Выступление Информационно-коммуникационные технологии и метод проектов — слагаемые успешного развития и саморазвития учащихся на уроках математики


Муниципальный конкурс "Тайны успеха - 2017"
Конкурсное задание «Методический семинар»
Описание педагогического опыта учителя математики
Андреевой Зинаиды Маркеловны,
высшая квалификационная категория,
МАОУ СОШ№41 с. Аксаково муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Тема методического семинара:
«Информационно-коммуникационные технологии и метод проектов - слагаемые успешного развития и саморазвития учащихся
на уроках математики»
«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России
«Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований, является необходимым компонентом экономики, построенной на знании. Создание элементов современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является, прежде всего, математической деятельностью».
Концепция развития математического образования
в Российской Федерации
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет учиться, а тот, кто не научился учиться».
А.Тоффлер Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, предъявляют к человеку новые требования. Неслучайно в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников новых образовательных стандартов ФГОС, конкретно сформулирован идеал современного человека. Для формирования такого идеала в своей педагогической деятельности я изучила идеи личностно-ориентированного и системно-деятельного подходов, принципы системной дифференциации, которые обеспечивают активную позицию ребенка на уроке, способствуют формированию универсальных учебных действий.
Поэтому, я считаю особенно актуальными в настоящее время как обучать детей, с помощью чего учить, как проверить достижение их образовательных результатов.
Учитывая условие, что каждый человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения, я решила принять это условие в своей работе с детьми. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.
Понимая, что современные дети информационного общества, - это дети экранной информации я пришла к мысли, что и этот важный фактор нужно учитывать при организации учебного процесса с целью активизации, повышения мотивации и качества обучения учащихся при изучении своего предмета.
Пути решения проблемы я вижу во внедрении ИКТ и метода проектов в процесс обучения.
Основная цель моей работы заключается в повышении математической грамотности, обеспечении современного качества математического образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности. Я глубоко убеждена, что современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные информационные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.
Спектр использования ИКТ в моей педагогической деятельности достаточно широк.
В образовательном процессе я разделяю их на две группы:
1)технологии, ориентированные на локальный компьютер;
2)сетевые технологии, использующие глобальную сеть Интернет.
Остановлюсь на первой группе - технологии, ориентированные на локальный компьютер

В моем кабинете имеется 1 компьютер, подключенный к сети Интернет, мультимедийный проектор. Имею медиатеку, состоящую из готовых программных продуктов, собственных презентаций и презентаций учащихся.
Компьютер я использую на всех этапах процесса обучения:
при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. 
В своей деятельности широко использую цифровые предметно-методические материалы, представленные в рамках Общероссийского проекта «Школа цифрового века», электронные приложения к рабочим программам по предметам, позволяющие организовать все уроки в течение учебного года с компьютерной поддержкой, включать в свои разработки демонстрационный материал. Они не охватывают весь материал урока, а помогают раскрыть тот или иной вопрос теории.
Эти средства позволяют мне более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении, эффективнее использовать время на уроке,     создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся. Систематическая постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их решать, тем самым я имею дело с творческой личностью всегда способной к поиску, а значит, войдя в жизнь, ребёнок будет более защищён от стрессов.
Используя компьютер, регулярно провожу тестирование обучающего и контролирующего характера. Учащиеся знают шкалу оценок и ориентируются на неё. Такая форма работы позволяет  иметь оперативную информацию о контроле знаний учащихся, о состоянии процесса усвоения знаний каждым учеником по любой теме, видеть анализ работ учащихся с целью ликвидации пробелов знаний.
Использую собственные мультимедийные урок-презентации, которые обеспечивают учащимся получение большого объема информации и заданий за короткий период.
В своей работе презентацию использую на различных этапах урока: для систематической проверки правильности домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, при работе по готовому чертежу на уроках геометрии, особенно в старших классах, предлагаю учащимся образцы записи условия задачи, оформления решений, организовываю устное решение сложных по содержанию и формулировке задач. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д. 
Остановлюсь на второй группе - Сетевые технологии, использующие глобальную сеть Internet
Эта группа технологий позволяет мне реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Ученик сам выбирает траекторию своего развития, используя широкие возможности интернет-обучения (это подготовка индивидуальных заданий, тестирование, оценивание, онлайн-консультации, интерактивные обучающие игровые тренажеры, онлайн-тесты, видео-уроки, интернет- кружки).
Для работы с учениками, родителями и обмена опытом с коллегами создан личный сайт, который является средством для организации индивидуальной дифференцированной работы с учащимися в домашних условиях. Поэтому при постановке домашнего задания, кроме заданий для обязательного выполнения, я предлагаю для выполнения и дополнительные задания, указывая свой сайт, цифровые образовательные ресурсы, интернет-ресурсы.
Организуя во внеурочное время работу с тестами в электронном виде в сети Интернет, у ребят формирую основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем.
Экзамен – это испытание для каждого выпускника. Свою задачу вижу в одном помочь ученикам осознать, что дело ЕГЭ – серьезно и ответственно. Главная моя задача – дать детям качественное математическое образование, научить мыслить, работать самостоятельно и с удовольствием. Думаю, только тогда учащиеся будут владеть настоящей математикой и сумеют использовать полученные знания в практической деятельности и в повседневной жизни. За годы существования ЕГЭ у меня накоплен богатый материал, в том числе выработана мультимедийная обучающая система выпускников, материалы которой были выложены на сайте нашей школы в рубрике «Готовимся к ЕГЭ. Математика». Количество посетителей моей рубрики на май 2016года составлял более 8000 человек, что говорит о его востребованности не только среди учеников нашей школы. Теперь эта работа имеет свое продолжение и на личном сайте.
Такая планомерная работа по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ дает успешные результаты

