Статья на тему Подходы к конструированию современных уроков истории и обществознания в рамках реализации ФГОС ООО

ПОДХОДЫ К КОНСТРУИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
Агалакова Анастасия Владимировна
Учитель истории и обществознания
МОУ «Железнодорожная СОШ № 2»
Поселок Железнодорожный Усть-Илимский район Иркутская область

Методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) является системно-деятельностный подход. А это значит, что основная задача учителя на уроке - организовать такие условия, которые будут инициировать детское действие, являющиеся основой успешной социализации ребят в обществе. Учителю необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно добывать знания и применять их в решении различных задач. Поэтому на современном уроке, вместо традиционной передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, приоритетной целью становится научить ученика учиться: развивать способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Применение деятельностного подхода на уроках позволяет получать более высокие результаты, успешно формировать у учеников универсальные учебные действия. Урок при деятельностном подходе не сводится к формуле «опрос – сообщение учителем новых знаний – закрепление их учащимися», а может быть построен как сочетание разных видов самостоятельной работы школьников: сравнить, сделать выводы, заполнить таблицу, представить результаты работы, дополнить выступающих.
При планировании своих уроков я, прежде всего, продумываю формы организации учебной деятельности, чтобы каждый ученик смог реализовать свои способности и возможности и стать успешным в процессе обучения.
Собственная практика двухлетней работы по ФГОС ООО показывает эффективность реализации деятельностного подхода при применении следующих технологий, форм и приёмов деятельности учащихся:
Разноуровневое обучение даёт возможность помогать слабому ученику, давать более сложные задания сильному, что помогает реализовывать желание более подготовленных ребят быстрее и глубже продвигаться в образовании. Для сильных – это утверждение в своих способностях, для слабых – возможность испытать учебный успех, что повышает мотивацию к учению.
Исследовательские методы, позволяют учащимся развивать самостоятельность в получении знаний, изучать проблему и предлагать пути решения. Такой подход помогает расширять кругозор и формирует мировоззрение.
Информационно-коммуникативные технологии предоставляют широкий выбор возможностей обогащения содержания образования, использование возможностей участия в различных Интернет-проектов обучающего характера, олимпиадах, что помогает раскрыть потенциал учащихся.
Здоровьесберегающие технологии позволяют равномерно распределять во время урока различные виды заданий. Применяя данную технологию, учитель может чередовать мыслительную деятельность с ТСО, выделять время на самостоятельную работу.
Проектная деятельность даёт возможность развивать самостоятельность в планировании и достижении результата, индивидуальные творческие способности учащихся.
Работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников). Многообразие источников информации: учебник, словарь, справочник, хрестоматия, базы данных интернета учат быстро ориентироваться в многопрофильном потоке информации, осуществлять ее обработку, делать выводы, извлекать уроки. Работая с источником, каждый ученик самостоятельно проходит свой индивидуальный путь познания.
Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы позволяет сделать анализ и сопоставление сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок историков деятельности личности дети учатся давать собственную аргументированную оценку той или иной исторической личности. Например, какие положительные черты ученики выделят в личности Александра Македонского. Что не нравится им в личности Александра?
Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
Подготовка и публичное выступление на семинаре, конференции позволяет формировать у учащихся грамотную литературную речь, умение держаться на публике, ясно и аргументировано излагать учебный материал, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение оппонента, быть толерантным. В ходе урока данное учебное действие можно начать формировать с помощью пересказа пункта параграфа.
Метод «незаконченная тема» позволяет учащимся при изучении новой темы смоделировать историческую ситуацию (предложить свои варианты развития событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков), а затем изучить вопрос по учебнику, сравнив изложение событий в учебнике и собственную версию, объяснить, почему события развивались именно таким образом.
Технологии дебаты и дискуссия предполагают изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки. Формируют умения анализировать факты и события, обобщать их, формулировать и обосновывать свою точку зрения, приучать не бояться своей личной позиции, одновременно развивать навыки толерантности, партнерского общения, цивилизованной дискуссии.
Приём «Синквэйн» позволяет резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких кратких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
Игровые методы развивают познавательную деятельность учащихся, позволяют создать эмоциональный настрой на получение знаний. Она позволяет сделать интересной и увлекательной работу учащихся.
На своих уроках часто использую игры: «Конкурс экскурсоводов», «Турнир знатоков», «Третий лишний», «Найди отличия», «Фестиваль презентаций по теме», «Крылатые выражения», «Данетка», «Конкурс рекламы», «Ассоциации», «Отгадай героя», предлагаю разгадать ребусы. Для формирования навыков продуктивного чтения и выработки умения выделять главное в информации использую такие игры:
«Три предложения»: изложи «главное в трёх простых предложениях»;
«Вопрос-ответ»: в конце урока предлагаю ребятам составить по 3 вопроса к пройденной теме и задать вопросы адресно. Наиболее интересные вопросы оцениваются и становятся материалом для проверочного контроля на следующем уроке;
«Найди отличия (сходства)»;
«Найди ошибки в тексте».
Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само - и взаимооценки учебной деятельности.
Поскольку урок – основная форма организации учебной деятельности, учителю необходимо систематически совершенствовать свою педагогическую компетентность, творчески выстроить самообразование по изучению технологий, методик, приёмов реализации системно-деятельностного подхода на уроках, необходимо овладеть этими технологиями и постоянно осуществлять педагогическую рефлексию проведенных уроков.

Список использованной литературы:

1. Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта [Текст] / Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1.
2. Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся [Текст] / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1.
3. Стрелова О.Ю. Современный урок истории / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 1.












15