Технологическая карта урока русского языка. Тема «Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ)». 3 класс. УМК Школа России.


МБОУ БГО Борисоглебская СОШ №3
Технологическая карта урока
русского языка в 3 «А» классе
по программе УМК «Школа России».
Тема урока «Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ)».
Составила и провела
Михейкина Анжелика Александровна,
учитель начальных классов
1 категории.
2015-2016 учебный год.
№ п/п Параметр Описание
Учебный предмет, класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Учебник «Русский язык», 3 класс. УМК «Школа России»
Тема занятия/урока
Тип урока/дата проведения «Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ)».
Урок «открытия» нового знания. 13 января 2016 год.
Цель и задачи урока Цель урока: сформировать умение писать слова с разделительным твёрдым знаком.
Ввести правило написания слов с разделительным твёрдым знаком.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Ожидаемый учебный результат Предметные:
Различать слова с разделительными ъ и ь.
Находить в тексте слова с разделительным ъ, выделять в них приставки.
Объяснять, после каких приставок и перед какими буквами пишется разделительный ъ.
Личностные:- умение анализировать свои действия и управлять ими.
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Коммуникативные: уметь ясно и четко излагать свое мнение, - участвовать в диалоге, задавать уточняющие вопросы.
Познавательные: преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
Термины и понятия Однокоренные слова, корень слова, приставка слова. Разделительный твёрдый знак и мягкий знак. Словосочетания.
Оборудование и материалы 1.Учебник «Русский язык. 3 класс», авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
2. Схема правописания разделительных знаков.
3. Распечатки текста для каждого ученика, карточки.
4. Рисунок Незнайки.
5.Проектор, экран.
6. Презентация.

Ход урока
Этапы урока Формы работы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование УУД
1. Мотивация
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Положительный эмоциональный настрой учеников.
Фронтальная Зачитываю стихотворение.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
На доске запись:
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Запись даты в тетрадь. Обучающиеся слушают
Зачитывают с доски.

Записывают число, Классная работа. Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
2. Физминутка
Цель:мобилизовать внимание обучающихся.
Фронтальная Зачитываю слова:
-Чтобы нам добыть огонь,
Трём ладонью об ладонь.
Вдруг ладошка заискрится,
И бумажка загорится.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем разгибать. (трут ладонью о ладонь)
(сжимают и разжимают пальцы) Личностные УУД: формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность.
3. Минутка чистописания.
Цель: развивать навык письма.
Фронтальная Задаю вопросы:
-Какие буквы не имеют звуков?
Запись: ь, ъ Отвечают.
Буква ь, буква ъ.
Записывают в тетрадь. Регулятивные:-оценивать правильность выполнения действия.
Личностные:- умение анализировать свои действия и управлять ими.
4.Актуализация знаний Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Фронтальная, взаимопроверка, взаимооценка. -Когда пишется разделительный мягкий знак?
На доске появляется схема:
ё е
ь я
ю
и
Игра «В две колонны становись».
Ира собирает слова с разделительным мягким знаком.
Володя собирает слова с мягким знаком, показателем мягкости согласного.
На доске: карточки со словами: пеньки, платье, варенье, карась, колосья, больной, прутья, лезть. Разделительный мягкий знак пишется в корне слова, перед гласными: е,ё,и,ю,я.
Обучающиеся собирают слова.
Взаимопроверка, взаимооценка. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; построение логической цепи рассуждений;
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Коммуникативные УУД: использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства
5. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной проблемы.
Цель: подведение детей к формулированию темы и постановки целей урока.
Фронтальная, парная Раздаю тексты с письмом Незнайки с ошибками на данные орфограммы). Текст письма:
Привет, друзя!
Летом я отдыхал у бабушки. Седал всю кашу, вёл сёмку природы, ухаживал за улями и покрасил коля забора.

Подвожу детей к формулированию затруднения. Почему у них сразу не получилось найти и исправить все ошибки? Каких знаний им не хватает? Помогаю детям сформулировать учебную задачу урока.
-Какие задачи поставим перед собой?
1. Узнать, когда пишется разделительный твёрдый знак.
2. Научиться различать слова с разделительными ъ и ь.
3. Оценивать свои учебные действия. Работают с текстом письма (текст распечатан), пытаются найти ошибки.
Дети фиксируют количество найденных ошибок и формулируют затруднение, почему у всех получились разные ответы.

