Рефлексивный отчет использования модуля программой в серии последовательных уроков. ( Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении»)


Отчет АРефлексивный отчет использования модуля программой в серии последовательных уроков.
( Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении»)
Изучая модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» я пришла к выводу, что обучение является взаимодействием во время, которого у детей самостоятельно развивается мышление и речь. Через диалог дети учатся выражать свои мысли и развивают свои коммуникативные навыки.
В результате я хочу видеть моих детей свободомыслящими, уверенными, общительными и ответственными за свое обучение. Очевидно, что диалог рождается из-за потребности человека в общении. У школьников такая потребность существует; она возникает у учащихся и в ходе выполнения учебных работ. Но общение по поводу учебной работы на уроке, как правило, не возникает, учащиеся не взаимодействуют непосредственно друг с другом, а общаются через учителя, который в этом случае является посредником между детьми в их вопросах, ответах, замечаниях и предложениях друг другу. Это лишает учеников возможности в полной мере сотрудничать на уроке, мешает их самовыражению, творчеству, раскованности и естественно в речевой деятельности подавляет способность к саморефлексии.
Зачастую в своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что наши дети, к сожалению, не имеют навыков социального и культурного общения. Я согласна с утверждением Мерсера и Литлтона (2007), что диалог может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности обучения. А для успешного вовлечения в диалоговое обучение (Александер,2004) необходимо учитывать «голос ученика», а также создавать благоприятную среду для того, чтобы обучение было более успешным.
Во время курсов я узнала, что существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей, помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. Я считаю, что особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель управляет темой разговора, уместностью и правильностью того, что говорят ученики и тем, когда и как ученики могут говорить. Ученики моего класса имеют немного прав для разговора. Анализ моих наблюдений показал, что обычный стиль разговора в классе, когда я контролирую беседу, задаю важные вопросы, повторяю ответы учеников и высказываю похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки. 
Планируя интеграция семи модулей в свою практику, для себя определяю основным один модуль, который ярко прослеживался на протяжении всех четырёх уроков. Для того чтобы определить как учащиеся усвоят понимание тем и проследить на какой стадии понимания находятся дети.
При подготовке к уроку я подбирала материал с учетом возрастных особенностей детей второго класса: способность выполнять задание, если поставлена цель и четкая задача действий. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще невелика (10-15 минут) и зависит от условий и индивидуальных способностей ребенка. Преобладает произвольная память, но дети способны и к произвольному запоминанию, они могут овладеть приемами логического запоминания. Достаточно сформировано наглядно-действенное мышление.
Изучение теоретических аспектов по данному модулю является той научной основой, которая позволила мне дополнить теоретические знания и проанализировать практическое применение в серии последовательных уроков. Работа в группах приносит большую пользу: позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает им осознать возможность разных идей, содействует аргументированию своих идей, помогает учителю понять, на какой стадии находятся ученики.
Свою работу по внедрению модуля "Новые подходы в преподавании и обучении» я начала с первого этапа урока, а именно с организационного момента, применив тренинг «Молекула», тем самым я способствовала созданию коллаборативной среды в классе. Далее был применен метод работы в группах, с учетом возрастных особенностей детей. Для того чтобы сформировать группы я раздала стикеры с изображением геометрические фигур, фруктов, по цвету и т д
Моей целью являлось  создание необходимых  условий  для того, чтобы заложить прочный фундамент. В основе взаимодействия с классом на занятиях главное - это сотрудничество, диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитывала индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности. Поэтому я придерживалась организации диалогического подхода, для того чтобы дети обсуждая, разговаривая друг с другом могли прийти к правильному решению.
Диалог между одним учеником и учителем в классе  происходил не часто: так как в классе не было возможности работать только с одним учеником.  Даже если это наблюдалось, то такой диалог был нацелен в основном на класс в целом, для получения коллективного результата. И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя – средством обучающей  деятельности, для  ученика – учебной.
И конечно же применяя метод диалога в групповой работе, в работе в парах мне хотелось научить выработать умение задавать вопросы, как простые, так и сложные. Это навык, которому следует учить, поскольку большинство учащиеся привыкли задавать примитивные вопросы, требующие при ответе на них лишь небольшого напряжения памяти. Вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в понимании задания, и тот, кто умеет их задавать ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет. И здесь возникли мои первые трудности в обучении - ставить вопросы. Иногда легче было самой все рассказать детям, чем задавать вопросы, потому как у учащихся не достаточный словарный запас и слабо развита речь, они не умеют формировать вопросы при диалоге, поэтому был не большой барьер, над преодолением которого пришлось поработать. Планируя свою дальнейшую профессиональную деятельность, отмечаю для себя системное использование «Ромашки Блюма».
Останавливаясь на 4 уроке по теме «Семейные отношения», то здесь необходимо отметить создание проблемной  ситуации через решение ребуса и загадки, который перерастает в побуждающий диалог. Основная задача урока  заключалась не в сообщении ученикам информации, а в обучении их самостоятельно добывать и использовать приобретенные знания.
На первом уроке познания мира по теме «Уход за комнатными растениями» на стадии вызова детям было предложено разгадать кроссворд и разгадать ключевое слово, которым и являлась тема урока. На стадии осмысления дети в группах  составили кластеры, подбирая ассоциации обратного действия. В группах велся активный диалог при составлении кластеров. В процессе исследовательской беседы дети предлагали свои идеи и обсуждали план защиты кластера. Работа получилась, потому что дети активно работали в группе и чувствовали себя комфортно, каждая группа успешно защитила свой кластер.
