ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ


ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Сгонникова Евгения Михайловна
к.п.н., учитель английского языка МАОУ СОШ № 43 с углублённым изучением отдельных предметов
г. Екатеринбург, sgonnikova@list.ruВ статье представлен опыт использования информационно-коммуникационных технологий с целью повышения познавательной активности и мотивации к изучению предмета «Иностранный язык» у учащихся.
Стремительное развитие сетевых информационных технологий все больше входит в жизнь наших детей и открывает новые перспективы в сфере образования. Для большинства учеников Интернет становится привычным и удобным средством для общения и получения информации. Дети активно используют Интернет: ежедневно пользуются электронной почтой, ищут информацию для сообщений и докладов. Прежде всего, важно понимать, чем современный ребенок отличается от того, который приходил к нам учиться раньше. Дети цифровой эры большую часть своей жизни проводят в сети; считают, что их идентичность представлена сразу в нескольких пространствах; склонны выражать себя посредством цифровых технологий; склонны использовать цифровые технологии для получения информации; создали непрерывную функционирующую среду, в которой жизнь человека как никогда раньше переплетена с цифровыми технологиями [4]. Исходя из этого формирование условий для стимулирования познавательной активности учащихся через использование современных информационно – коммуникационных технологий является ключом к решению проблем, связанных с развитием интеллектуального и творческого потенциала современного школьника.
Меняется восприятие информации детьми в целом, и, соответственно, меняется и роль учителя в образовательном процессе. Как же увлечь детей и сделать уроки более интересными, при этом чтобы они не потеряли свою информативность? Теперь учитель должен не просто передать знания ребенку, он должен помочь ребёнку самому разобраться в потоке информации, воспринять её и научиться применять эти знания в жизни. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают познавательную активность учащихся. Яркая, необычная форма подачи учебного материала способствует более прочному усвоению новых знаний у детей и вызывает у учителя огромное желание создавать и применять подобные уроки и далее. Осознанность восприятия информации проверяется при помощи участия в разнообразных олимпиадах, викторинах и конкурсах. Мои ученики являются ежегодными участниками, призерами и победителями олимпиад (таких как Международный конкурс по английскому языку «Лев» и «Британский Бульдог»), таких городских конкурсов как «Конкурс литературных переводов», «Интеллектуальная игра «Whiz Kids», «Фестиваль-конкурс «ФАНТ» (французский, английский, немецкий театр)», телекоммуникационный конкурс «English +», региональный конкурс «Young Readers» и др.
Фрагменты уроков, на которых я использую мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря этому, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, начали высказывать свое мнение и пытаться рассуждать. Самыми любимыми уроками для ребят в рамках предмета «Иностранный язык» стали уроки закрепления пройденного материала, на которых открывается огромный простор для фантазии. Такие уроки проходят в форме виртуальных путешествий («Путешествие в Лондон», «Путешествие по Англии с Мэри Поппинс») в форме интерактивных интеллектуальных или ролевых игр («Что? Где? Когда?», «Своя Игра», КВН).
Возможности ИКТ применяются и во внеурочной деятельности. Частой формой проведения классного часа стала форма интерактивной игры, где основная роль отводится самим учащимся. Здесь применение ИКТ трудно не оценить, учебно-воспитательный процесс направляется на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон занятия становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
Одной из основных целей моей работы с детьми считаю создание новой образовательной среды для развития творческого потенциала школьников. Для этого широко применяю ИКТ, реализуя проектную методику. Обучаемые создают презентации своих проектов в Microsoft PowerPoint, готовят текстовую и наглядную части, в том числе, с помощью Интернет-ресурсов. Подобные проекты разнообразят занятия, делают их более динамичным и повышают мотивацию школьников. Даже самый слабый ученик, при помощи компьютера и Интернета, может легко составить презентацию. Работа над проектом побуждает учащихся не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению, под руководством учителя новых программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Защита проектов проходит в творческой обстановке. Подготовленные ребятами проекты в электронном виде пополняют цифровые образовательные ресурсы образовательного учреждения.
Не могу не отметить роль ИКТ в организации труда учителя. В мультимедийном кабинете иностранного языка имеются материалы для учителей МО в электронном виде, касающиеся профессиональной деятельности учителя, такие как электронный журнал, электронные приложения к урокам, все виды отчетности по предмету, по классному руководству. Применение на уроке проверочных работ и компьютерных тестов, позволяет мне, как учителю, за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его корректировать.
Рассмотрим на примере 6 «Б» класса, в котором я веду английский язык на протяжении 4 лет обучения. Каким же образом повлияло использование ИКТ на уроках английского языка на познавательную активность и на успеваемость ребят в целом?

Таким образом, глядя на показатели мониторинга успеваемости по годам и исследовав данные мониторинга познавательной активности, можно сделать вывод, что современные педагогические технологии в сочетании с современными информационно-коммуникационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности, и просто сделать процесс обучения и воспитания интересным и увлекательным.
Список литературы:
Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». – 2010. http://journal.kuzspa.ru/articles/45/
Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 – 2005. http://festival.1september.ru/articles/415914/.
Коптюг Н.М. Интернет - уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 4. – С. 54-59.
Палфри Джон, Гассер Урс. Дети цифровой эры.: М., Издательство «ЭКСМО», 2011г.-368с.