Новые подходы в обучении. Диалоговое обучение на уроках познания мира


Новые подходы в обучении. Диалоговое обучение на уроках познания мира
«Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний».
М.М. Бахтин.
Из всех видов речевой деятельности, к которым относят слушание, говорение, чтение, письмо, безусловным приоритетом обладает самая естественная форма речевой деятельности – устная форма – в её основном оформлении диалоге.
Элементарную ступень общения, составляет диалог – от его самой примитивной формы ‹‹вопрос - ответ›› до беседы на заданную тему. Хочу поделиться опытом использования диалога на уроках «Познание мира во 2 «Б» классе. Каждый урок я начинаю с создания благоприятной комфортной обстановки в классе, так необходимой для эффективной работы учащихся. Приемы для психологического настроя я беру различные, но чаще всего это не просто повторение за учителем заученных фраз, а беседа, диалог на заданную тему. Из серий последовательных уроков хотелось бы привести пример использования диалога на этапе организации урока по теме «Человек славен трудом. Хлеб-всему голова». На данном уроке перед учениками стояли следующие цели. Они должны были: узнать отом, какой путь проделывает зерно, прежде чем попасть хлебом на стол. Люди каких профессий трудятся на полях. Размышлять о труде людей.. На этапе организационного момента с целью установления межличностного контакта использовала приём «На что похоже настроение?». Встав вместе с учениками в круг и предложив им улыбнуться друг другу, мы взялись за руки и передавая друг другу тепло своих рук, сказали, на что похоже наше настроение. Меня удивило, что ученики смогли подобрать довольно много ассоциаций. Например, ученик Ю. сказал: « Моё настроение похоже на радугу». Ученик А сказал: « А моё похоже на солнышко». Ученик А. промолчал, когда пришла его очередь говорить. У этого ученика пока ещё существует внутренний психологический барьер, он ещё не вполне адаптировался к обучению в школе и стесняется говорить. Пыталась прийти на помощь, предлагая детям свои варианты. Данная стратегия способствовала созданию в классе атмосферы доверия, когда все ученики чувствуют себя свободно, помогла создать колобаративную среду и настроить учеников на дальнейшую совместную работу. (Фото 1)

Основываясь на убеждении, что «в начале учебного процесса ученики обязательно что-то знают о новой теме, и эти исходные знания являются отправной точкой для усвоения нового материала», применяла вопросы простого порядка , не требующие развернутого ответа.
Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Но, анализ исследований Мерсера и Ходжкинсона (2008) показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задаёт важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки Согласно «Пирамиде обучения» (РдУс32) ученики усваивают тему на 90% через передачу знаний, т.е при обмене мыслями.
Для выполнения следующего задания, ученики работая в форме «Подумай -в паре- поделись», сравнивали профессии учителя и врача, водителя и строителя, используя «Диаграмму Венна». Учитывая их возраст и то, что они эту работу выполняли впервые, в качестве подмостков на доске я вывешивала образец «Диаграммы Венна». Радует то , что постепенно все ребята вовлекаются в работу.
Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении (Руководство для учителя, 2012 г., стр. 144).Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы: дебаты, кумулятивная, исследовательская. Он также говорил, что постановка вопросов является ключевым навыком, так как при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания. Можно использовать различные техники постановки вопросов для всесторонней поддержки обучения учеников, такие как побуждение, апробирование и переориентация. В диалогической беседе вопросы учеников столь же важны, как и вопросы учителя и ответы учеников. На уроке по теме «Горизонт. Линия
Фото 2
Горизонта» мы вместе с детьми учились составлять «толстые и тонкие вопросы» . Пусть это получалось не всегда, но дети задумывались не только над вопросом, но и над ответом к нему. Диалог в обучении, или учебный диалог,- своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе которого происходит информационный обмен между партнёрами и регулируются отношения между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия. Учебный диалог в деятельности школьника представлен в основном двум его видами: учитель-ученик и ученик-ученик. Диалогическое обучение-обучение, подразумевающее под собой беседу двух или более лиц. Александер (2004) утверждает, что беседа не является односторонним процессом общения, а,наоборот, - взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперёд. В диалоге ученики( а также их учителя) являются равноправными партнёрами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата то ,что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлечённость в процесс «обмена мыслями».Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлечённости в процесс обучения является решающей для процесса обучения.. Диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются. Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развиваться как личность. Диалог-это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. Эффективность диалогического общения на уроке довольно- таки высока. Так как диалог подразумевает не просто беседу, а общение, в ходе которого ученики не просто разговаривают о чём-то, а обмениваются своими мнениями по конкретно заданной теме, знаниями и информацией. Обучение в диалоге позволяет детям развивать такие качества как коммуникабельность, развивает культуру речи. Кроме этого они учатся находить компромиссные решения, ведь, сколько участников диалога, столько и мнений и каждый считает своё мнение верным. Участники диалога учатся слушать и слышать друг друга, воспитывают в себе чувство толерантности и уважения друг к другу.
Раньше начиная урок, было примерно так: Я говорю, а ты – молчишь (монолог). После курсов я поняла, что должно быть так:
Я – словечко, ты – словечко, будет песенка (диалог)
Так как урок познание мира интегрированный с другими уроками, я стараюсь этап побуждения начинать с диалога с учащимися, чтобы их вовлечь в беседу. Вопросы начинаю задавать с вопросов низкого порядка с переходом на вопросы высокого порядка, потому что «ученик в диалоге не потребитель знаний, а активный участник процесса добывания знаний». Я считаю, что главная задача диалогового обучения - это приумножить словарный запас учащихся. В наше время учащиеся имеют бедный словарный запас, они затрудняются полно выразить свои мысли. На практике я поняла, что диалог является важным средством обучения. При данном виде обучения дети могут работать в паре, группе, при этом у учащихся развиваются их речевые навыки, монологическая и диалогическая речь.
Несмотря на то, что чаще всего инициатором диалогического общения выступает учитель, можно предусмотреть ситуации, где ученики могут это сделать и самостоятельно.
При планировании уроков я обращала внимание на обеспечение диалогического общения учеников. Содержание учебного материала при этом выступает в качестве предмета и средства диалогического общения между учащимися.
Диалог на подготовительном этапе урока позволяет работать с применением элементов критического мышления (например, составление кластера); при использовании разных форм диалога можно наблюдать у учащихся и разные виды мыслительных процессов .В диалоге происходит передача знаний мыслительной деятельности говорящего. По вопросам учащиеся определяли цели урока, над которым они будут работать во время урока. При работе на практике можно увидеть насколько учащиеся могут применить приобретенные знания . На следующем этапе урока для дальнейшей работы дети делятся на группы , учащимся предлагается выработка критериев для оценивания своих работ. В групповой работе учащиеся так же в виде диалога, в котором высоко мотивированный учащийся отвечает на вопросы низко мотивированного учащегося, продолжают обучение. Высоко мотивированные учащиеся в зоне ближайшего развития обучают, поясняют те задания, которые не усвоил ученик с низкой мотивацией. В группе учащиеся вырабатывают критерии оценивания их работ, из разработанных критериев оценивания выбирают общую шкалу критериев оценивания работ всех групп. Работая в группе учащиеся организуют диалог, участники задают друг другу вопросы, спрашивают и обосновывают свои идеи.
Я хотела бы поделиться опытом проведения диалога из своей практики.
На уроке № 1 по теме «Человек славен трудом» я использовала диалогическое обучение в виде беседы при использовании технологии критического мышления. Используя интерактивную доску было предложено прослушивание текста с последующей постановкой вопросов .В группах нужно было обсудить вопросы и ответить на них. Результаты были довольно таки интересные.