Рассматриваю современный урок математики как постоянно развивающую форму организации обучения. Главное направление этого развития вижу в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.
Одна из актуальных задач современной школы - помочь реализоваться молодым талантам в жизни, раскрыть их творческий потенциал.
Поэтому одним из главных направлений моей работы с детьми является проектная работа. Неоценимую помощь в этом оказывает сеть Интернет. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, позволяет увеличить скорость разработки проекта и качество его выполнения. При защите таких проектов каждый докладчик сопровождает свою работу презентацией, которая позволяет наглядно продемонстрировать результаты самостоятельно проведенных исследований, привлекая дополнительные материалы к своему сообщению.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся и использование ИКТ помогают развитию важнейших компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть устным и письменным обобщением, а также информационными технологиями. Не случайно в базисный учебный план включён новый предмет основы проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать. В своей работе я использую групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты.
Метод проектов разрушает школьную рутину. Если содержание первых проектов учащиеся готовили на бумаге, то сейчас они представляют их в электронном виде с помощью презентаций.
 (Вашему вниманию предлагаю проекты моих учащихся 5-10 классов и моно-проект учащихся 11 класса «Витамины тригонометрии к ЕГЭ»
с электронным приложением).
Мои ученики проявляют большой интерес к дистанционным мероприятиям. Участвуют и имеют определенные результаты в дистанционных конкурсах и олимпиадах, а также интернет - олимпиадах в режиме онлайн, организованные ВУЗами для старшеклассников 9-11 классов («Строительные кадры Поволжья»), для учащихся 5-8 классов (МетаШкола. Информационные технологии).Использование информационно-коммуникационных технологий оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития  школьников.
Считаю, что компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации, путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику. 

