запоминают. Затем слова закрываются. За две минуты дети должны записать запомнившиеся слова. Взаимопроверка. Оценивание.

4. Мотивация учебной деятельности.

-Что вы знаете о словах? (Ответы детей)

Учитель. Слов в русском языке очень много. В Русском орфографическом словаре их около 180 тысяч.
Все слова поделены на большие группы, которые называются части речи.

-Вы знаете, как они называются? По каким признакам делят слова ?
-Хотите узнать?

5. Изучение новой темы.

Метод «Инфо-угадайка». На листе ватмана (на доске, на флипчарте) учитель
пишет тему урока. Остальное пространство делится на пронумерованные секторы.
Начиная с I сектора учитель записывает части речи, их значение, вопросы. Таким образом поочередно заполняются все секторы. Появляется таблица.



Части речи

Существи-
тельное

Предмет


Кто? Что?


Прилага-
тельное

Признак
Предмета

Какой?
Какая?
Какое?
Какие?
Глагол


Действие
предмета

Что делает?
Что делал?


Числитель-
ное

Число,ко-
личество,
порядок
при счете

Сколько?
Который?

Наречие


Время,
место,
характер
действия

Где?Куда?
Откуда?
Как?
Когда?
Предлог

в, на, за,
по, через,
от, до, к,
из, перед,
под, над


Союз

И, а, но,
да, если,
чтобы,
потому что



-Вы это знали? Что нового узнали о частях речи?
-По каким признакам различаем части речи?
-Продолжить предложение:
- Чтобы узнать, какая это часть речи, нужно

Физкультминутка

6. Закрепление.
1) Работа в парах.

На партах карточки со словами, относящимися к разным частям речи.
Дети определяют часть речи и прикрепляют в таблицу. Аргументируют выбор.
Слива первый словарь и, а, но
Живет в, по, з знает летом
Чудесный смелый перед вдруг

2)Работа в малых группах.
Записать слова, вставив, где необходимо, пропущенную букву. Определить часть речи, написать над словом. (Слова на карточках).

.бед, .бида, со.нце, ш.колад, мя.кий, ж.лтый, опас.ный, д.вятый, закруж.лись,
грус.ный, вп.ред, переб.гал.

Фронтальная проверка.

7. Рефлексия.
-Давайте подведем итоги.
-Какие части речи выучили? Вы знаете о них все или нет?
-Что вызвало затруднение?

1)Составим памятку, как определить часть речи.

1.Прочитать слово.
2.Задать вопрос.
3. Определить, что обозначает.
4. Определить часть речи .

2)Тест. Найди верное утверждение.

-существительное обозначает предмет +
-прилагательное отвечает на вопросы кто? что? -
-глагол обозначает действие предмета +
-слово «быстрый» это глагол -
Проверка .На доске ответ + - + -

Оценивание.

8. Домашнее задание. Упражнение 257 (СильноваЭ.С.)
Правило стр. 122.
Вы путешественники, которые побывали в стране, где живут части речи.
Расскажите об этой стране и ее жителях.