В конце урока ученики должны были составить диалог по теме, используя всю информацию, полученную на уроке.
Фото 3
Далее, урок № 2 по теме «Что посеешь, то и пожнешь». Урок сразу начался с диалога приемом «Авторский стул». Ребята брали интервью у родителей об их профессии и рассказывали всему классу.
На уроке №3 по теме «Вежливость» ребята работали в гпаре и индивидуально, составляли правила поведения за столом, в гостях. Замечательно иллюстрирует использование на уроке диалогового обучения ролевая игра.(фото 3)
На четвертом уроке ребята были разделены на группы, в которых они обсудили эссе каждого ученика и выбрали лучшее. Естественно, они должны были аргументировать в группе почему они считают , что то или иное эссе лучше. При выполнении этого задания они вели беседу, обсуждали, комментировали и аргументировали, а это и есть диалоговое обучение.
Разве это не диалог? Это тоже диалог, который ведётся между учителем и учениками. К сожалению, ответы были не такие развёрнутые, как хотелось бы. Но, тем не менее, диалог состоялся.
Используя стратегию «Инсерт» ребята в парах обсуждали прочитанное, развивая критическое мышление. Еще один вид диалогической беседы взаимообучение, обучение в парах сменного состава, а также составление кластера, синквейна.
На своих уроках стараюсь использовать разные виды деятельности, создать обстановку сотрудничества и сотворчества, что предотвращает утомление школьников, т е способствует здоровьесбережению.
Такая организация урока позволяет использовать разные виды деятельности, создать обстановку сотрудничества и сотворчества, что предотвращает утомление школьников, т.е. способствует здоровьесбережению.
Ну и на стадии рефлексии снова диалог: учащиеся устно подводят итоги тому, что они узнали нового, чему научились, проводят рефлексию настроения.(фото 4)Фото 4
Но, по моему мнению, слишком частое использование диалога может повлечь за собой и отрицательные результаты. Например, диалог может выйти из- под контроля учителя, и тогда он уже не сможет отвечать за качество этого разговора.
Если проанализировать таблицу Фриери, то, наверное, я больше использую демократическое и аффективное обучение. Демократическое обучение – это обучение, выстроенное совместно учителями и учениками. Я стараюсь, чтобы в диалоге ученики не просто опирались на какие-либо сухие факты, но прочувствовали это до глубины души.
Благодаря информации, которую я получила на занятиях, я более глубоко осмыслила, как нужно правильно работать с диалогом на уроке и как им управлять.
После курсов я уже посмотрела на это по-другому. Теперь в парах, тройках и группах находились ученики и слабые и сильные. Причём сильным ученикам даже понравилось помогать своим одноклассникам. В результате у слабых учеников появилась положительная мотивация к изучению предмета, а конкретно, к участию в диалоге. У учеников посильнее повысилась самооценка, ведь они же оказались в силе помочь другому.
Теперь у меня есть над чем работать в будущем. Я планирую дальше работать с диалоговым обучением, так как оно позволяет развивать речевые навыки. Мне необходимо усовершенствовать свою работу: я не буду задавать вопросы в пустоту, то есть один за другим, не давая ученикам возможности их осмыслить. Необходимо чётко распланировать время урока, чтобы успевать провести качественное диалогическое общение. Буду давать ученикам время на размышление, на обсуждение и выводы. Кроме этого, я буду использовать не только демократическое и аффективное обучение, но и критическое, диалогическое, ориентированное на исследование. Тем более я уже знакома с их характеристиками. Я даже не сомневаюсь, что диалогическое обучение будет продолжать приносить свои плоды, только теперь уже в большем количестве и лучшего качества.
Диалоговое обучение приемлемо во всех классах, на всех предметах.
Я хочу пробудить у моих учеников любовь к знаниям, преклонение перед творчеством и желание творить самим.
Использованная литература
Фото 1
Литература : 1. Учебник «Руководство для учителя»
2. Программа.