На этом же уроке состоялась работа в тройках, которая позволила мне проследить за лидерами малых групп. Нужно отметить их сообразительность, умение выстроить свой материал и интересно представить ребятам других групп. В числе лидеров для себя открыла мальчика С ,работая в группе, он мог свободно общаться и даже предлагал свои идеи. Затем с помощью кластера находил правильные ответы на поставленные вопросы. Поэтому дальше приложу усилия, чтобы раскрыть для себя его скрытые возможности.
Я считаю, что данная работа у меня не совсем удалась, так как не все дети умеют работать в малых группах, но я буду ее внедрять, чтобы научить детей работать в группах и выбирать спикера.
В процессе диалога я согласна теорией Харгривса и Гэлтона (2002г) о том, что нужно выдерживать от 3 до 7 секунд, после заданного вопроса, На уроке после заданного вопроса, я давала возможность учащимся сосредоточится, прежде чем дать правильный ответ. Так как у детей различная скорость мышления, которая в результате диалогического обучения может повысится. Выслушивая высказывания и размышления детей, старалась не перебивать, отмечала словами: «Молодец!», «Полный ответ-хорошо» или «Подумай еще, не торопись с ответом». Такой подход снимает напряжение и неуверенность.
Мерсер и Литлтон (2007) показали, что диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении, а по мнению Выготского, ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники и учителя. (Руководство для учителя с 144) Теория исследователей подтверждается практикой, на таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируется мышление и речь. В результате мои дети научились открывать и осваивать новое. В диалоге ученики выражают свое понимание темы, осознают, что у людей могут быть разные идеи, аргументируют свои идеи. Мне как учителю такой подход позволяет определить, на какой стадии находятся ученики в процессе обучения.
На уроках познания мира, в процессе выполнения заданий, все были активными, и была дана возможность скованным ученикам раскрыться, они могли не стесняясь, задавать друг другу вопросы, на которые затруднялись ответить. Поиск ответов производили вместе, сообща в команде и через исследовательскую  беседу. Так я увидела, что работая в группе, слабые учащиеся могли свободно общаться, и с помощью кластера находить правильные ответы на поставленные вопросы. Например, работая над кластером дети хорошо усвоили тему и отметили, что данная форма подачи материала очень им понравилась. На протяжении  всех уроков я наблюдала за учащимися и видела изменения в их поведении и их отношение к обучению. Дети вели себя по-другому: они могли, не стесняясь, задавать вопросы  друг другу, просить помощи даже у тех ребят, с которыми общаются только во время уроков.
В классе, во время уроков и во внеурочное время, у меня всегда был контакт со всеми учениками класса,  была создана атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, дети вели себя свободно, активно участвовали в обсуждениях. При опросе всего класса я старалась охватить всех детей и вести  диалог со всеми учащимися, уделять одинаковое внимание всем детям. Ещё одной важной задачей для меня является подбор вопросов в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учеников, а также развитие навыков в постановке вопросов. Планируя уроки, я включала такую работу, где дети сами составляли простые и сложные вопросы и затем отвечали на них. Так на уроке при защите проектов после выступления одной группы, другие группы задавали вопросы, которые сами составляли.
Получился очень хороший результат. Мои ученики смогли сформулировать сами вопросы и отвечали на вопросы других групп. Такая форма работы помогла ученикам размышлять, расширять словарный запас, оценивать и анализировать информацию.
Опираясь на слова Александера о том, что в диалоге ученик так же, как и учитель является равноправным партнёром для получения согласованного результата, в своей дальнейшей работе буду больше уделять времени на уроках, чтобы обучающиеся сами рассуждали, искали пути решения проблемы, говорили, спорили, приходили к единому мнению.
Проанализировав весь материал, я сделала для себя вывод, что мне необходимо изменить в собственной практике, чтобы достичь максимального успеха диалогового обучения. Первоначально изменить подход при комментировании и анализе ответов обучающихся. Основой является теория Рэгга и Брауна, как учитель может реагировать и комментировать ответы детей. Так же необходимо давать время обучающимся не только после постановки вопроса, но и после получения ответа. Продолжать направленно развивать критическое мышление, умение учиться друг у друга, уважать мнение и прислушиваться к идеям своих одноклассников, повышать мотивацию у обучающихся. Донести до сознания детей, что диалог в обучении является взаимным процессом, в ходе которого осуществляется совместное приобретение знаний.
Из этого модуля я поняла, что все те знания, которые я даю своим ученикам, они должны уметь применять на практике. Я должна давать им только то, что им действительно пригодится, то, чем они могут воспользоваться в последующем. Мне следует познакомиться с интересами учеников, их потребностями, чтобы на основании этого строить последующие уроки. Я должна создать такое «предложение», от которого они не смогли бы отказаться. Теперь в центре моего урока будет УЧЕНИК. Я буду стараться продвигать его на самостоятельное осмысление изучаемого материала, на то, что многое он может узнать сам, посредством диалога между ученик – ученик, ученик – учитель. Ребенок должен чувствовать себя нужным обществу, ОН НУЖЕН.
Изучив литературу по модулю, изменился и мой подход к диалогу. Узнала, что диалог может быть не только ученик – ученик, учитель – ученик, учитель – ученик, учитель – класс, но и ученик – класс.Что же у меня получилось? Получилось, то, что учащиеся научились выражать свои мысли, если раньше им это было сложно, то сейчас они свободно передают их, выполнять вдумчиво задания и передавать их содержание, задавать толстые и тонкие вопросы, готовить совместные проекты, работать в группе. Работая в группах, у них появилось чувство сопереживания, сотрудничества. На уроках больше внимания уделялось обучению детей навыкам получения информации самостоятельно наряду с саморегуляцией и самооценкой.
Используемая литература:
Руководство для учителя, Программа ГОСО 2010г, методическое пособие, Игорь Загашев «Умение задавать вопросы».