Но обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения.
Согласно опубликованным в литературе данным максимальная частота и длительность применения средств ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в познавательной деятельности. При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала. Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение.
Поэтому на уроке стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, разнообразные приемы и методы, использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет расширить мои творческие возможности как педагога.
Обращаясь к сети Интернет, я участвую в методических видеоконференциях, вебинарах, интернет-педсоветах, семинарах, о чем подтверждают сертификаты и дипломы.
Пользуясь услугами Сети повышаю свою квалификацию, прохожу дистанционные курсы.
(дистанционное обучение, организованное на портале ФИПИ по системе дистанционной подготовки экспертов территориальных предметных комиссий по проверке работ учащихся, освоивших образовательные программы основного общего образования- апрель 2013г., КПК ИРО РБ г.Уфа по теме «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовательной деятельности педагога в свете требований ФГОС нового поколения»- ноябрь 2013г. , КПК МФТИ г.Москва по теме «Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся 8-11 классов по математике»-2015г.,).
Участвую в дистанционных олимпиадах, в том числе и в режиме онлайн (декабрь 2016г.) и веду подготовительную работу в этом направлении с детьми.
Много полезной информации я получаю с различных сайтов, посвященных математическому образованию школьников, пополняю свою методическую копилку.
Участвую в конкурсах педагогического мастерства с использованием ИКТ и являюсь призером муниципального конкурса «ИКТ на уроке-2011» в номинации «Лучший урок математики-2011», являюсь победителем за победу в номинации «Лучший урок математики» в муниципальном этапе республиканского конкурса «ИКТ в творчестве педагога – 2012». Принимала участие во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Формула будущего - 2012» по применению электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. С 2012года участвую в Общероссийском проекте «Школа цифрового века». В 2015г. принимала участие в дистанционном всероссийском конкурсе «Я люблю математику».
Имею публикации….
Мой опыт работы представлен на Всероссийском фестивале «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября», на сайте infourok.ru, на сайте nsportal.ru «Социальная сеть работников образования», на сайте oprb.ru «Информационно образовательный портал Республики Башкортостан».
Итогом внедренения ИКТ и метода проектов
в образовательный процесс
является позитивная динамика изменения мотивации учащихся,
наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся.
Сравнительные показатели успеваемости
Учебный год Математика
(5-6кл.) Алгебра
(7- 11кл.) Геометрия
(7-11кл.)
качество успеваемость качество успеваемость качество Успеваемость
2013-14 - - 48 100 52 100
2014-15 62 100 47 100 50 100
2015-16 58 100 59 100 52 100
Сводные данные успеваемости по математике
Учебный год успеваемость качество знаний
СОУ
2013-14 100 52
53
2014-15 100 48
52
2015-16 100 54
59
Конечно же, использование только ИКТ не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ИКТ делает урок увлекательным и динамичным, повышает информативность урока, эффективность обучения, придает уроку выразительность.
Использование ИКТ позволяет мне как учителю и моим ученикам идти в ногу со временем. И особенно это важно для обучающихся, ведь знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотными специалистами.
В своей последующей работе планирую совершенствовать использование ИКТ на уроках и во внеурочное время: освоить новые компьютерные программы, продолжить проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, а также работу с персональным сайтом и Интернет-ресурсами.
Применяя информационные и коммуникационные технологии, мне удалось:
         Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. В классах как правило 15-25 учащихся, обладающих неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами.
         Создать условия для развития траектории развития учащихся:
применять знания в измененной и новой ситуации;
демонстрировать свою математическую и икт-компетентность;
позиционировать личные достижения и «наращивать» собственную конкурентоспособность;
осуществлять поиск партнеров для реализации совместных проектов;
реализуовать потребность в самовыражении, самоутверждении, самореализации, признании личных достижений.
         Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.)
         Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.

Выводы:
Работать над проектом мне предстоит ещё 1,5 года, но уже сейчас можно говорить об эффективности внедрения этих технологий.
Опыт нашёл поддержку и заинтересовал коллег
Участие в конкурсе муниципального конкурса «ИКТ на уроке-2011» , призер в номинации «Лучший урок математики-2011»
Участие в муниципальном этапе республиканского конкурса «ИКТ в творчестве педагога – 2012», победитель в номинации «Лучший урок математики»
Выступление на совещании руководителей ОУ Белебеевского района и г. Белебея «Информационные ресурсы и компьютерные технологии – основы повышения качества образования» 18.10.2012г.(на базе нашей школы)
Выступление на семинаре учителей математики учреждений образования г.Белебея и Белебеевского района по теме «Применение современных технологий в обучении математике в условиях перехода к ФГОС нового поколения» 14.02.2013г. (на базе нашей школы)
Открытый урок-защита проектов по теме «Тригонометрия в заданиях ЕГЭ» в рамках семинара учителей математики Белебеевского района 14.02.2013г.
Открытый урок-занятие элективного курса «Избранные вопросы математики» с использованием школьного сайта, вкладки «Готовимся к ЕГЭ» в рамках совещания заместителей директоров по УВР ОУ Белебеевского района по теме « 14.01.2014г.
участие в районной научно-исследовательской конференции «Интеллект будущего» учащимися 11 класса (стали победителями с защитой проекта «Витамины тригонометрии к ЕГЭ») январь 2014г.
«Школьные годы чудесные» - итоговое родительское собрание с использованием ИКТ, июнь 2016г.
Создание личного сайта учителя математики, январь 2017г.