Ученики подходят к постановке учебной задачи: правописание разделительного твёрдого знака.
Формулируют задачи урока с помощью опорных слов. Регулятивные: выделять и формулировать учебную цель.
-развитие способности к самооценке.
Познавательные:
-анализировать текст с учётом задания;
Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов.
Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, - участвовать в диалоге, задавать уточняющие вопросы.
6. Изучение новых знаний и способов действий.
Цель: знакомство с правописанием разделительного твёрдого знака. Учить детей самостоятельно формулировать правило. Фронтальная, парная На доске: съёмка, съедал.
Давайте исследуем, когда пишется разделительный твёрдый знак по следующему алгоритму:
1.Прочитаем слово.
2. Разобрать по составу.
3. Определить, есть ли в слове приставка.
4. На какую букву оканчивается приставка.
5. С какой буквы начинается корень.
6. Сформулируйте правило.
Когда же пишется разделительный твёрдый знак?
На доске появляется схема:
е
¬ ъ я
ю
ё Запись в тетрадь.
Разбор по составу вслух, запись в тетрадях.
Обучающиеся самостоятельно выводят правило.
Рассказывают правило в парах. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи родного языка.
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем.
Физминутка.
Цель: снять утомление Фронтальная Дружно помогаем маме:
Мы бельё полощем сами.
1,2,3,4 –
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились.
1,2,3,4 – топаем ногами.
1,2,3,4 – хлопаем руками. Выполняют действия, которые отражены в стихотворении.
Личностные УУД: формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность.
Первичное закрепление.
Цель: вырабатывать алгоритм по написанию слов с разделительным твердым знаком. Фронтальная, парная, взаимопроверка, взаимооценка. 1.Спишите, вставив разделительный твёрдый знак.
Под?ход, под?ест, раз?ярённый, по?яснил, под?ём, об?учил.
Расскажите правило.
Работа в паре: продиктуй своему соседу.
1 вариант: под елью, разъяснил, разъединить, бульон, разъярённый.
2 вариант: взъерошенный, съедобный, почтальон, съёмка, варенье. Рассуждают вслух цепочкой, запись слов.
Рассказывают правило.
Диктуют по очереди друг другу, записывают в тетрадь. Обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку, взаимооценка. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
Предметные: формировать навыки правописания слов с разделительным твёрдым знаком; учить делать перенос слов с разделительным твёрдым знаком.
9 .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Фронтальная, индивидуальная, самопроверка. Выдаю карточку:
«Поставь на своё место».
-Коля из букв составлял слова. Вдруг буквы рассыпались. Стал он собирать их, а куда поставить ъ и ь разделительные, забыл. Коле надо помочь.
С.. езд ъ ь
Счаст… е ъ ь
Об…явление ъ ь
С…. ёмка ъ ь
В…ётся ъ ь
Замени одним словом:
- Дорога, круто поднимающаяся вверх?
- Сообщить о чём-то?
-Приблизиться к чему- то на машине?
-Таким бывает воробей после драки?
-Вход в здание.
-Фигура плоская, а тело ….
3. упр.264 на стр.134 или упр.265 на стр. 135 Выбирают два любых задания и выполняют самостоятельно в тетрадях.
После выполнения берут карточку- самопроверку и проверяют выполнения своих заданий. Оценивают каждое задание.
Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) Предметные: формировать навыки правописания слов с разделительным твёрдым знаком.
Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера результаты своей деятельности.
10. Контроль знаний.
Планируемые результаты: научатся определять место орфограммы «Разделительный твёрдый знак в слове»; подбирать примеры к данной орфограмме. Фронтальная,самопроверка, самооценка. Тест (на карточке).
1.Когда пишется разделительный ъ?
А) после суффикса, перед буквами а, и, о, е.
Б)после корня, который оканчивается на согласный звук, перед гласными.
В) после приставок, которые оканчиваются на согласный звук, перед буквами е, ё, ю, я.
2. В какой строке все слова с разделительным ъ?
А) об..ём, с..ёмка, в..ехали, под..езд, с..ел.
Б) бол..шой, п..ёт, под..ём, мурав..и, кон..ки.
В) обез..янка, в..юга, под..ём, вороб..и, об..яснение.
3. Сколько слов с разделительным ъ в тексте?
Из оврага к лесу ведёт крутой под..ём. Осен..ю мы всей сем..ёй поднималис.. на вершину холма. Папа об..явил привал. С радост..ю наблюдали мы, как пылают грозд..я рябин, играют на солнце жёлтые лист..я. Советуем и вам с..ездить на природу.
А) 6 б) 4 в) 3 Выбирают правильные ответы и записывают буквы.
Самопроверка, самооценка. Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Предметные результаты:
Запомнить, когда следует писать разделительный твердый знак
Уметь работать по алгоритму.
11. Рефлексия.
Цель: формировать способность самооценки, оценивать результат учебной деятельности.
Фронтальная, устный опрос. I. Задание на самоанализ.
Закончите предложения:
1 Мне важно знать, как правильно пишутся слова с разделительным твёрдым знаком (Ъ) и с разделительным мягким знаком (Ь), потому что……
2. Чтобы написать слова без ошибок, нужно ………….
II. Задание на самооценку.
Закончите предложения:
Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) как помог(ла) исправить ошибки Незнайки.
Выполнял(а) задания ……(сам(а), с помощью одноклассника, учителя). Обучающиеся выбирают по одному предложению из двух заданий и выполняют. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценки; осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль.
Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
12.Итог урока. Фронтальная, устный опрос. Какие задачи поставили перед собой в начале урока? Как вы думаете, достигли их.
На доске правило записано, надо вставить пропущенные слова: Разделительный ъ пишется после _____ , которые оканчиваются _____ звуком, перед буквами _ , _, _, _ . Отвечают на вопросы. Личностные: самооценка личного вклада в общий результат деятельности.
13. Домашнее задание.
Цель: обеспечение понимания обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Фронтальная с. 134, выучить правило, с. 135, упр. 266, 267. Записывают в дневник. Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;
Познавательные: преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.